Господа, хотелось бы поднять важную и как никогда актуальную тему капитального ремонта многоквартирных жилых домов (далее — МКД). Актуальна она в связи с тем, что процент изношенных и требующих ремонта домов по регионам РФ в среднем составляет 60-70%. И с каждым годом эта цифра не уменьшается, а наоборот растет. Поэтому эта проблема будет в ближайшее время становиться все актуальнее и актуальнее.
Несмотря на бесспорный интерес, который вызывает тема капитального ремонта МКД, и объем денежных средств, который в данной сфере вращается, судебной практики по спорам, связанным с очередностью капитального ремонта МКД и допущенных в принятых Программах капитального ремонта нарушениях — крайне мало, а положительная, так и вообще почти отсутствует!
Вроде бы все хорошо — соответствующие НПА приняты, законы, методики и рекомендации разработаны и почти все действуют, Фонды созданы, и даже какие-то дома ремонтируются. НО!!! Если копнуть глубже мы сталкиваемся с тем, что все непрозрачно, непонятно, нелогично и неконтролируемо. Об этих моментах в конце статьи, а сейчас вкратце остановимся на том, что нам говорит законодательство.
Согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие регулирующие жилищные отношения нормы, в пределах своих полномочий на основании данного кодекса и принятых в соответствии с ним других федеральных законов.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в том числе решение вопросов осуществления регионального государственного жилищного надзора, регулирования отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (подпункт 61 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
В соответствии с пунктом 6.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
Пунктом 8.3 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений отнесено определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Правовые отношения в области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются статьями 166-191 раздела IX «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 ст. 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми:
1) устанавливается минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме;
2) устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов;
3) создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора;
4) утверждаются порядок и условия предоставления государственной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе на предоставление гарантий, поручительств по кредитам или займам, в случае, если соответствующие средства на реализацию указанной поддержки предусмотрены законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации;
5) устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам;
6) устанавливаются порядок предоставления лицом, на имя которого открыт специальный счет (далее — владелец специального счета), и региональным оператором сведений, подлежащих предоставлению в соответствии с частью 7 статьи 177 и статьей 183 настоящего Кодекса, перечень иных сведений, подлежащих предоставлению указанными лицами, и порядок предоставления таких сведений;
7) устанавливается порядок выплаты владельцем специального счета и (или) региональным оператором средств фонда капитального ремонта собственникам помещений в многоквартирном доме, а также порядок использования средств фонда капитального ремонта на цели сноса или реконструкции многоквартирного дома в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
8) устанавливается порядок осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, и обеспечением сохранности этих средств.
Таким образом, вышеприведенной нормой установлен перечень вопросов в сфере обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, по которым органами государственной власти субъекта Российской Федерации принимаются нормативные правовые акты.
Согласно части 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
Требования, предъявляемые к региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, также установлены статьей 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, указанной нормой предусмотрено, что региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.
Согласно части 2 статьи 168 Жилищного кодекса РФ региональная программа формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя:
1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;
2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
4) иные сведения, подлежащие включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям. В первоочередном порядке региональной программой капитального ремонта должно предусматриваться проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения при условии, что такой капитальный ремонт не проведен на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта (часть 3 ст. 168 ЖК РФ).
Внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случая, если:
1) сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обусловлено отсутствием конструктивных элементов, в отношении которых должен быть проведен капитальный ремонт;
2) запланированный вид услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме был проведен ранее и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определено, что повторные оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются;
3) изменение способа формирования фонда капитального ремонта произошло по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса. Срок проведения капитального ремонта в этом случае определяется в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год.
Таким образом, постановлениями Правительств субъектов РФ утверждены региональные Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее – Программа).
Правительством Самарской области тоже принята своя Программа.
Финансирование Программ осуществляется за счет средств собственников помещений в МКД, уплачиваемых в форме ежемесячного взноса на капитальный ремонт, в размере, установленном Правительством субъекта, в расчете на один квадратный метр общей площади помещения в МКД, принадлежащего собственнику такого помещения.
Программой предусматривается выполнение капитального ремонта, в частности устранение неисправностей изношенных конструктивных элементов и инженерного оборудования общего имущества собственников помещений в МКД, в том числе их восстановление или замена, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в МКД.
Приложением к Программе является Перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Также в субъектах РФ созданы Некоммерческие организации – «Фонды капитального ремонта», которые и являются региональными операторами.
Итак, в настоящее время во всех регионах приняты практически идентичные (типовые) Программы и акты, касающиеся этой сферы, и созданы аналогичные региональные операторы – Фонды, например:
«На бумаге» все вроде бы более-менее понятно и схема работы должна действовать таким образом:
1) собственники добросовестно платят взносы;
2) фонды организуют проведение качественных капитальных ремонтов;
3) все счастливы!
Однако, к сожалению, все далеко не так радужно и позитивно. Если например говорить о ситуации в моем регионе (Самарская область), то абсолютно непонятно каким образом составлена данная Программа капитального ремонта, ведь в ней например на 2018-2021 г.г. запланированы капитальные ремонты фасадов домов, построенных в 1997-2003 г.г., а дома, построенные в 1940-1950 г.г. и которым уже по 60-70 лет, запланированы к ремонту аж в 2049 году, то есть когда им будет в районе 100.
Могу привести этому несколько примеров. Покажу фотографии и официальную информацию с сайта: https://www.reformagkh.ru
Знакомьтесь, коллеги, дом по адресу: г. Самара, ул. Фрунзе, 105-107. Вот так он выглядел:
Год ввода в эксплуатацию — 1997.
В рамках Программы капитального ремонта в 2018 году сделан ремонт фасада этого дома на сумму 6.43 млн. рублей.
А вот чудесный дом по адресу: г. Самара, ул. Краснодонская,13.
Год ввода в эксплуатацию — 1952 (еще пленные немцы строили). Капитальный ремонт не проводился в нем ни одного раза.
За 67 лет конструктивные элементы дома основательно «поистрепались». И крыша, и фасад, и фундамент, и инженерные коммуникации. Имеются многочисленные трещины, длиной до 3-х метров и шириной раскрытия более 1 см, следы отслаивания и обрушения обширных участков фасада с оголением кирпичной кладки наружных ограждающих конструкций, следы растрескиваний, отслаивания и разрушения декоративных элементов отделки, следы разрушения бетона балконных плит с оголением рабочей арматуры, следы вспучивания, отслаивания и разрушения цокольной части фасада, и т.д. и т.п.
Приложу только несколько фото.
Но несмотря на такое состояние этого дома и постоянные жалобы жильцов, в вышеописанной Программе этот дом стоит в плане как вы думаете на какой год? Совершенно верно, господа — на 2049!!!
Вот такая ситуация. И этот пример, к сожалению, далеко не единичный, только по нашему городу я могу привести их множество. В Программе капитального ремонта в Самарской области помимо вышеописанных казусов — имеют место и ситуации, когда например дом одновременно включен и в Программу капитального ремонта, и в список МКД признанных аварийными и подлежащими сносу. А также в «нашей» Программе почему-то есть дома, которые уже снесены, т.е. по указанным адресам сейчас просто «пустыри».
Если обратится к актам нашей местной власти — мы узнаем, что согласно информации из приложения № 1 к региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 06.04.2017 № 216: «очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе исходя из следующих критериев:
1) срок эксплуатации многоквартирного дома (с даты ввода в эксплуатацию);
2) минимальная продолжительность эффективной эксплуатации конструктивных элементов, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, определяемая на основании технических норм и правил;
3) дата проведения последнего капитального ремонта общего имущества».
Также в данном постановлении указано, что «Исходными данными для формирования Перечня многоквартирных домов послужили: Технические характеристики многоквартирных домов, предоставленные органами местного самоуправления Самарской области, включающие дату ввода многоквартирных домов в эксплуатацию, их общую площадь, типы и материалы основных конструктивных элементов (фундаментов, фасадов, крыш, лифтового оборудования, внутридомовых инженерных систем) и годы завершения последнего капитального ремонта».
Однако это не может соответствовать действительности, потому как если бы органами местного самоуправления были представлены актуальные сведения о технических характеристиках всех МКД – Программа однозначно имела бы другое содержание.
Получается, что при формировании Программы и выставлении баллов каждому МКД - имеет место либо ошибка, либо умышленный подлог, либо коррупционная составляющая (или другой корыстный умысел). При попытках разобраться в этой ситуации, выяснить кто виноват и как это исправить собственники непременно натыкаются на следующий «замкнутый круг»:
Все валят вину друг на друга и, конечно же, никто из чиновников не виноват. И все продолжается в вышеописанном «русле»: взносы платят все собственники (потому как не платить они не могу — их принуждают и Правительство, и суды, и судебные приставы). Однако более новые дома — чинят, а старые и изношенные стоят без капитального ремонта по 100 лет.
Коллеги, не будем забывать о том, что жители МКД еще со времен СССР платили за капитальный ремонт, это делал в том числе и их работодатель — два процента от зарплаты вносил в бюджет на соцкультбыт и жилфонд.
Получаетсяжители дома по адресу: г. Самара, ул. Краснодонская 13 уже с 1952 года платят за капитальный ремонт, но, возможно, его сделают только в 2049 году.
Важно отметить, что в соответствии с требованиями ст. 16 Закона РФ от 04.07.1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми собственники жилых помещений, в том числе граждане, приватизировавшие жилые помещения, несут обязанность по производству капитального ремонта принадлежащего им имущества после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме.
Ст. 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено, что приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Из данной нормы следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.
С 1 марта 2005 г. введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, ст. 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исходя из системного толкования статьи 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ст. 158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений после исполнения этой обязанности бывшим наймодателем.
По ранее действовавшим нормам Жилищного кодекса РСФСР с жильцов дома удерживалась плата за капитальный ремонт дома, а на наймодателе (собственнике жилья), которым являлась администрация, лежала обязанность своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования (ст. 141 ЖК РСФСР).
Однако, в ходе приватизации никаких капитальных ремонтов МКД муниципалитет не произвел, как например в случае МКД по адресу: г. Самара, ул. Краснодонская д.13. А в настоящее время муниципалитет тем более капитальный ремонт делать не собирается, потому как, «по словам чиновников» — это обязанность регионального оператора — Фонда капитального ремонта, а стало быть не их забота.
Важно отметить, что и действующие Управляющие компании не осуществляют текущий ремонт (крыш, фасадов, фундаментов) данных старых домов, мотивируя это тем, что они (дома) давно нуждаются именно в капитальном ремонте, а не в текущем.
Полагаю, что в остальных субъектах РФ ситуация примерно такая же. Этот «замкнутый круг» так или иначе касается очень и очень многих собственников помещений в МКД во всех регионах РФ.
У собственников возникают логичные и своевременные вопросы: как исправить ошибки в Программах икак перенести сроки капитальных ремонтов МКД на более-менее реальные сроки, или как заставить муниципалитеты все-таки выполнить свои обязанности и провести капитальные ремонты за счет бюджета.
Однако, в ответ на обращения собственников все лица (из представленной выше схемы), а именно: Правительство субъекта, муниципалитет, управляющая компания или Фонд капитального ремонта — все им отказывают, отправляя по замкнутому кругу и «переводя стрелки» на других чиновников: дескать это не мы — это они виноваты.
С учетом того, что средний (по времени) ответ гражданину в соответствии с ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ занимает в лучшем случае дней 40-45 — такая переписка тянется годами… И что еще важнее — никаких положительных результатов не дает!
Господа, в связи с существованием данной проблемы я создал группу и призываю всех небезразличных к данной теме лиц активно участвовать в обсуждении, озвучивать здравые мысли и выкладывать актуальную судебную практику.
Уверен, что вместе мы сможем достойно защитить права и законные интересы собственников помещений в многоквартирных домах, и создать положительную судебную практику, в рамках правового поля принудив чиновников добросовестно исполнять свои обязанности!