Инициативная группа депутатов Государственной Думы выступила с предложением и внесла на рассмотрение нижней палаты российского Парламента проект № 503845-6 Федерального закона «О франчайзинге» (далее — Законопроект).

По мнение парламентариев, предложенный ими документ решит проблему франшиз-пустышек и очистит рынок от недобросовестных игроков.
 
Необходимость правового регулирования коммерческой концессии не вызывает сомнений. Но документальное декларирование таких инициатив должно быть юридически грамотным.
 
Во-первых, депутаты предлагают нормативно закрепить понятия договоров франчайзинга и субфранчайзинга в статьях 3-4 предлагаемого ими Законопроекта, при этом забывая, что в гражданском кодексе данный вид соглашений именуется, как договор коммерческой концессии и субконцессии соответственно. Разная терминология может только осложнить данный вид отношений между рыночными субъектами.
 
Парламентарии подробно описывают, что договор франчайзинга должен быть заключен в письменной форме (п.3 ст.3 Законопроекта). При этом, не поясняют в какой именно: простой или с нотариальным удостоверением. Кроме того, Законопроект полностью игнорирует ст.1028 гражданского кодекса, в соответствии с которой договор коммерческой концессии подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. И в очередной раз возникает недопонимание какой нормой права мне, как юристу, руководствоваться и нужно ли регистрировать данный вид соглашений.
 
Депутаты правы, что предпринимательское сообщество заинтересовано в правовой регламентации понятий, регулирующих данный вид деятельности. Но текст предложенного ими документа не содержит определений конверсионного франчайзинга, производственного, товарного или такой формы, при которой передается право не только на использование товарного знака, но и отработанной модели организации бизнеса.
 
Вызывает вопрос и содержание п.9 ст.9 Законопроекта, которым парламентарии вменяют в обязанность пользователям франшизы указывать франчайзором требования к франчайзи. В какой форме пользователь может нести ответственность за указание правообладателем требований к нему?
 
Руководствуясь п.15 ст.9, предложенного депутатами документа, франчайзор обязан указать, должен ли франчайзи управлять предприятием самостоятельно или может нанять вместо себя руководителя. Такая формулировка является юридически некорректной. В ст.5 Законопроекта народные избранники дают четкое определение франчайзи – коммерческая организация или индивидуальный предприниматель. Последний не является юридическим лицом и никакого руководителя у него нет. А у коммерческой организации любой организационно-правовой формы есть исполнительный  орган, который может быть единоличным или коллегиальным.
 
Кроме того, основа юриспруденции – это конкретные законодательные формулировки, поэтому в п.1 ст.9 Законопроекта правильно указывать не ниша компании, а основной вид экономической деятельности; не форма бизнеса, а организационно-правовая форма и т.д..
 
Текст 11-ти статей проекта Федерального закона не содержит никаких законодательных ноу-хау, нет ничего, что могло бы модернизировать рассматриваемый вид взаимоотношений.
 
О наличии орфографических ошибок говорить не принято, но шесть депутатов-профессионалов, видимо, забыли в п.3 ст.7 Законопроекта добавить слово «право», при описании возможности франчайзи участвовать в обсуждении.
 
В результате изложенного, проект № 503845-6 Федерального закона «О франчайзинге» в предложенном виде не может быть принят. Парламентариям стоит разобраться в данном вопросе, проконсультироваться со специалистами и уже потом принимать решение.

Документы

Вы можете получить доступ к документам оформив подписку на PRO-аккаунт или приобрести индивидуальный доступ к нужному документу. Документы, к которым можно приобрести индивидуальный доступ помечены знаком ""

1.Законопроект 503845-​6354.4 KB

Да 6 6

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Бозов Алексей, Морохин Иван, Федоровская Наталья, gizatullinufa, arshaninov, Климушкин Владислав
  • 22 Апреля 2014, 20:46 #

    Вот и я не раз уже говорил, что экономисты «мутят воду», что бы юристы «рыбу не словили». Этих депутатов надо натянуть на закон о русском языке, и пока не слезут, что бы молчали.

    +4
  • 23 Апреля 2014, 05:09 #

    Уважаемый Артем Андреевич, у меня уже давно есть ощущение того, что наши законодратели, уже совсем не понимают, что и как они пишут в своих законопроектах, и их всех давно пора распустить по домам — пусть лучше на местах народное хозяйство поднимают. Так от них вреда меньше будет.

    По-моему, большинство министерств и всех депутатов, давно пора заменить одним органом — собранием здравомыслящих специалистов.

    +3
  • 23 Апреля 2014, 05:37 #

    Надеюсь, что ЭТО Госдума даже рассматривать не станет. И делать этого нельзя хотя бы из-за названия закона и содержащихся в нем «терминов».

    +4
  • 23 Апреля 2014, 13:27 #

    Артем Андреевич,  прекрасная рецензия на сомнительного  рода  законопроект. На месте Нарышкина я бы  на 100 % использовал  данную статью   при подготовке  рекомендации к отклонению законопроекта. 

    +2
  • 23 Апреля 2014, 16:05 #

    Уважаемые коллеги, благодарю Вас за комментарии! Мнение профессионального сообщества — лучшее подтверждение огульности предлагаемого законопроекта.

    +1
  • 24 Апреля 2014, 21:19 #

    Артём Андреевич, напишите в профильный комитет (можно по электронке им сбросить). Они прислушиваются к таким соображениями. Напомните им, что В.Н.Плигин заявлял, что законодательство в стране в основном построено, так что ни к чему крутить его туда-сюда.

    +1

Да 6 6

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Госдума пытается разобраться во франчайзинге» 1 звезд из 5 на основе 6 оценок.
Эксперт Лизоркин Егор Владимирович
Пятигорск, Россия
+7 (960) 228-1228
Персональная консультация
Независимый эксперт по наркотикам. Рецензирование экспертизы наркотиков. Помощь адвокатам в оспаривании экспертиз наркотических средств. Выезд в суд любого региона страны.
https://lizorkin.pravorub.ru/
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/
Адвокат Фищук Александр Алексеевич
Краснодар, Россия
+7 (926) 004-7837
Персональная консультация
Банкротство, арбитражный управляющий: списание, взыскание долгов, оспаривание сделок, субсидиарная ответственность. Абонентское сопровождение бизнеса. Арбитраж, СОЮ, защита по налоговым преступлениям
https://fishchuk.pravorub.ru/

Похожие публикации

Продвигаемые публикации