Современный Китай по праву первая экономика мира, развивающаяся немыслимыми темпами. Это благоприятный инвестиционный климат и высокотехнологичное производство любых товаров: от булавки до сложной электроники. Это последние достижения науки и техники, а так же умелое сочетание цены и качества.
Сегодня Китай обладает мощнейшим экспортным потенциалом — каждый второй мобильный телефон, каждая третья игрушка и каждый пятый джемпер имеют маркировку «Made in China». Товары из «поднебесной» дают возможность получать максимальную прибыль в короткие сроки, поэтому перспективность бизнеса с Китаем очевидна.
Однако на практике 80% российских компаний, выходя на китайский рынок терпят фиаско. Сотрудничество, изначально обещающее хорошие прибыли, нередко заканчивается конфликтами, судебными тяжбами и безвозвратной потерей денежных средств. Не секрет, что самостоятельное ведение бизнеса с Китаем по силам далеко не всем.
Даже наличие некоторого опыта внешнеэкономической деятельности, не гарантирует, что ваша компания не станете жертвой недобросовестных контрагентов, псевдо-производителей, а то и просто мошенников.
Но ничего, информирован, значит вооружен — знание основ национальной специфики китайского бизнеса, а так же некоторых уловок и хитростей местных поставщиков, поможет избежать серьезных ошибок, особенно на начальном этапе.
Китайский «лохотрон»
«Кидают» по разному, но мы остановимся на наиболее распространенных формах обмана.
1. Ни одна китайская фирма не согласится отгружать товар без предварительной оплаты. Как правило 30% от суммы поставки требуется оплатить на момент заказа товара и оставшиеся 70% непосредственно перед его отгрузкой.
Этим умело пользуются мошенники — «скаммеры». Big order scam (афера большого заказа) — это классическая схема, по которой получив оплату, лже-поставщик пропадает. В такой ситуации глупо надеяться на помощь китайской полиции, не вы первый, не вы последний.
2. Еще одна хитрость — цена заказанного товара может неожиданно увеличиться после того, как внесена предоплата. Изменение условий поставки — самый типичный случай. Не хочешь доплачивать, товар тебе не видать. Но и деньги обратно не получишь.
3. Если отгрузка образцов по оговоренной цене прошла удачно, не факт, что цена не подскочит при размещении основного заказа. Предлогов тому будет масса: подорожавшее сырье, повышение заработной платы рабочих, снижение курса китайской валюты и тому подобное.
4. Бывает так, что отгружают совсем не то, что ожидал получить покупатель. Может прийти контейнер, в котором сплошной брак, некачественный контрафакт, кустарное производство, или просто мусор.
Многие китайские коммерсанты руководствуются принципом — бери, что дают, и бороться с этим очень трудно.
5. Еще один способ надувательства, когда мошенники покупают обанкротившуюся логистическую фирму и от ее имени принимают оплату и груз к доставке. В результате ни денег, ни товара.
6. При длительной поставке может выяснится, что вас элементарно обворовывают: материал из которого сделана подошва кроссовок стал более жестким, пластик корпуса микроволновой печи пожелтел, толщина покрывала стала тоньше, шнур от электробритвы стал короче, в кофте уменьшилось содержание шерсти и наоборот выросло содержание синтетических волокон.
7. Еще одно ухищрение — обман при выборе способа оплаты. Поставщик может предложить использовать PayPal или Western Union, и оплату не на счет фабрики, а в адрес частного лица.
Приняв такие условия, покупатель скорее всего больше своих денег не увидит, и товар, естественно никто отгружать не будет.
8. Если продавец с материковой части Китая будет настаивать на оплате через Гонконгский оффшор, результат возможен так же плачевный.
9. Очередное ухищрение китайских предпринимателей заключается в том, что англоязычные названия китайских компаний зачастую не соответствуют официально зарегистрированным наименованиям. При возникновении экономического спора шансы покупателя отстоять свои интересы будут равны нулю.
Китайские суды не рассматривают иски, в которых некорректно прописано название ответчика.
Так каким образом обезопасить себя от подобных махинаций? Что делать, чтобы не попасть в сети мошенников?
Запросите у потенциального поставщика документы, выданные регистрирующими органами: Свидетельство о государственной регистрации компании и Свидетельство о постановке на учет в налоговом учреждении. Попросите удостоверить полномочия юридического представителя компании на подписание контракта. Ознакомьтесь с документом, удостоверяющим личность подписанта.Удостоверьтесь в наличии у поставщика экспортной лицензии и Сертификатов качества на товар.
Сделайте запрос относительно компании-поставщика в местное Управление промышленности и торговли. Если поставщик например из Гуанчжоу, обращаться необходимо в Guangzhou Administration for Industry and Commerce.
Не игнорируйте составление внешне-экономических контрактов, не ограничивайтесь только инвойсом. Правильно заключенный контракт сведет к минимуму правовые и финансовые риски. Вместе с этим станет возможным привлечение недобросовестного китайского партнера к ответу в Пекинской Международной экономической и торговой арбитражной комиссии, или в государственных арбитражных судах страны.
Практикуйте только межбанковские формы расчетов: L/C или T/T.
Посетите фабрику производителя или компанию поставщика непосредственно в Китае.
И даже соблюдение всех вышеперечисленных мер не даст 100% гарантии безопасности планируемых сделок. Здесь необходим комплексный подход. Поэтому крупный бизнес предпочитает юридическое сопровождение внешне-экономической деятельности.
Таким образом отечественные предприниматели защищают свои сделки от финансовых потерь, устраняют риски «поставщика», «перевозчика», «серого импорта».