Земельный налог исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельных участков. Налоговой базой признается кадастровая стоимость по состоянию на 01 января налогового периода (1 января соответствующего года). В Ярославской области с 01.01.2012 г. кадастровая стоимость земельных участков была установлена Постановлением правительства Ярославской области № 702-п от 20.09.2011 г.
В Ярославской области была разработана следующая схема
1) в начале 2013 г.,без информирования собственников земли, комиссия в составе ФГБУ «ФКП Росррееста", Управление Росреестра по Ярославской области признала недостоверной кадастровую оценку земельных участков предназначенных для размещения торговых объектов г. Рыбинска и Ярославля.
2) 15.10.2013 губернатор Ярославской области подписал постановление №1395-п, которым установил новую — повышенную кадастровую стоимость более 2000 земельных участков. Постановлением установлено, что новая кадастровая стоимость применяется с 01.01.2012 г.
3) в 2014 г.(а по некоторым участкам возможно и в 2013 г.) были внесены изменения в государственный кадастр недвижимости (ГКН), в результате которых отображается дата внесения кадастровой стоимости указанной в постановлении от 15.10.2013 — 01.01.2012. То есть ФГБУ «ФКП Росррееста» внесло недостоверные сведения в государственный кадастр. Таким образом, Федеральное государственное Бюджетное учреждение считает существовавшими те исторические факты, которых и быть не могло 01.01.2012 г.
(1)
Анализ постановления правительства области 1395-п от 15.10.2013 г.
Пункт 1 устанавливает новые кадастровые стоимости земельных участков.Согласно пункту 2 постановления от 15.10.2013 г. № 1395-п: «Изменения вносимые постановлением, подлежат применению с 01.01.2012.»
Согласно пункту 3 постановления от 15.10.2013 г. № 1395-п: «Постановление вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.»
В соответствии со статьёй 53 Закона Ярославской области от 07.03.2001 № 16-з официальным опубликованием считается публикация в газете Документ-регион (если иное не предусмотрено нормативным актом имеющим большую юридическую силу). Постановление от 15.10.2013 г. № 1395-п опубликовано в газете Документ-регион 25.10.2013 г.
Противоречие 1:
Нормы регионального законодательства:Пункт 2 постановления Правительства Ярославской области от 15.10.2013 г. №1395-п: «Изменения вносимые постановлением, подлежат применению с 01.01.2012.»
Нормы федерального законодательства:
Статья 57 Конституции РФ, статья 5 и 391 Налогового кодекса РФ
Статья 391 НК РФ: Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Постановлении Конституционного суда РФ от 02.07.2013 г. «по делу о проверке конституционности Положений пункта 1 Статьи 5 и статьи 391 Налогового кодекса РФ в связи с жалобой ОАО «Омскшина».
Комментарий:
Конституция и Федеральное законодательство не допускает наличия обратной силы у нормативных актов ухудшающих положение налогоплательщика. Конституционный суд указал:Возлагая на граждан обязанность платить, законно установленные налоги и сборы Конституция РФ вместе с тем гарантирует защиту их прав в тех случаях…. когда закону, устанавливающему новые налоги или ухудшающему положения налогоплательщика придается обратная сила.
Это означает, что недопустимо не только придание законам обратной силы путем прямого указания об этом в самом законе, но и принятие законов по своему смыслу имеющих обратную силу, хотя бы без особого указания об этом тексте закона. (Постановление Конституционного суда РФ от 08.10.1997 №13-п).
… предусмотренные в статье 57 Конституции РФ гарантии оказывают воздействие на все отношения, связанные с установлением налогов и сборов без относительно к формально-отраслевой принадлежности тех правовых средств, которые в целях налогового регулирования используются законодателем
Противоречие 2:
Нормы регионального законодательства:Пункт 3 постановления Правительства Ярославской области от 15.10.2013 г. № 1395-п: «Постановление вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.».
Нормы федерального законодательства:
Статьёй 24.20 Федерального закона № 135-фз от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в РФ» установлено: «сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости
Комментарий:
Согласно региональному законодательству информация о кадастровой стоимости земельных участков, указанных в постановлении правительства ЯО от 15.10.2013 № 1395-п применяется с ноября 2013 г., если считать датой официального опубликования – дату выхода газеты Документ- регион.Согласно федеральному закону — информация о кадастровой стоимости земельных участков применяется с даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости. Таким образом, Федеральные законы устанавливают повышенные требования к порядку опубликования постановлений правительства субъекта РФ об установлении кадастровой стоимости.
Следовательно завершением процедуры опубликования Правительства Ярославской области от 15.10.2013 г. № 1395-п является размещение информации о новой стоимости в общедоступном информационном ресурсе – Государственном кадастре недвижимости.
То есть, применение информации о кадастровой стоимости связано с размещением информации в том информационном ресурсе, который используется налогоплательщиками при исчислении налогов (Опубликование кадастровой стоимости в ГКН.)
Противоречие 3:
Нормы регионального законодательства:Пункт 3 постановления Правительства Ярославской области от 15.10.2013 г. №1395-п: «Постановление вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.»
Нормы федерального законодательства:
Статьёй 396 Налогового кодекса РФ и Постановлением Правительства РФ от 07.02.2008 №52 установлено, что налогоплательщики получают информацию о кадастровой стоимости земельного участка, используемой для целей налогообложения, двумя способами:
- На сайте Росреестра ( www.rosreestr.ru ) (Росрреестр это сокращенное наименование Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии т.е органа исполнительной власти РФ);
- В виде справок, выдаваемых ФГБУ «ФКП «Росреестра».
Комментарий:
Процедура исчисления налога, установленная Налоговым кодексом РФ, не допускает применение новой кадастровой стоимости из нормативных актов до внесения её в государственный кадастр недвижимости, то есть постановление Правительства Ярославской области от 15.10.2013 г. № 1395-п не могло применяться до даты внесения сведений в ГКН по процедурным причинам.Противоречие 4:
Нормы регионального законодательства:Пункт 3 постановления Правительства Ярославской области от 15.10.2013 г. № 1395-п: «Постановление вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования»
Официальная позиция Федеральных органов исполнительной власти.
Комментарий:
По одному из участков ФГБУ «ФКП Росреестра» и Росреестр до **.**.2014 предоставляло сведения, что кадастровая стоимость не изменялась с 01.01.2012. То есть исполнительная власть РФ не признавала Постановление Правительства ЯО № 1395-п до внесения сведений в ГКН.Вопросы соблюдения законодательства органом ведущим кадастровый учет:
Сейчас постановление Правительства Ярославской области от 15.10.2013 г. № 1395-п, в части установления кадастровой стоимости с 01.01.2012 г. исполнено ФГБУ ФКП Росреестра. И налогоплательщик, запрашивая информацию о кадастровой стоимости в порядке установленном статьёй 396 Налогового кодекса РФ, получит информацию о том, что кадастровую стоимость увеличили с 01.01.2012 на основании постановления Правительства ЯО от 15.10.2013 № 1395-п.
Таким образом, ФГБУ ФКП Росреестра не признает действие Конституции РФ, и разъяснения Конституционного суда по вопросу отсутствия обратной силы у нормативных актов влияющих на исчисление налогов.
Для достижения данного результата ФГБУ ФКП Росреестра пришлось «поиграться» с датой внесения стоимости в ГКН: то есть указать в качестве даты внесения стоимости в ГКН — дату в которую действия по изменению кадастровой стоимости не проводились.
(2)
Обзор судебной практики
В аналогичных ситуациях налогоплательщики как правило не оспаривают Постановления региональных органов власти, которые изданы в нарушение Конституции РФ и Федеральных законов (Вопросы превышения полномочий Губернаторами не обсуждается).Оспаривание последствий применения нормативного акта изданного в нарушение Конституции и Федеральных законов:
Постановление Конституционного суда РФ от 02.07.2013 «по делу о проверке конституционности Положений пункта 1 Статьи 5 и статьи 391 Налогового кодекса РФ в связи с жалобой ОАО «Омскшина». Суд пришел к выводу о том, что Конституцией запрещено наличие обратной силы у нормативных актов влияющих на исчисление налогов.
Высший Арбитражный Суд рассматривая аналогичное дело № А07-20211/2012 применил порядок вступления нормативного акта устанавливающего кадастровую стоимость установленный региональным законодательством. Статья 24.20 Федерального закона № 135-фз от 29.07.1998 оказалась нарушенной. (Юристы организации утверждали, что региональный нормативный акт вступил в силу до его внесения в ГКН, доводы о невозможности применения нормативного акта до внесения стоимости в ГКН не приводились).
В деле № А05-12619/2011 Арбитражный суд Архангельской области установил, что нормативные акты, устанавливающие кадастровую стоимость для целей налогообложения действуют в во времени в том порядке который установлен налоговым законодательством. А нормативные акты, устанавливающие кадастровую стоимость не для целей налогообложения действуют в во времени в общем порядке.
Данное решение суда не является исполнимым: орган ведущий кадастровый учет не может предоставлять сведения о кадастровой стоимости для разных целей. (Форма справки о кадастровой стоимости не предоставляет такой возможности. Форма запроса кадастровых сведений не предусматривают указание цели использования кадастровой стоимости). Да и законодательство не предусматривает возможности устанавливать кадастровую стоимость в зависимости от цели её использования.
Выводы:
1) Зачастую региональное законодательство, регулирующее кадастровую стоимость, по многим вопросам противоречит Конституции РФ и Федеральному законодательству.2) Региональное законодательство регулирующее, вступление в силу Постановления правительства субъекта РФ и устанавливающее новую кадастровую стоимость, не всегда отвечает критерию исполнимости.
3) ФГБУ «ФКП Росреестра» как правило не укладывается в сроки установленные для внесения новой стоимости в кадастр недвижимости, чем нарушает Федеральный закон № 135-фз от 29.07.1998. Однако нарушение государственным учреждением сроков лишь на руку налогоплательщикам. Так как юридически значимый факт, влияющий на исчисление налогов, наступает немного позже (у кого-то в следующем календарном году :) ) — Главное успеть получить сведения в порядке установленном ст. 396 НК РФ )
4) Сомнительная деятельность ФГБУ «ФКП Росреестра», Управлений Росреестра, значительно повышает риски налогоплательщиков на предъявление так называемой «налоговой выгоды». То есть возрастает риск вменения бизнесу платежа не основанного на законе. (Налоговая выгода в отличие от налога не соответствует критериям предсказуемости и законности).
5) Отстаивая права налогоплательщиков надо анализировать нормы регионального законодательства на исполнимость.
6) Увеличение налогов задним числом, нарушает естественные экономические процессы: бизнес не всегда может переложить внеплановое бремя налогов на конечных потребителей. И в некоторых случаях вынужден рассматривать данный процесс как конфискацию собственности бизнесмена, а не изъятие собственности конечного потребителя.
7) Противоречивость законодательства значительно повышает коррупционные и рейдерские риски бизнеса.
P.S. Хорошо, что работники налоговых органов уважительно относятся к нормам Налогового Кодекса РФ.
P.P.S: Государство может хорошо пополнить казну за счет наложения административных штрафов за внесение в государственный кадастр недвижимости недостоверных данных.
В случае выявления убытков городских бюджетов возникших в результате несвоевременного внесения в кадастр или неправильной оценки земельных участков, считаю, что убытки могут быть взысканы с виновных лиц или лиц, страхующих ответственность оценщика.
Документы и ссылки:
Региональное законодательство:
Постановление правительства ЯО №1395-п от 15.10.2013
Постановление правительства ЯО №702-п от 20.09.2011 (до издания постановления правительства №1395-п и без приложения в котором поименованы все участки)
Постановление правительства ЯО №702-п от 20.09.2011 (с изменениями)
Федеральное законодательство:
Федеральный закон № 135-фз от 29.07.1998
Постановление Правительства РФ от 07.02.2008 № 52
В данной статье высказано личное мнение автора, по вопросам изменения кадастровой стоимости. Буду рад появлению конструктивной критики доводов, указанных в данной статье.
Добавлено: 23:11 16.12.2014
Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 сентября 2014 г. N 8-АПГ14-9 настоящее постановление признано недействующим с момента принятия
Видать не Я один считал данное постановление незаконным.