До 11 августа 2011 года алкогольное опьянение фиксировалось, если абсолютная концентрация этилового спирта в выдыхаемом воздухе была 0,5 и более промилле. Таким образом, допускалось, что если этот показатель был меньше, то незначительная концентрация (от 0,1 до 0,49 промилле) вполне допустима. Но с вышеуказанной даты Министерство внутренних дел снизило абсолютную концентрацию этилового спирта в выдыхаемом воздухе до 0,3 промилле. Все это указывает на несомненную актуальность этого проблемного вопроса. Однако с введением нормы, которая снизила предельно допустимую концентрацию алкоголя в крови, проблемы только усилились.
Существует несколько вариантов привлечения водителей к ответственности по ст.18.16 КоАП Республики Беларусь (за управление либо передачу управления транспортным средством лицом\лицу, находящемуся в состоянии алкогольного\наркотического опьянения). В данной статье мы подробно рассмотрим эти случаи, а также возможные меры по противодействию нарушениям требований Закона со стороны инспекторов ДПС.
Однако начнем мы с общих вопросов порядка прохождения медицинского освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения.
Согласно ст. 8.11. ПИКоАП, в случае выявления инспектором ГАИ у водителя признаков алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ — он обязан НА МЕСТЕ ОСТАНОВКИ транспортного средства отстранить такого водителя от управления.
Далее, в соответствии со ст. 10.14 ПИКоАП, физическое лицо, отстраненное от управления транспортным средством, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, подлежит освидетельствованию в порядке, устанавливаемом законодательством Республики Беларусь. Освидетельствование проводится должностным лицом органа, ведущего административный процесс, а при необходимости — с участием врача или иного специалиста.
Обращаю внимание, процедура четко указывает на то, что сначала освидетельствование проводиться на месте и только при необходимости инспектор может предложить вам пройти проверку в больнице с участием врача.
Общий порядок прохождения освидетельствования регулируется Положением «О порядке проведения освидетельствования физических лиц на предмет выявления состояния алкогольного опьянения и (или) состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ », утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 апреля 2011 г. № 497 (далее – Положение № 497) и Инструкцией «О порядке действий должностного лица по доставлению физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего на освидетельствование в организацию здравоохранения », утвержденной постановление Министерства внутренних дел от 15 июля 2011 г. № 256 (Далее – инструкция №256).
Начнем мы с первого Положения, так как основная масса нарушений со стороны инспекторов ДПС происходит на стадии применения именно данного документа. На что следует обратить внимание:
Пункт 2. Освидетельствование физических лиц осуществляется в случаях, когда в отношении их имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, и проводится должностным лицом органа, ведущего административный процесс, следователем, лицом, производящим дознание
Действия и признаки, наличие которых является достаточным основанием полагать, что физическое лицо находится в состоянии опьянения, определяются в соответствии с перечнем согласно приложению 1 к данному Положению № 497
Согласно данному приложению к таким действиям и признакам относятся:
1. Заявление физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего о потреблении им алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ.
2. Заявление иного физического лица о потреблении физическим лицом, в отношении которого ведется административный процесс, подозреваемым, обвиняемым, потерпевшим алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ.
3. Сообщение должностного лица государственного органа или иной организации, общественного объединения о потреблении физическим лицом, в отношении которого ведется административный процесс, подозреваемым, обвиняемым, потерпевшим алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ.
4. Признание физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего о потреблении алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ.
5. Запах алкоголя изо рта.
6. Затруднения при сохранении равновесия.
7. Нарушения речи.
8. Выраженное изменение окраски кожных покровов лица.
9. Покраснение глаз, сужение или расширение зрачков глаз.
10. Шатающаяся походка.
11. Спонтанные движения глаз в горизонтальном направлении при их крайнем отведении в сторону (нистагм).
Согласно пункту 11 Положения, достаточными основаниями полагать, что лицо находятся в состоянии опьянения, является одновременное наличие трех и более действий и (или) признаков, указанных выше.
В соответствии с пунктом 4 Положения, первоначальное освидетельствование проводится должностным лицом органа, ведущего административный процесс, с использованием приборов, предназначенных для определения концентрации паров абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе и (или) экспресс-тестов (тест-полосок, экспресс-пластин).
Исходя из пункта 7 Положения, должностное лицо составляет протокол процессуального действия, удостоверяющий обстоятельства и факты, установленные должностным лицом в ходе освидетельствования, и на основании результатов использования им приборов и (или) экспресс-тестов выносит заключение.
Исходя из норм ПИКоАП, ход и результаты первоначального освидетельствования должны фиксировать понятные (не менее 2 лиц).
Какие типичные данной инструкции нарушения можно выделить со стороны сотрудников ГАИ? Итак:
- Не составляют протокол процессуального действия, в котором не отражают совокупность достаточных оснований для проведения освидетельствования.
- Не проводят первоначального освидетельствования прибором или экспресс-тестом, при условии наличия вышеуказанных инструментов.
- Проводят только одно продутие прибором «Алкотест 203».
- Проводят 2 продутия с интервалом 3-5 минут (установленный в Законе интервал – 15 минут).
- Все процессуальные действия осуществляют в отсутствие понятых.
Также следует иметь в виду тот фактор, что прибор «Алкотест 203 », которым в большинстве случаев проводиться первоначальное освидетельствование, оснащен полупроводниковым датчиком, который кроме этанола (этиловый спирт) реагирует и на другие химические соединения, в том числе и на химические элементы, содержащиеся в табачном дыме. Поэтому перед тем, как вам предложат продуться, ни в коем случае не курите и при возможности тщательно прополощите полость рта.
Также стоит отметить то, что прибор «Алкотест 203″ проходит государственную поверку, подтверждение которой можно потребовать у инспектора. Это лист формата А5, в котором указан номер прибора, дата поверки и срок действия.
Подтверждение государственной поверки всегда находится у инспектора ДПС ГАИ вместе с прибором «Алкотест 203″
Следующей стадией после прохождения освидетельствования в автомобиле ГАИ, является направления гражданина в специализированное медицинское учреждение. Случаи отправки лица в медицинское учреждение для прохождения освидетельствования регламентируются пунктом вторым Инструкции №256. Ниже приводим данные случаи:
1. Совершены действия и (или) должностным лицом обнаружены признаки, наличие которых является достаточным основанием полагать, что физическое лицо находится в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ;
2. У должностного лица отсутствует прибор, предназначенный для определения концентрации паров абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе, соответствующий требованиям технических нормативных правовых актов (далее — прибор);
3. Проведение освидетельствования физического лица с использованием прибора в целом не представляется возможным в силу сложившихся обстоятельств (из-за тяжести состояния физического лица, необходимости специальных знаний при проведении освидетельствования и других);
4. По итогам проведения освидетельствования физического лица с использованием прибора должностным лицом получен результат, указывающий на наличие абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе в концентрации, отличающейся в большую или меньшую сторону от значения 0,3 промилле в пределах погрешности прибора, либо в концентрации менее 0,3 промилле, и наличие одновременно трех и более действий и (или) признаков, указанных в приложении 1 к Положению о порядке проведения освидетельствования физических лиц на предмет выявления состояния алкогольного опьянения и (или) состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 апреля 2011 г. N 497.
5. Физическое лицо по итогам проведения освидетельствования с использованием прибора письменно выражает несогласие с заключением, отраженным должностным лицом в протоколе процессуального действия.
Данный перечень является исчерпывающим, по другим основаниям направить вас не могут.
Первое, на что следует обратить внимание, это в какое учреждение вас привезли, и какой врач будет вас освидетельствовать.
Вот что нам говорит пункт 8 Положения № 497:
«При необходимости проведения освидетельствования с участием врача или иного специалиста должностное лицо обеспечивает доставление физического лица в государственную организацию здравоохранения, имеющую специальное разрешение (лицензию) на осуществление медицинской деятельности, включающее работы и услуги по освидетельствованию для установления факта употребления алкоголя, наркотических и токсикоманических средств и состояния опьянения».
То есть, по прибытии в учреждение здравоохранения вы имеете полное право потребовать копию лицензии для проверки. В соответствующей лицензии должно быть четко прописано, что данное учреждение здравоохранения имеет право оказывать услуги по освидетельствованию. Если такой записи нет, то вы вправе потребовать, чтобы вас отвезли в другое учреждение. Если для города Минска это не вполне актуально, то для областей и городов районного подчинения эта норма может спасти от возможного «развода» со стороны ГАИ и соответствующих врачей.
Вас будут освидетельствовать специальным стационарным прибором. Вы также имеете право потребовать соответствующий сертификат о государственной поверке данного прибора.
Если после продутия данным прибором у вас показало пограничное состояние (0,27-0,29 промилле) вам предложат сдать биологические образцы (в большинстве случаев — кровь).
Помните, что сдача биологических образов – это ваше право, а не обязанность. Многие граждане этого не знают, и этим зачастую злоупотребляют инспекторы ДПС. А между тем, содержание алкоголя в крови ВСЕГДА выше, чем в выдыхаемом воздухе. Поэтому если вы оказались в пограничном состоянии – отказывайтесь от сдачи биологических образцов. Освидетельствование вы прошли путем продутия, и никто не вправе насильно брать у вас кровь или мочу.
Также следует помнить о том, что после освидетельствования, если вы не по прежнему не согласны с его результатами, у вас есть 2 часа на переосвидетельствование в других медицинских учреждениях.
Не стоит также забывать о том, что согласно статье 62 Конституции Республики Беларусь, каждый гражданин имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей.
Право на получение юридической помощи является одним из важнейших элементов механизма обеспечения прав и свобод личности. Оказавшись в проблемной жизненной ситуации, не имея специальных юридических знаний и навыков, человек нуждается в квалифицированной помощи профессионала для осуществления и защиты своих интересов.
Согласно статье 2.8 ПИКоАП
1. Физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, имеет право на защиту. Это право оно может осуществлять как лично, так и с помощью защитника в порядке, установленном настоящим Кодексом.
2. Судья, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, обязаны разъяснить физическому лицу, в отношении которого ведется административный процесс, предоставленные ему права и принять меры к тому, чтобы оно имело фактическую возможность использовать все установленные настоящим Кодексом средства и способы для своей защиты.
Согласно ст. 4.5 ПИКоАП, в качестве защитника в административном процессе могут участвовать адвокаты, являющиеся гражданами Республики Беларусь; адвокаты, являющиеся гражданами других государств, — в соответствии с международными договорами Республики Беларусь. По ходатайству физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, в качестве защитника по постановлению органа, ведущего административный процесс, может быть допущен один из близких родственников либо законных представителей лица, в отношении которого ведется административный процесс.
То есть, в момент первоначального освидетельствования, вы имеете право требовать, чтобы при освидетельствовании присутствовал ваш защитник (если у вас заключен договор об оказании юридической помощи – то адвокат, если нет – то может один из ваших близких родственников). На большинство ГАИ-щников данное заявление действует отрезвляюще. А вас это защитит от возможной провокации и нарушений. Также следует помнить, что до приезда защитника проведение любых процессуальных действий запрещено, а если таковые все же проводились, то их следует признавать незаконными.
Также следует учитывать, доставление вас в учреждение здравоохранения – это есть по сути административное задержание, то есть фактическое кратковременное ограничение свободы физического лица, в отношении которого ведется административный процесс.
В этом случае инспектор ДПС ОБЯЗАН составить протокол об административном задержании и направление в учреждение здравоохранения на предмет освидетельствования.
Однако на практике в 99,9 % случаев это не происходит. А все это есть грубое нарушение процессуального Закона.
Что должен представлять собой протокол административного задержания? Итак, согласно ст. 8.5 ПИКоАП, в протоколе административного задержания физического лица указываются дата и место его составления, должность, фамилия, имя и отчество должностного лица, составившего протокол, сведения о личности задержанного, основания, место и время его фактического задержания.
При этом задержанному разъясняется установленное пунктом 5 части 1 статьи 4.1 настоящего Кодекса право пригласить защитника. Протокол подписывается лицом, его составившим, и задержанным. В случае отказа задержанного от подписания протокола в нем делается соответствующая запись с указанием мотивов отказа. Копия протокола вручается задержанному по его просьбе.
Однако как уже отмечалось выше, инспекторы ДПС не составляют данного процессуального документа на этой стадии.
Какие еще советы мы можем вам предложить?
1. В последнее время участились случаи, когда инспекторы ДПС требуют от водителей перегнать якобы неправильно припаркованный автомобиль, а потом начинают утверждать, что водитель был пьян и привлекают его по ст.18.16 КоАП. Абсурдность ситуации заключается в том, что водитель действует исключительно по требованию инспектора ДПС и в его действиях отсутствует вина в виде умысла или неосторожности. Подробнее о таких случаях мы писали в мартовском номере. По таким ситуациям вывод простой – если вам звонят на мобильный, домашний телефон, в домофон или еще как то связываются и говорят, что ваш автомобиль якобы неправильно припаркован и требуют перепарковать, а вы не уверены в своем состоянии – в первую очередь попросите предъявить весомые доказательства неправильной парковки транспортного средства, а во вторых, если инспекторы будут все же настаивать на перепарковке, скажите, что вы не уверены в своем состоянии дайте им ключи, чтобы сами они и перепарковали.
2. Не подписывайте. В протоколе об административном правонарушении, в акте освидетельствования во всех графах ставьте фразу «не согласен» и отмечайте все нарушения, описанные выше.
3. Не признавайте вину, как бы инспекторы ГАИ на этом бы не настаивали. Признание вины – это 99 % привлечения вас к ответственности и невозможность в дальнейшем отбития. В 1937 году действовал принцип «признание вины – царица доказательств». К сожалению, на современном этапе данный принцип также имеет место быть. Новой формой пресечения вашего законного права на обжалования вынесенного постановления по делу со стороны органа, ведущего административный процесс, является следующий способ. В момент рассмотрения дела в органе ГАИ вам дают на подпись бумагу следующего содержания:
«…Гражданин А вину во вменяемом правонарушении признал полностью, в содеянном раскаялся. На вопрос, не является ли его признание вынужденным, он заявил, что не является, а имеющиеся в деле доказательства не оспаривает и исследовать их не желает. Лицу, в отношении которого ведется административный процесс, было разъяснено, что отказ от исследования доказательств влечет недопустимость обжалования или опротестования постановления по делу об административном правонарушении по этому основанию»….
Данная запись может содержаться и в самом тексте постановления. Поэтому никогда не подписывайте подобных документов, так как в дальнейшем вы не сможете обжаловать вынесенное постановление. Ни суд, ни прокуратура не примет соответствующих мер, если под подобной записью будет стоять ваша подпись.
4. Требуйте адвоката. Профессиональный юрист поможет вам в сложной жизненной ситуации и пресечет нарушения Закона в самом начале административного процесса. Помните – к адвокату как и ко врачу следует обращаться на ранней стадии возникновения проблемы.
5. Требуйте понятых. Если в присутствии двух посторонних граждан инспектор ДПС начнет утверждать, что человек «пьян», а на самом деле он абсолютно нормально выглядит и четко говорит, то, безусловно, понятые это увидят и отразят в протоколе процессуального действия.
6. Носите с собой видеокамеру. Если инспектор начинает утверждать о признаках опьянения снимите свое лицо, запишите свою речь, чтобы позже доказать то что вы были абсолютно адекватны.
7. В случае если инспектор ГАИ отказывается проводить освидетельствование на месте или же составлять протокол перед отправкой в медицинское учреждение, постарайтесь найти как можно больше свидетелей, чтобы зафиксировать нарушение и пишите все на видеокамеру.
8. При общении с работниками ГАИ соблюдайте все меры безопасности – не выходите из автомобиля и старайтесь вызвать на помощь как можно больше людей в качестве свидетелей.
Это далеко не исчерпывающий перечень возможных мер поведения. Каждая жизненная ситуация своеобразна и индивидуальна.
Такие проблемные ситуации могут случиться с каждым из нас на дороге.
Проблемы, как правило, настигают внезапно, потому каждую минуту нужно быть готовым ко всему. Все люди, которые обращались к нам за помощью, не знали, что именно в этот вечер или ночь их остановят работники ГАИ и в дальнейшем привлекут к ответственности.
http://advokat-latyshev.by/