Именно по этой причине, мой правовой анализ ситуации, размещен в разделе статей, а не судебной практики, я в свою очередь попытаюсь изложить саму суть дела, возможно, кому-то моя практика пригодится.
Не так давно, ко мне обратилась молодая девушка.
Виктория никогда не состояла в зарегистрированном браке, однако у нее был сын — Костя, от мужчины, который признал ребенка, прожил с ней и сыном четыре года, а затем исчез в неизвестном направлении.
У моего Доверителя был, лишь один вопрос, как лишить биологического отца Кости родительских прав. Со слов Виктории, ее многочисленных родственников и подруг, гражданский муж всегда любил выпить и сходить налево, недавно умерла его мать, но он и на похороны не соизволил явиться.
У судебных приставов находился на исполнении судебный приказ о взыскании алиментов на содержание Кости. НО, на исполнении — это слишком громко сказано, в течение года ни одного перечисления, более того, должник находился в розыске.
Мы с Викторией определились, что в качестве оснований для лишения родительских прав стоит опираться на п. 1,3 ч. 1 ст. 69 СК РФ, т.е. родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:
* 1. уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.
* 3. злоупотребляют своими родительскими правами. В качестве приложения к исковому заявлению фигурировали:
— справки от судебного пристава о наличие задолженности в размере около 100 000 рублей и объявлении лица в розыск,
— характеристики от соседей, воспитателей, учителей, содержание которых сводилось к тому, что отца Кости никто не видел уже более четырех лет, а Виктория одна занимается воспитанием ребенка и полностью содержит себя и ребенка.
Стоит отметить, что в соответствии с ч. 2 ст. 70 СК РФ, в рассмотрении дела принимали участие прокурор, а также орган опеки и попечительства. В связи с тем, что местонахождение ответчика сторонам и суду было неизвестно, в соответствии со ст. 50 ГПК РФ, судом был назначен адвокат, который представлял интересы биологического отца Кости.
Вот выдержки из моего выступления в прениях:
Уважаемый суд, в данном судебном процессе мы решаем очень серьезный вопрос – лишение родительских прав.
Непосредственно в исковом заявлении истец ссылалась не только на нормы российского законодательства, но и на международные нормы права, которые все как один на первое место ставят права и интересы ребенка.
Я же призываю суд при вынесении решения руководствоваться в первую очередь интересами ребенка и не забывать, что родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
В рассматриваемой ситуации я прошу суд обратить внимание на то, что ответчик, не общается с сыном с начала 2010 года.
За это время ребенок дважды отпраздновал свое день рождения – один из любимых детских праздников и ни на одном из них биологический отец (по-другому я даже не могу назвать ответчика) не присутствовал.
Он не дарил ребенку подарков, не звонил, чтобы поздравить и даже не отправил открытки.
А ведь помимо дней рождения, за два года, в жизни ребенка случились и другие праздники или значимые для него события.
Будь то новый года, выпускной в детском саду или первое сентября в школе, во время которых отца не было рядом, он не помогал советом, не интересовался достижениями, не поддерживал во время неудач.
Более того, он не оказывал и не оказывает никакой материальной помощи ребенку. На сегодняшний день всем известно, что именно в этом возрасте, особенно при поступлении в школу материальная помощь для ребенка и матери, которая одна его воспитывает, просто необходима.
Я считаю, что доказательства, представленные стороной истца: показания свидетелей, документы, запрошенные у судебных приставов-исполнителей, характеристики из учебных заведений, характеристика с места жительства от соседей, в достаточной степени подтверждают безразличное отношение ответчика к своему сыну – Константину.
Злостное уклонение ответчика от исполнения своих родительских обязанностей, а именно: полное отсутствие какой-либо заботы о ребенке с его стороны (будь то моральное, нравственное воспитание ребенка или материальное содержание, на сегодняшний день маленького, несамостоятельного человека), на мой взгляд, свидетельствуют лишь о том, что ответчик должен быть лишен родительских прав в отношении своего ребенка.Итогом разбирательства стало вынесение судом решения о лишении родительских прав ответчика. При этом суд принял во внимание и показания свидетелей, которые все как одни говорили о безразличном отношении отца к ребенку, о ведении ответчиком аморального образа жизни, суд также учел наличие задолженности по алиментам и длительное неучастие отца в воспитании ребенка.
Заранее сообщу, что следующая моя статья будет своего рода продолжением истории Виктории и Кости, потому что спустя полгода мы обратились в суд с заявлением об установлении усыновления.
_____________________
Все имена в данной истории изменены по этическим соображениям.