В 1 квартале 2014 г. налоговая инспекция г. Рыбинска Ярославской области рассылала письма с указанием обосновать исчисление земельного налога, что и послужило необходимостью исследовать законодательство и судебную практику по данному вопросу.

Земельный налог исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельных участков. Налоговой базой признается кадастровая стоимость по состоянию на 01 января налогового периода (1 января соответствующего года). В Ярославской области с 01.01.2012 г. кадастровая стоимость земельных участков была установлена Постановлением правительства Ярославской области № 702-п от 20.09.2011 г.

В Ярославской области была разработана следующая схема обдирания бизнесменов пополнения  городских бюджетов:

1) в начале 2013 г.,без информирования собственников земли, комиссия в составе ФГБУ «ФКП Росррееста", Управление Росреестра по Ярославской области признала недостоверной кадастровую оценку земельных участков предназначенных для размещения торговых объектов г. Рыбинска и Ярославля.

2) 15.10.2013 губернатор Ярославской области подписал постановление №1395-п, которым установил новую — повышенную кадастровую стоимость более 2000 земельных участков. Постановлением установлено, что новая кадастровая стоимость применяется с 01.01.2012 г.

3) в 2014 г.(а по некоторым участкам возможно и в 2013 г.) были внесены изменения в государственный кадастр недвижимости (ГКН), в результате которых отображается дата внесения кадастровой стоимости  указанной в постановлении от 15.10.2013 — 01.01.2012. То есть ФГБУ «ФКП Росррееста» внесло недостоверные сведения в государственный кадастр. Таким образом, Федеральное государственное Бюджетное учреждение считает существовавшими те исторические факты, которых и быть не могло 01.01.2012 г.

(1)

Анализ постановления правительства области 1395-п от 15.10.2013 г. 

Пункт 1 устанавливает новые кадастровые стоимости земельных участков.
Согласно пункту 2 постановления от 15.10.2013 г. № 1395-п: «Изменения вносимые постановлением, подлежат применению с 01.01.2012.»
Согласно пункту 3 постановления от 15.10.2013 г. № 1395-п: «Постановление вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.»

В соответствии со статьёй 53 Закона Ярославской области от 07.03.2001 № 16-з официальным опубликованием считается публикация в газете Документ-регион (если иное не предусмотрено нормативным актом имеющим большую юридическую силу). Постановление от 15.10.2013 г. № 1395-п опубликовано в газете Документ-регион 25.10.2013 г.

Противоречие 1:

Нормы регионального законодательства:
Пункт 2 постановления Правительства Ярославской области от 15.10.2013 г. №1395-п: «Изменения вносимые постановлением, подлежат применению с 01.01.2012.»

Нормы федерального законодательства:
Статья 57 Конституции РФ, статья 5 и 391 Налогового кодекса РФ
Статья 391 НК РФ: Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Постановлении Конституционного суда РФ от 02.07.2013 г. «по делу о проверке конституционности Положений пункта 1 Статьи 5 и статьи 391 Налогового кодекса РФ в связи с жалобой ОАО «Омскшина».

Комментарий:

Конституция и Федеральное законодательство не допускает наличия обратной силы у нормативных актов ухудшающих положение налогоплательщика. Конституционный суд указал:
Возлагая на граждан обязанность платить, законно установленные налоги и сборы Конституция РФ вместе с тем гарантирует защиту их прав в тех случаях…. когда закону, устанавливающему новые налоги или ухудшающему положения налогоплательщика придается обратная сила. 

Это означает, что недопустимо не только придание законам обратной силы путем прямого указания об этом в самом законе, но и принятие законов по своему  смыслу имеющих обратную силу, хотя бы без  особого указания об этом  тексте закона. (Постановление Конституционного суда РФ от 08.10.1997 №13-п).


предусмотренные в статье 57 Конституции РФ гарантии оказывают воздействие на все отношения, связанные с установлением  налогов и сборов без относительно к формально-отраслевой принадлежности  тех правовых средств, которые в целях налогового регулирования используются законодателем

Противоречие 2:

Нормы регионального законодательства:
Пункт 3 постановления Правительства Ярославской области от 15.10.2013 г. № 1395-п: «Постановление вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.».

Нормы федерального законодательства:
Статьёй 24.20 Федерального закона № 135-фз от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в РФ» установлено: «сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости

Комментарий:

Согласно региональному законодательству информация о кадастровой стоимости земельных участков, указанных в постановлении правительства ЯО от 15.10.2013 № 1395-п применяется с ноября 2013 г., если считать датой официального опубликования – дату выхода газеты Документ- регион.

Согласно федеральному закону — информация о кадастровой стоимости земельных участков применяется с даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости. Таким образом, Федеральные законы устанавливают повышенные требования к порядку опубликования постановлений правительства субъекта РФ об установлении кадастровой стоимости.

Следовательно завершением процедуры опубликования Правительства Ярославской области от 15.10.2013 г. № 1395-п является размещение информации о новой стоимости в общедоступном информационном ресурсе – Государственном кадастре недвижимости.

То есть, применение информации о кадастровой стоимости связано с размещением информации в том информационном ресурсе, который используется налогоплательщиками при исчислении налогов (Опубликование кадастровой стоимости в ГКН.)

Противоречие 3:

Нормы регионального законодательства:
Пункт 3 постановления Правительства Ярославской области от 15.10.2013 г. №1395-п: «Постановление вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.»

Нормы федерального законодательства:
Статьёй 396 Налогового кодекса РФ и Постановлением Правительства РФ от 07.02.2008 №52 установлено, что налогоплательщики получают информацию о кадастровой стоимости земельного участка, используемой для целей налогообложения, двумя способами:
  1. На сайте  Росреестра ( www.rosreestr.ru ) (Росрреестр это сокращенное наименование Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии т.е органа исполнительной власти РФ);
  2. В виде справок, выдаваемых ФГБУ  «ФКП «Росреестра».

Комментарий:

Процедура исчисления налога, установленная Налоговым кодексом РФ, не допускает применение новой кадастровой стоимости из нормативных актов до внесения её в государственный кадастр недвижимости, то есть постановление Правительства Ярославской области от 15.10.2013 г. № 1395-п  не могло применяться до даты внесения сведений в ГКН по процедурным причинам.

Противоречие 4:

Нормы регионального законодательства:
Пункт 3 постановления Правительства Ярославской области от 15.10.2013 г. № 1395-п: «Постановление вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования»
Официальная позиция Федеральных органов исполнительной власти.

Комментарий:

По одному из участков ФГБУ «ФКП Росреестра» и Росреестр до **.**.2014 предоставляло сведения, что кадастровая стоимость не изменялась с 01.01.2012. То есть исполнительная власть РФ не признавала Постановление Правительства ЯО № 1395-п до внесения сведений в ГКН.

Вопросы соблюдения законодательства органом ведущим кадастровый учет:

Сейчас постановление Правительства Ярославской области от 15.10.2013 г. № 1395-п, в части установления кадастровой стоимости с 01.01.2012 г. исполнено ФГБУ ФКП Росреестра. И налогоплательщик, запрашивая информацию о кадастровой стоимости в порядке установленном статьёй 396 Налогового кодекса РФ, получит информацию о том, что кадастровую стоимость увеличили с 01.01.2012 на основании постановления Правительства ЯО от 15.10.2013 № 1395-п.

Таким образомФГБУ ФКП Росреестра не признает действие Конституции РФ, и разъяснения Конституционного суда по вопросу отсутствия обратной силы у нормативных актов влияющих на исчисление налогов.
Для достижения данного результата ФГБУ ФКП Росреестра пришлось «поиграться» с датой внесения стоимости в ГКН: то есть указать в качестве даты внесения стоимости в ГКН — дату в которую действия по изменению кадастровой стоимости не проводились.


(2)

Обзор судебной практики

В аналогичных ситуациях налогоплательщики как правило не оспаривают Постановления региональных органов власти, которые изданы в нарушение Конституции РФ и Федеральных законов (Вопросы превышения полномочий Губернаторами не обсуждается).

Оспаривание последствий применения нормативного акта изданного в нарушение Конституции и Федеральных законов:

Постановление Конституционного суда РФ от 02.07.2013 «по делу о проверке конституционности Положений пункта 1 Статьи 5 и статьи 391 Налогового кодекса РФ в связи с жалобой ОАО «Омскшина». Суд пришел к выводу о том, что Конституцией запрещено наличие обратной силы у нормативных актов влияющих на исчисление налогов.


Высший Арбитражный Суд рассматривая аналогичное дело № А07-20211/2012 применил порядок вступления нормативного акта устанавливающего кадастровую стоимость установленный региональным законодательством. Статья 24.20 Федерального закона № 135-фз от 29.07.1998 оказалась нарушенной. (Юристы организации утверждали, что региональный нормативный акт вступил в силу до его внесения в ГКН, доводы о невозможности  применения нормативного акта до внесения стоимости в ГКН не приводились).



В деле № А05-12619/2011 Арбитражный суд Архангельской области установил, что нормативные акты, устанавливающие кадастровую стоимость для целей налогообложения действуют в во времени в том порядке который установлен налоговым законодательством. А нормативные акты, устанавливающие кадастровую стоимость не  для целей налогообложения действуют в во времени в общем порядке.
Данное решение суда не является исполнимым: орган ведущий кадастровый учет не может предоставлять сведения о кадастровой стоимости для разных целей. (Форма справки о кадастровой стоимости не предоставляет такой возможности. Форма запроса кадастровых сведений не предусматривают указание цели использования кадастровой стоимости). Да и законодательство не предусматривает возможности устанавливать кадастровую стоимость в зависимости от цели её использования.

Выводы:

1) Зачастую региональное законодательство, регулирующее кадастровую стоимость, по многим вопросам противоречит Конституции РФ и Федеральному законодательству.

2)  Региональное законодательство регулирующее, вступление в силу Постановления правительства субъекта РФ и устанавливающее новую кадастровую стоимость, не всегда отвечает критерию исполнимости.

3) ФГБУ «ФКП Росреестра» как правило не укладывается в сроки установленные для внесения новой стоимости в кадастр недвижимости, чем нарушает Федеральный закон № 135-фз от 29.07.1998. Однако нарушение государственным учреждением сроков лишь на руку налогоплательщикам. Так как юридически значимый факт, влияющий на исчисление налогов, наступает немного позже (у кого-то в следующем календарном году :) ) — Главное успеть получить сведения в порядке установленном ст. 396 НК РФ )

4)  Сомнительная деятельность ФГБУ «ФКП Росреестра», Управлений Росреестра,  значительно повышает риски налогоплательщиков на предъявление так называемой «налоговой выгоды». То есть возрастает риск вменения бизнесу платежа не основанного на законе. (Налоговая выгода в отличие от налога не соответствует критериям предсказуемости и законности). 

5) Отстаивая права налогоплательщиков надо анализировать нормы регионального законодательства на исполнимость.

6) Увеличение налогов задним числом, нарушает естественные экономические процессы: бизнес не всегда может переложить внеплановое бремя налогов на конечных потребителей. И в некоторых случаях вынужден рассматривать данный процесс как конфискацию собственности бизнесмена, а не изъятие собственности конечного потребителя.

7) Противоречивость законодательства значительно повышает коррупционные и рейдерские риски бизнеса.


P.S.  Хорошо, что работники налоговых органов уважительно относятся к нормам Налогового Кодекса РФ.

P.P.S: Государство может хорошо пополнить казну за счет наложения административных штрафов за внесение в государственный кадастр недвижимости недостоверных данных.
В случае выявления убытков городских бюджетов возникших в результате несвоевременного внесения в кадастр или неправильной оценки земельных участков,  считаю, что убытки могут быть взысканы с виновных лиц или лиц, страхующих ответственность оценщика.

Документы и ссылки:
Региональное законодательство:
Постановление правительства ЯО №1395-п от 15.10.2013
Постановление правительства ЯО №702-п от 20.09.2011 (до издания постановления правительства №1395-п и без приложения в котором поименованы все участки)
Постановление правительства ЯО №702-п от 20.09.2011 (с изменениями)

Федеральное законодательство:
Федеральный закон № 135-фз от 29.07.1998 
Постановление Правительства РФ от 07.02.2008 № 52

В  данной статье высказано личное мнение автора, по вопросам изменения кадастровой стоимости.   Буду рад появлению конструктивной критики доводов, указанных в данной статье.

Добавлено: 23:11 16.12.2014

Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 сентября 2014 г. N 8-АПГ14-9 настоящее постановление признано недействующим с момента принятия

Видать не Я один считал  данное постановление незаконным.

Да 12 12

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Морохин Иван, cygankov, denis-glyak, nnnnnnnn, Сычевская Марина, Климушкин Владислав, sergeyisaev
  • 16 Июля 2014, 08:15 #

    Административные «игры» с земельными участками, их стоимостью, и налогообложением, давно стали инструментом беззастенчивого отжима денег со всех землепользователей. 
    Безусловно, с этим можно и нужно бороться, например так: Праворуб: Кемеровский адвокат: О признании кадастровой стоимости земельного ... 

    +5
  • 16 Июля 2014, 08:26 #

    Уважаемый Денис Валерьевич, до тех пор, пока сами налогоплательщики не начнут активную борьбу с подобным произволом со стороны административных органов, ничего не изменится, а ситуация только ухудшится.
    «Разбор полетов» на пять с плюсом.
    Но знают ли об этом налогоплательщики?
    Публикация достойна приданию гласности в ярославских СМИ.
    Готовы ли журналисты служить обществу? А прокуратура?
    Ведь достаточно одного судебного иска о признании НПА незаконным или я не прав?

    +3
    • 16 Июля 2014, 08:41 #

      В судебной практике я не встречал ссылок на ст. 396 НК РФ, а с этой статьёй все становится на свои места. Многие не знают, что исходные данные для декларации по земельному налогу берутся в порядке установленном правительством РФ.


      +3
      • 16 Июля 2014, 08:50 #

        У меня сейчас в процессе обжалование уведомления налогового органа в части неправильного расчета земельного налога за 2013 г. Наверняка налоговый орган оставит жалобу без удовлетворения, тогда — в суд.
        Полагаю, что битва будет интересной, поскольку налоговый орган использует при начислении налога свое рекомендательное письмо.
        А вот и «свежий» случай из судебной практики: А27-11873/2013. Там как раз о правоприменении ст. 396 НК РФ.

        +4
        • 16 Июля 2014, 09:41 #

          Спасибо за пример из практики.
          у меня для налогового органа следующие доводы:
          1) обязанность бухгалтера поставить в декларацию данные о кадастровой стоимости полученные в порядке установленном Правительством РФ (постановление 52).
          2) отсутствие в последующем оснований подать уточнёнку (инспектор не смог сослаться на соответствующую норму права).

          Желая обойти закон, можно споткнуться на процедурных моментах…

          +2
        • 16 Июля 2014, 10:28 #

          Сильны региональные власти  — сейчас они устанавливают как федеральным органам власти работать.
          Что ждать дальше? Смогут ли федералы всем угодить? И будут ли когда региональные власти начнут Президенту РФ указывать???

          +1
        • 16 Июля 2014, 10:51 #

          надеюсь федеральная власть своевременно примет меры и расставит все точки над и.

          +2
  • 16 Июля 2014, 09:15 #

    К сожалению, по теме мне сказать нечего — весьма я далека от хитросплетений как земельного, так и налогового законодательства. А уж тем более, от их симбиоза. 

    Но вот какой вопрос меня на днях заинтересовал: родителям принесли из налоговой уведомление о необходимости уплаты налогов за 2 земельных участка, каждый площадью 0,5 га. За один надо заплатить около 300 рублей, за другой — 2300.  Естественно, мне был задан вопрос: «Как так?????». К своему стыду я им ответить не смогла, не смотря на то, что «яжюрист» по профессии. 

    Заинтересовало в их вопросе вот что: земельные участки находятся в одном населенном пункте, граничат друг с другом, у обоих один вид разрешенного использования (для ведения личного подсобного хозяйства). Короче, участки ОДИНАКОВЫЕ во всех отношениях! Но почему же тогда один «стоит» в 8 раз больше, чем другой??????

    Посмотрела на сайте — опечатки нет. Один 300, другой — 2300. :?  

    Уважаемый Денис Валерьевич, по теме публикации: на мой взгляд, тут явный «косяк» прокуратуры, ведь именно они должны контролировать законность принимаемых администрацией  решений, постановлений, и т.д., ведь защита неопределенного круга лиц явная вотчина прокуроров.  Спасибо, что такую важную тему подняли!

    +3
    • 16 Июля 2014, 15:12 #

      «косяк» прокуратуры
      Боюсь, Наталья Николаевна, это совсем не косяк… А явно наметившаяся принципиальная тенденция…

      +1
    • 17 Июля 2014, 11:26 #

      Наталья Николаевна, Вам надо сделать две вещи:
      — первая простая, сходить к оценщикам и узнать какую они могут дать стоимость по этим участками, причём дать на ту дату, когда у Вас утверждалась кадастровая стоимость Постановлением региона;
      — вторая сложная, Вам надо запросить сам отчёт об оценке и документы о его утверждении в Минрегионразвития в части, касающиеся Ваших земельных участков. После этого надо обратиться к достаточно сведущему оценщику, чтобы найти ошибку, которая привела к разной оценке смежных земель.

      +2
      • 17 Июля 2014, 11:57 #

        Очень Вам благодарна за совет, уважаемый Владислав Александрович! Я им непременно воспользуюсь!.. Глядишь, и пополнится впоследствии раздел «судебная практика» моей новой публикацией. ;)

        +2
        • 17 Июля 2014, 13:08 #

          Кадастровую стоимость можно
          1) признать ошибочной. Это делается не только в судебном порядке, но и в комиссии действующей при Управлении Росреестра по субъекту Федерации. Как это лихо сделали в приведенном примере — пункт 1 описания действий. Подробней можно почитать здесь.
          2)признать равной рыночной.

          +3
  • 16 Июля 2014, 15:05 #

    Сегодня органу осуществляющему ведение Кадастрового учета направленно приглашение принять участие в данной дискуссии.

    +3
  • 16 Июля 2014, 15:10 #

    Уважаемый Денис Валерьевич, очень полезная публикация! У нас тоже тема увеличения кадастровой стоимости земли становится все актуальней с каждым днем. Пока, правда,  не было случая вникнуть глубоко,  но  в избранное добавила. Спасибо!

    +2
  • 17 Июля 2014, 13:51 #

    Уважаемый Денис Валерьевич, сам готовлю публикацию по подобной тематике (но пока тут танцы с бубнами вокруг малость мешают). Пока только дам дополнения к судебной практике, посмотрите, может пригодятся: Вот тут, и ещё вот тут.
    Но, хочу сказать, Ваша администрация идёт творческим путём, наша то, видать более битая, на такие вещи уже не решается, однако, удумали они почаще менять кадастровую стоимость, хотя и тут у них что-то не всё получается.

    +2
    • 17 Июля 2014, 14:27 #

      Спасибо Владислав Александрович. Сейчас минимальная периодичность переоценки кадастровой стоимости не установлена ( если кадастровая не признавалась равной рыночной).
      К сожалению региональные власти, да и судьи, устанавливая норму (разрешая спор), не всегда продумывают процедуру исполнения их решений.

      Буду рад почитать Вашу публикацию на аналогичную тему.

      +2
      • 24 Июля 2014, 01:58 #

        Уважаемый Денис Валерьевич, ситуация с периодичностью проведения государственной кадастровой оценки изменилась со вступлением 22.07.2014 в силу Федерального закона от 21.07.2014 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Вот выдержка из него:
        ↓ Читать полностью ↓
        »Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее — дата проведения последней государственной кадастровой оценки)".
        Также в нем присутствует не менее важная новелла о том, что:
        "В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания".
        То есть, если ранее установленная вступившим в законную силу (например, в середине года) решением суда рыночная стоимость применялась в качестве кадастровой стоимости в целях налогообложения не с даты вступления решения суда в законную силу, а только лишь с 01 января следующего года (ст. 391 НК РФ), то теперь она будет применяться в этих же целях с 01 января календарного года, в котором заинтересованное лицо обратилось с соответствующим заявлением в комиссию по рассмотрению кадастровых споров или в суд.

         

        +1
        • 25 Июля 2014, 14:04 #

          Спасибо за существенное добавление.

          Интересные танцы начинаются вокруг исторических данных.  

          +1
  • 11 Сентября 2014, 14:29 #

    Недавно получил письмо из УФНС по Ярославской области, оказывается они не считает, что постановление 1395-п имеет обратную силу для целей исчисления налогов

    0

Да 12 12

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Изменение кадастровой стоимости. Краткий обзор законодательства и судебной практики.» 2 звезд из 5 на основе 12 оценок.
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/

Похожие публикации