Земельный налог исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельных участков. Налоговой базой признается кадастровая стоимость по состоянию на 01 января налогового периода (1 января соответствующего года). В Ярославской области с 01.01.2012 г. кадастровая стоимость земельных участков была установлена Постановлением правительства Ярославской области № 702-п от 20.09.2011 г.
В Ярославской области была разработана следующая схема
1) в начале 2013 г.,без информирования собственников земли, комиссия в составе ФГБУ «ФКП Росррееста", Управление Росреестра по Ярославской области признала недостоверной кадастровую оценку земельных участков предназначенных для размещения торговых объектов г. Рыбинска и Ярославля.
2) 15.10.2013 губернатор Ярославской области подписал постановление №1395-п, которым установил новую — повышенную кадастровую стоимость более 2000 земельных участков. Постановлением установлено, что новая кадастровая стоимость применяется с 01.01.2012 г.
3) в 2014 г.(а по некоторым участкам возможно и в 2013 г.) были внесены изменения в государственный кадастр недвижимости (ГКН), в результате которых отображается дата внесения кадастровой стоимости указанной в постановлении от 15.10.2013 — 01.01.2012. То есть ФГБУ «ФКП Росррееста» внесло недостоверные сведения в государственный кадастр. Таким образом, Федеральное государственное Бюджетное учреждение считает существовавшими те исторические факты, которых и быть не могло 01.01.2012 г.
(1)
Анализ постановления правительства области 1395-п от 15.10.2013 г.
Пункт 1 устанавливает новые кадастровые стоимости земельных участков.Согласно пункту 2 постановления от 15.10.2013 г. № 1395-п: «Изменения вносимые постановлением, подлежат применению с 01.01.2012.»
Согласно пункту 3 постановления от 15.10.2013 г. № 1395-п: «Постановление вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.»
В соответствии со статьёй 53 Закона Ярославской области от 07.03.2001 № 16-з официальным опубликованием считается публикация в газете Документ-регион (если иное не предусмотрено нормативным актом имеющим большую юридическую силу). Постановление от 15.10.2013 г. № 1395-п опубликовано в газете Документ-регион 25.10.2013 г.
Противоречие 1:
Нормы регионального законодательства:Пункт 2 постановления Правительства Ярославской области от 15.10.2013 г. №1395-п: «Изменения вносимые постановлением, подлежат применению с 01.01.2012.»
Нормы федерального законодательства:
Статья 57 Конституции РФ, статья 5 и 391 Налогового кодекса РФ
Статья 391 НК РФ: Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Постановлении Конституционного суда РФ от 02.07.2013 г. «по делу о проверке конституционности Положений пункта 1 Статьи 5 и статьи 391 Налогового кодекса РФ в связи с жалобой ОАО «Омскшина».
Комментарий:
Конституция и Федеральное законодательство не допускает наличия обратной силы у нормативных актов ухудшающих положение налогоплательщика. Конституционный суд указал:Возлагая на граждан обязанность платить, законно установленные налоги и сборы Конституция РФ вместе с тем гарантирует защиту их прав в тех случаях…. когда закону, устанавливающему новые налоги или ухудшающему положения налогоплательщика придается обратная сила.
Это означает, что недопустимо не только придание законам обратной силы путем прямого указания об этом в самом законе, но и принятие законов по своему смыслу имеющих обратную силу, хотя бы без особого указания об этом тексте закона. (Постановление Конституционного суда РФ от 08.10.1997 №13-п).
… предусмотренные в статье 57 Конституции РФ гарантии оказывают воздействие на все отношения, связанные с установлением налогов и сборов без относительно к формально-отраслевой принадлежности тех правовых средств, которые в целях налогового регулирования используются законодателем
Противоречие 2:
Нормы регионального законодательства:Пункт 3 постановления Правительства Ярославской области от 15.10.2013 г. № 1395-п: «Постановление вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.».
Нормы федерального законодательства:
Статьёй 24.20 Федерального закона № 135-фз от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в РФ» установлено: «сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости
Комментарий:
Согласно региональному законодательству информация о кадастровой стоимости земельных участков, указанных в постановлении правительства ЯО от 15.10.2013 № 1395-п применяется с ноября 2013 г., если считать датой официального опубликования – дату выхода газеты Документ- регион.Согласно федеральному закону — информация о кадастровой стоимости земельных участков применяется с даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости. Таким образом, Федеральные законы устанавливают повышенные требования к порядку опубликования постановлений правительства субъекта РФ об установлении кадастровой стоимости.
Следовательно завершением процедуры опубликования Правительства Ярославской области от 15.10.2013 г. № 1395-п является размещение информации о новой стоимости в общедоступном информационном ресурсе – Государственном кадастре недвижимости.
То есть, применение информации о кадастровой стоимости связано с размещением информации в том информационном ресурсе, который используется налогоплательщиками при исчислении налогов (Опубликование кадастровой стоимости в ГКН.)
Противоречие 3:
Нормы регионального законодательства:Пункт 3 постановления Правительства Ярославской области от 15.10.2013 г. №1395-п: «Постановление вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.»
Нормы федерального законодательства:
Статьёй 396 Налогового кодекса РФ и Постановлением Правительства РФ от 07.02.2008 №52 установлено, что налогоплательщики получают информацию о кадастровой стоимости земельного участка, используемой для целей налогообложения, двумя способами:
- На сайте Росреестра ( www.rosreestr.ru ) (Росрреестр это сокращенное наименование Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии т.е органа исполнительной власти РФ);
- В виде справок, выдаваемых ФГБУ «ФКП «Росреестра».
Комментарий:
Процедура исчисления налога, установленная Налоговым кодексом РФ, не допускает применение новой кадастровой стоимости из нормативных актов до внесения её в государственный кадастр недвижимости, то есть постановление Правительства Ярославской области от 15.10.2013 г. № 1395-п не могло применяться до даты внесения сведений в ГКН по процедурным причинам.Противоречие 4:
Нормы регионального законодательства:Пункт 3 постановления Правительства Ярославской области от 15.10.2013 г. № 1395-п: «Постановление вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования»
Официальная позиция Федеральных органов исполнительной власти.
Комментарий:
По одному из участков ФГБУ «ФКП Росреестра» и Росреестр до **.**.2014 предоставляло сведения, что кадастровая стоимость не изменялась с 01.01.2012. То есть исполнительная власть РФ не признавала Постановление Правительства ЯО № 1395-п до внесения сведений в ГКН.Вопросы соблюдения законодательства органом ведущим кадастровый учет:
Сейчас постановление Правительства Ярославской области от 15.10.2013 г. № 1395-п, в части установления кадастровой стоимости с 01.01.2012 г. исполнено ФГБУ ФКП Росреестра. И налогоплательщик, запрашивая информацию о кадастровой стоимости в порядке установленном статьёй 396 Налогового кодекса РФ, получит информацию о том, что кадастровую стоимость увеличили с 01.01.2012 на основании постановления Правительства ЯО от 15.10.2013 № 1395-п.
Таким образом, ФГБУ ФКП Росреестра не признает действие Конституции РФ, и разъяснения Конституционного суда по вопросу отсутствия обратной силы у нормативных актов влияющих на исчисление налогов.
Для достижения данного результата ФГБУ ФКП Росреестра пришлось «поиграться» с датой внесения стоимости в ГКН: то есть указать в качестве даты внесения стоимости в ГКН — дату в которую действия по изменению кадастровой стоимости не проводились.
(2)
Обзор судебной практики
В аналогичных ситуациях налогоплательщики как правило не оспаривают Постановления региональных органов власти, которые изданы в нарушение Конституции РФ и Федеральных законов (Вопросы превышения полномочий Губернаторами не обсуждается).Оспаривание последствий применения нормативного акта изданного в нарушение Конституции и Федеральных законов:
Постановление Конституционного суда РФ от 02.07.2013 «по делу о проверке конституционности Положений пункта 1 Статьи 5 и статьи 391 Налогового кодекса РФ в связи с жалобой ОАО «Омскшина». Суд пришел к выводу о том, что Конституцией запрещено наличие обратной силы у нормативных актов влияющих на исчисление налогов.
Высший Арбитражный Суд рассматривая аналогичное дело № А07-20211/2012 применил порядок вступления нормативного акта устанавливающего кадастровую стоимость установленный региональным законодательством. Статья 24.20 Федерального закона № 135-фз от 29.07.1998 оказалась нарушенной. (Юристы организации утверждали, что региональный нормативный акт вступил в силу до его внесения в ГКН, доводы о невозможности применения нормативного акта до внесения стоимости в ГКН не приводились).
В деле № А05-12619/2011 Арбитражный суд Архангельской области установил, что нормативные акты, устанавливающие кадастровую стоимость для целей налогообложения действуют в во времени в том порядке который установлен налоговым законодательством. А нормативные акты, устанавливающие кадастровую стоимость не для целей налогообложения действуют в во времени в общем порядке.
Данное решение суда не является исполнимым: орган ведущий кадастровый учет не может предоставлять сведения о кадастровой стоимости для разных целей. (Форма справки о кадастровой стоимости не предоставляет такой возможности. Форма запроса кадастровых сведений не предусматривают указание цели использования кадастровой стоимости). Да и законодательство не предусматривает возможности устанавливать кадастровую стоимость в зависимости от цели её использования.
Выводы:
1) Зачастую региональное законодательство, регулирующее кадастровую стоимость, по многим вопросам противоречит Конституции РФ и Федеральному законодательству.2) Региональное законодательство регулирующее, вступление в силу Постановления правительства субъекта РФ и устанавливающее новую кадастровую стоимость, не всегда отвечает критерию исполнимости.
3) ФГБУ «ФКП Росреестра» как правило не укладывается в сроки установленные для внесения новой стоимости в кадастр недвижимости, чем нарушает Федеральный закон № 135-фз от 29.07.1998. Однако нарушение государственным учреждением сроков лишь на руку налогоплательщикам. Так как юридически значимый факт, влияющий на исчисление налогов, наступает немного позже (у кого-то в следующем календарном году :) ) — Главное успеть получить сведения в порядке установленном ст. 396 НК РФ )
4) Сомнительная деятельность ФГБУ «ФКП Росреестра», Управлений Росреестра, значительно повышает риски налогоплательщиков на предъявление так называемой «налоговой выгоды». То есть возрастает риск вменения бизнесу платежа не основанного на законе. (Налоговая выгода в отличие от налога не соответствует критериям предсказуемости и законности).
5) Отстаивая права налогоплательщиков надо анализировать нормы регионального законодательства на исполнимость.
6) Увеличение налогов задним числом, нарушает естественные экономические процессы: бизнес не всегда может переложить внеплановое бремя налогов на конечных потребителей. И в некоторых случаях вынужден рассматривать данный процесс как конфискацию собственности бизнесмена, а не изъятие собственности конечного потребителя.
7) Противоречивость законодательства значительно повышает коррупционные и рейдерские риски бизнеса.
P.S. Хорошо, что работники налоговых органов уважительно относятся к нормам Налогового Кодекса РФ.
P.P.S: Государство может хорошо пополнить казну за счет наложения административных штрафов за внесение в государственный кадастр недвижимости недостоверных данных.
В случае выявления убытков городских бюджетов возникших в результате несвоевременного внесения в кадастр или неправильной оценки земельных участков, считаю, что убытки могут быть взысканы с виновных лиц или лиц, страхующих ответственность оценщика.
Документы и ссылки:
Региональное законодательство:
Постановление правительства ЯО №1395-п от 15.10.2013
Постановление правительства ЯО №702-п от 20.09.2011 (до издания постановления правительства №1395-п и без приложения в котором поименованы все участки)
Постановление правительства ЯО №702-п от 20.09.2011 (с изменениями)
Федеральное законодательство:
Федеральный закон № 135-фз от 29.07.1998
Постановление Правительства РФ от 07.02.2008 № 52
В данной статье высказано личное мнение автора, по вопросам изменения кадастровой стоимости. Буду рад появлению конструктивной критики доводов, указанных в данной статье.
Добавлено: 23:11 16.12.2014
Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 сентября 2014 г. N 8-АПГ14-9 настоящее постановление признано недействующим с момента принятия
Видать не Я один считал данное постановление незаконным.


Административные «игры» с земельными участками, их стоимостью, и налогообложением, давно стали инструментом беззастенчивого отжима денег со всех землепользователей.
Безусловно, с этим можно и нужно бороться, например так: Праворуб: Кемеровский адвокат: О признании кадастровой стоимости земельного ...
Уважаемый Денис Валерьевич, до тех пор, пока сами налогоплательщики не начнут активную борьбу с подобным произволом со стороны административных органов, ничего не изменится, а ситуация только ухудшится.
«Разбор полетов» на пять с плюсом.
Но знают ли об этом налогоплательщики?
Публикация достойна приданию гласности в ярославских СМИ.
Готовы ли журналисты служить обществу? А прокуратура?
Ведь достаточно одного судебного иска о признании НПА незаконным или я не прав?
В судебной практике я не встречал ссылок на ст. 396 НК РФ, а с этой статьёй все становится на свои места. Многие не знают, что исходные данные для декларации по земельному налогу берутся в порядке установленном правительством РФ.
У меня сейчас в процессе обжалование уведомления налогового органа в части неправильного расчета земельного налога за 2013 г. Наверняка налоговый орган оставит жалобу без удовлетворения, тогда — в суд.
Полагаю, что битва будет интересной, поскольку налоговый орган использует при начислении налога свое рекомендательное письмо.
А вот и «свежий» случай из судебной практики: А27-11873/2013. Там как раз о правоприменении ст. 396 НК РФ.
Спасибо за пример из практики.
у меня для налогового органа следующие доводы:
1) обязанность бухгалтера поставить в декларацию данные о кадастровой стоимости полученные в порядке установленном Правительством РФ (постановление 52).
2) отсутствие в последующем оснований подать уточнёнку (инспектор не смог сослаться на соответствующую норму права).
Желая обойти закон, можно споткнуться на процедурных моментах…
Сильны региональные власти — сейчас они устанавливают как федеральным органам власти работать.
Что ждать дальше? Смогут ли федералы всем угодить? И
будут ликогда региональные власти начнут Президенту РФ указывать???Однако, работаем, уважаемый Денис Валерьевич.)))
надеюсь федеральная власть своевременно примет меры и расставит все точки над и.
К сожалению, по теме мне сказать нечего — весьма я далека от хитросплетений как земельного, так и налогового законодательства. А уж тем более, от их симбиоза.
Но вот какой вопрос меня на днях заинтересовал: родителям принесли из налоговой уведомление о необходимости уплаты налогов за 2 земельных участка, каждый площадью 0,5 га. За один надо заплатить около 300 рублей, за другой — 2300. Естественно, мне был задан вопрос: «Как так?????». К своему стыду я им ответить не смогла, не смотря на то, что «яжюрист» по профессии.
Заинтересовало в их вопросе вот что: земельные участки находятся в одном населенном пункте, граничат друг с другом, у обоих один вид разрешенного использования (для ведения личного подсобного хозяйства). Короче, участки ОДИНАКОВЫЕ во всех отношениях! Но почему же тогда один «стоит» в 8 раз больше, чем другой??????
Посмотрела на сайте — опечатки нет. Один 300, другой — 2300. :?
Уважаемый Денис Валерьевич, по теме публикации: на мой взгляд, тут явный «косяк» прокуратуры, ведь именно они должны контролировать законность принимаемых администрацией решений, постановлений, и т.д., ведь защита неопределенного круга лиц явная вотчина прокуроров. Спасибо, что такую важную тему подняли!
«косяк» прокуратуры
Боюсь, Наталья Николаевна, это совсем не косяк… А явно наметившаяся принципиальная тенденция…
Наталья Николаевна, Вам надо сделать две вещи:
— первая простая, сходить к оценщикам и узнать какую они могут дать стоимость по этим участками, причём дать на ту дату, когда у Вас утверждалась кадастровая стоимость Постановлением региона;
— вторая сложная, Вам надо запросить сам отчёт об оценке и документы о его утверждении в Минрегионразвития в части, касающиеся Ваших земельных участков. После этого надо обратиться к достаточно сведущему оценщику, чтобы найти ошибку, которая привела к разной оценке смежных земель.
Очень Вам благодарна за совет, уважаемый Владислав Александрович! Я им непременно воспользуюсь!.. Глядишь, и пополнится впоследствии раздел «судебная практика» моей новой публикацией. ;)
Кадастровую стоимость можно
1) признать ошибочной. Это делается не только в судебном порядке, но и в комиссии действующей при Управлении Росреестра по субъекту Федерации. Как это лихо сделали в приведенном примере — пункт 1 описания действий. Подробней можно почитать здесь.
2)признать равной рыночной.
Есть ещё возможность оспорить оценку. Об этой возможности коллега Эрдынеев Алдар Эдуардович писал вот тут.
Сегодня органу осуществляющему ведение Кадастрового учета направленно приглашение принять участие в данной дискуссии.
Уважаемый Денис Валерьевич, очень полезная публикация! У нас тоже тема увеличения кадастровой стоимости земли становится все актуальней с каждым днем. Пока, правда, не было случая вникнуть глубоко, но в избранное добавила. Спасибо!
Уважаемый Денис Валерьевич, сам готовлю публикацию по подобной тематике (но пока тут танцы с бубнами вокруг малость мешают). Пока только дам дополнения к судебной практике, посмотрите, может пригодятся: Вот тут, и ещё вот тут.
Но, хочу сказать, Ваша администрация идёт творческим путём, наша то, видать более битая, на такие вещи уже не решается, однако, удумали они почаще менять кадастровую стоимость, хотя и тут у них что-то не всё получается.
Спасибо Владислав Александрович. Сейчас минимальная периодичность переоценки кадастровой стоимости не установлена ( если кадастровая не признавалась равной рыночной).
К сожалению региональные власти, да и судьи, устанавливая норму (разрешая спор), не всегда продумывают процедуру исполнения их решений.
Буду рад почитать Вашу публикацию на аналогичную тему.
Уважаемый Денис Валерьевич, ситуация с периодичностью проведения государственной кадастровой оценки изменилась со вступлением 22.07.2014 в силу Федерального закона от 21.07.2014 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Вот выдержка из него:
↓ Читать полностью ↓
»Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее — дата проведения последней государственной кадастровой оценки)".
Также в нем присутствует не менее важная новелла о том, что:
"В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания".
То есть, если ранее установленная вступившим в законную силу (например, в середине года) решением суда рыночная стоимость применялась в качестве кадастровой стоимости в целях налогообложения не с даты вступления решения суда в законную силу, а только лишь с 01 января следующего года (ст. 391 НК РФ), то теперь она будет применяться в этих же целях с 01 января календарного года, в котором заинтересованное лицо обратилось с соответствующим заявлением в комиссию по рассмотрению кадастровых споров или в суд.
Спасибо за существенное добавление.
Интересные танцы начинаются вокруг исторических данных.
Недавно получил письмо из УФНС по Ярославской области, оказывается они не считает, что постановление 1395-п имеет обратную силу для целей исчисления налогов