Существуют 2 способа организации капитального ремонта:
- Ремонт организует из общего котла региональный оператор (дома выстраиваются в график ремонта, деньги идут в общий котел).
- Ремонт организуют из индивидуального счета, организацией ремонта занимаются собственники имущества, ТСЖ, ЖСК. Работы проводятся по мере накопления денег. Администрированием взносов в фонд (учет и работа с кредиторской задолженностью) осуществляет либо ТСЖ, ЖСК, либо региональный оператор — это лицо называется владельцем счета (ст. 175 ЖК РФ). Владелец счета (фонда) не имеет материальной заинтересованности в качественном взыскании задолженности. А в случае если владельцем счета является региональный оператор, то и у учредителя так же отсутствует материальная заинтересованность: просроченная кредиторка не превращается в убытки фонда.
Дом 24 квартиры находится в Ярославской области г. Рыбинск. Дом обслуживается в Управляющей компании (не является ни ТСЖ, ни ЖСК). Собранием собственников выбран специальный счет. Региональным оператором является «Региональный фонд содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области». Региональный оператор присылает платежки на уплату взносов на капитальный ремонт. Учредителем регионального оператора является Правительство области.
На сайте регионального оператора нахожу свой дом и вижу:
начисления с июля по ноябрь 2014 — 39 055,80 руб.
уплата с июля по ноябрь 2014 — 22 564,60 руб.
начисления ноябрь 2014 — 7 885,20 руб. Начисления у нас формируются исходя из 6 рублей за 1 кв.м. (на основании решения собственников квартир и др. помещений). Минимальные взносы по области составляют 5.86 рублей за кв.м.
В принципе какой-то фонд капремонта лучше полного отсутствия фонда, но получается что добросовестные владельцы жилья зависят от того качественно ли региональный оператор будет работать со взысканием задолженности. Размер уплаченных взносов вряд ли позволит выполнить ремонт. Фактически сумма уплаченных взносов приходящаяся на 1 квадратный метр площади дома меньше 5.86 рублей в месяц.
Сам же региональный оператор не несет риски невзыскания задолженности, т.е. невзысканная задолженность не превращается в убытки оператора.
По моему мнению, формирование фонда капитального ремонта исходя из уплаченных взносов нарушает права добросовестных жителей многоквартирных домов оставляя их наедине с не отремонтированным домом. Жильцы не являются учредителями фонда и не могут принять организационных мер для улучшения качества работы регионального оператора.
На мой взгляд аналогичная ситуация была когда создавался Пенсионный фонд РФ, пенсии уплачивались в зависимости от перечисленных работодателем взносов (а не начисленных). В том случае Конституционный суд (Постановление КС РФ от 10.07.2007 № 9-п) установил нарушение прав пенсионеров и фактически риски невзыскания задолженности перед фондом перешли на сам фонд (и его учредителя — РФ).
Уважаемые читатели, как вы считаете, статья 170 ЖК РФ установившая, что расходование средств фонда привязано к уплаченным взносам, а не начисленным соответствует Конституции РФ и принципу сохранности жилищного фонда (ст. 1 ЖК РФ)?