Теоретически процедура достаточно хорошо освещена Ольгой Александровной в указанной публикации, если бы не одно грустное «но» в отношении добросовестных налогоплательщиков.
Новоиспеченный и тем счастливый правообладатель приобретаемого земельного участка, редко заглядывает в мелкие и неотъемлемые атрибуты характеристик приобретаемой вещи.
Но приобретаемая вещь иногда довольно обременительна не тратами на саму покупку, а своего рода кэптивностью, т.е. необходимыми тратами на последующее содержание имущества.
Итак, у вас в собственности появился долгожданный земельный участок, на котором можно строить дачу, дом, культивировать землю и делать массу других полезных и нужных дел.
В соответствии с действующим законодательством (ст. 1 ЗК РФ), одним из основных принципов земельного права является принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Одним из обязательных видов платы за землю является земельный налог (ст. 65 ЗК РФ), который законодательно находится в прямой процентной зависимости от кадастровой стоимости земельного участка. Последняя же указана в кадастровом паспорте (выписке) земельного участка, а именно в пункте 12.
Указанная в п. 12 кадастрового паспорта (выписки) земельного участка, и столь существенная для собственника земельного участка и, соответственно, налогоплательщика, цифра (кадастровая стоимость) иногда, а, в ряде случаев довольно часто, устанавливается весьма простым и необременительным способом: путем установления так называемого удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, утверждаемого органами исполнительной власти в целях экономии бюджетных средств на процедуру государственной кадастровой оценки.
И такая процедура прописана в законе (ч. 2 ст. 66 ЗК РФ) — Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Обязательность же проведения государственной кадастровой оценки земельных участков, находящихся в частной собственности, федеральным законом не предусмотрена (ст. 8 Федеральный закон № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ»).
В итоге возможен результат, когда утверждаемый органом исполнительной власти кадастровый показатель приводит к ничем не обоснованному завышению кадастровой стоимости неопределенного множества земельных участков, что, в дальнейшем, ложится финансовым обременением на плечи налогоплательщиков-собственников земельных участков.
В приведенном случае рассматривается пример «обнаружения» 11-тикратного завышения, которое могло повлечь для владельца участка уплату суммы годового земельного налога в размере равным 1/5 стоимости самого земельного участка. Т.е. обладание подобным земельным участком в течение последующих 5-ти лет приведет к расходам только по уплате земельного налога равным цене, по которой участок можно продать.
А «кэптивом» в данном «товарообороте» земли, т.е получателем налога, выступает муниципальный бюджет по месту нахождения земельных участков. Стало быть земельный налог уплачивается и поступает в бюджет того самого региона, исполнительным органом которого устанавливается удельный показатель кадастровой земельного участка (ст. 397 НК РФ).
Вот такой вот кругооборот, в который вовлечен собственник земельного участка, но вынужден вести себя по «навязанным» правилам.
Из данного круговорота есть, опять же, законный выход, а именно: установление, но уже в судебном порядке (!), кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости, который и указала Ольга Александровна в своей публикации.
Таким образом, если собственником земельного участка обнаруживается явное несоответствие кадастровой стоимости и цены покупки земельного участка, т.е. рыночной цене, в целях защиты своих прав (прав налогоплательщика), необходимо обращаться в суд с указанными выше требованиями на основании ч. 3 ст. 66 ЗК РФ: В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
При этом, обязательными условиями для подачи данного иска будут являться:
1. Письменные доказательства об отсутствии проведения процедуры государственной кадастровой оценки в отношении конкретного участка. Подобный документ может быть запрошен в органе ФБУ «Кадастровая палата» по месту жительства.
2. Проведение оценочной деятельности земельного участка с привлечением независимой оценочной организации, которая зарекомендовала себя на рынке оценочных услуг.
Все остальные моменты имеют чисто практическое применение и изложены в прилагаемых к публикации документах. Процедура внесения изменений ГКН на основании вступившего в силу судебного решения достаточно проста.
Возражения со стороны кадастрового органы заявлялись, но судебное решение не обжаловалось в апелляционном порядке.
P.S. Надеюсь, что данный опыт будет востребован участниками Праворуба по данной категории дел в качестве практического пособия.