Немного истории по земельно-крестьянским вопросам, полагаю, пригодится в качестве дополнительной ориентировки в земельном законодательстве. Это небольшое эссе посвящено двум смежным наболевшим вопросам: вопросу передачи земли крестьянам и вопросу наблюдения государства за крестьянскими хозяйствами.


1. По вопросу передачи земли крестьянам история следующая.

Проблемой наделения крестьян землёй является крайне болезненной для России, так как Правительство ещё до революции 1917-го года и после неё крестьянам неоднократно обещало передать землю в собственность. Однако, ни разу Правительство не выполнило это обещание и землю не передало. Это постоянно вызывало в России возмущения крестьянского населения, которое было по численности существенно больше остального населения.

Возмущения крестьянского населения постоянно подавлялись силой оружия и репрессиями со стороны властей.

— Первое обещание передать землю крестьянам связано с участившимися крестьянскими волнениями в конце XIX века и правительственными реформами освобождения крестьян от крепостной зависимости. При этом крестьяне требовали передать им и землю, утверждая, что «одна воля (свобода) хлебом кормить не будет». 19 февраля (3 марта) 1861 года в Петербурге император Александр II подписал Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17-и законодательных актов. Однако, реформа требовала от крестьян выкупа земли от помещиков, при этом выкупная стоимость земли значительно превышала рыночную стоимость. В результате большинство крестьян осталось в зависимости от помещиков (феодалов) и земли не получила.

Это вызвало волнения и восстания крестьянского населения, которые были подавлены силами армии.

— После революции 1917-го года на Втором всероссийском съезде советов 26 октября (8 ноября по новому стилю) 1917 года был принят «Декрет о земле». Данным декретом изымались помещичьи земли, которые передавались местному самоуправлению для последующей передачи крестьянам. Однако, на самом деле передачи земель в собственность крестьян не произошло. С начала 1920-го по 1930-ый годы начала усиленно проводится коллективизация, подавляющая масса крестьян была репрессирована, лишена имущества, сослана в лагеря и ссылку.

Это вызвало массовый голод и крестьянские восстания. Самым известным стало Тамбовское восстание 1920-1921 годов, которое затронуло всё крестьянское население Тамбовской области.

Тамбовское восстание было жестоко подавлено, применялись концентрационные лагеря и химическое оружие. В итоге все земли были переданы в коллективные хозяйства (колхозы), а крестьянам были оставлены ограниченные дворовые участки земли. При этом размер хозяйства крестьянина контролировался, в том числе путём ведения похозяйственных книг.

Контроль этот осуществлялся для того, чтобы продукция крестьянского двора оставалась незначительной.

— С 1990-го года в России стала проводиться очередная земельная реформа в целях передачи земли крестьянам. Порядок проведения этой реформы определялся: Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. №323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 г. №86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 г. №708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», Указом Президента Российской Федерации от 7 марта 1993 г. №337 «О реализации конституционных прав граждан на землю», Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. №1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 1995 г. №96 «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев». В процессе реформы земли колхозов и совхозов передавались работникам данных колхозов и совхозов.

Общий земельный массив делился на доли (паи) и передавался в общую долевую собственность. Отдельные земельные участки при этом не выделялись, земельный массив оставался целым.

Новые собственники сдавали весь земельный массив тому же колхозу или совхозу в аренду. Собственники имели право так же передать часть земель, например, отдельное поле, другому предприятию или фермеру.

Так же они могли внести свои права на землю в уставный капитал какого-либо акционерного общества, либо могли выделить часть земель и продать их. При реализации этой земельной реформы и возникла проблема невостребованных земельных долей.

В настоящее время проблема наделения землёй обострилась снова в связи с лишением крестьян земли, которой их наделяли по земельной реформе. Экономические способы такого лишения, связанные с выкупом земли и разорением крестьян, понятны. Гораздо хуже когда государство обратно под разными предлогами забирает землю, которой до того крестьян наделило.

Одним из таких «больных» предлогов под которым происходит раскрестьянивание является возврат в государственную собственность так называемых «невостребованных земельных долей».

Для понимания проблемы невостребованных долей необходимо обратиться к ныне утратившим силу актам Президента и Правительства Российской Федерации 1990-х годов:

— Указ Президента от 2 марта 1992 года №213 «О порядке установления бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан» установил, что при определении нормы бесплатной передачи земли в собственность вся площадь земельных угодий в пределах одного сельскохозяйственного предприятия (колхоза или совхоза) делится на численность лиц, работающих в хозяйстве. Полученная таким способом величина являлась долей одного из таких лиц в праве общей собственности на земельный участок.

— Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. №1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» было определено, что для получения документа на право собственности на «земельную долю» работнику сельскохозяйственного предприятия (колхоза или совхоза) необходимо было подать заявление в орган местного самоуправления. Это и означало «востребовать земельную долю». Однако, многие потенциальные собственники по разным причинам (смерть, непринятие доли в наследство, призыв в армию, смена места жительства, безразличие к судьбе долей) не подали такого заявления и не востребовали свои доли. В результате в процессе земельной реформы доли были определены, но их собственники остались неизвестными.

То есть, доли становились бесхозяйными.

— В соответствии с пунктом 35 Рекомендаций по подготовке и выдаче документов о праве на земельные доли и имущественные паи, одобренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 1995 г. № 96, невостребованными признавались земельные доли, собственники которых в установленный срок не получили свидетельства о праве собственности на земельные доли либо, получив их, не воспользовались своими правами по распоряжению земельными долями. Указанные Рекомендации определяли такие виды распоряжения земельными долями как сдача в аренду, купля-продажа, обмен, внесение в уставный капитал, выделение земель в счёт земельной доли, а так же иные сделки. В пункте 34 указанных Рекомендаций к иным сделкам по распоряжению земельной долей относилось и наследование.

— Проблему невостребованных долей также пытались решить в Указе Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 года №337 «О реализации конституционных прав граждан на землю», где устанавливалось: «Невостребованные земельные доли, на которые не поступили заявления на получение свидетельств на право собственности на земельные доли, передаются (сохраняются за) сельскохозяйственным организациям, которые используют их в течение трех лет. Если в течение этого времени собственник указанной земельной доли не подал заявление на получение свидетельства на право собственности на земельную долю и не принял решения об использовании земельной доли, она остается в пользовании сельскохозяйственной организации еще на три года».

— Вышеприведённый Указ Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 года №337 допускал пользование долями для сельскохозяйственных организаций (и никому другому) в течение трех, а затем еще трех, то есть шести лет после его издания. Этот срок истек в марте 2002 года. В июле 2002 года был принят Закона Российской Федерации от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который вступил в силу 27 января 2003 года. Первоначально в указанном Законе была норма п.3 ст.15 следующего содержания:

«3. Неиспользуемая в течение двух лет часть находящегося в долевой собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения может быть выделена в самостоятельный земельный участок субъектом Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления по правилам, установленным настоящей статьей.

Субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления вправе направить в суд заявление о признании права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на указанный земельный участок в случае, если участник или участники долевой собственности неизвестны, либо в случае, если участник или участники долевой собственности известны, о прекращении права собственности участника или участников долевой собственности на долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и о признании права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на указанный земельный участок».

Федеральным законом от 18 июля 2005 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и Федеральный закон «О землеустройстве» норма статьи 13 была изменена и в неё был введён пункт 5, который и применяется в целях лишения прав на землю:

«5. Земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли), подлежат выделению в земельный участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые земельные участки и земельные участки худшего качества с их оценкой по кадастровой стоимости.

Образование этого земельного участка осуществляется на основании соответствующего решения субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, на основании соответствующего решения муниципального образования.

Общее собрание участников долевой собственности вправе принять решение об определении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, площадь которой равна сумме площади невостребованных земельных долей.

Сообщение о невостребованных земельных долях с указанием их собственников опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.

Если собственники невостребованных земельных долей, в счет выделения которых должен быть образован земельный участок, в течение девяноста дней со дня опубликования указанного сообщения не заявят о своем желании воспользоваться правами участников долевой собственности, устанавливаются границы этого земельного участка.

Субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование вправе направить в суд заявление о признании права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на этот земельный участок.»


2. По вопросу наблюдения государства за крестьянскими хозяйствами, похозяйственного и статистического учёта данных об этих хозяйствах законодательство развивалось следующим образом.

В России на протяжении как минимум двух веков практически непрерывно осуществляется особый статистический учёт крестьянских хозяйств, лиц которые проживают в крестьянских домовладениях, совместно ведут хозяйство крестьянского двора, а так же учитывается всё основное имущество крестьянского двора. Учёт этот осуществлялся и осуществляется в виде особых регистров, которые ранее именовались «ревизские сказки», а к настоящему времени именуются «похозяйственные книги». (Да-да, это те самые «ревизские сказки» по которым выкупал мёртвые души известный персонаж Н.В.Гоголя Павел Иванович Чичиков).

До революции 1917-го года в интересах уплаты налогов в России постоянно проводилась перепись крестьянских дворов и лиц, которые вели в этих дворах хозяйства. Впервые необходимость постоянного учёта крестьянских дворов возникла в X веке нашей эры, когда княгиня Ольга заменила дань в форме «полюдья» на дань «с дыму» («полюдье» означало сбор дани-налога без какой либо квоты, брали столько сколько нужно князю, дань-налог «с дыму» изымался в зависимости от количества домохозяйств в поселениях, «дымов»). После этого учёт домохозяйств постоянно развивался в русских княжествах.

В XVI-XVII веках уже постоянно велись «писцовые книги» с переписями дворов, полей, пастбищ, сенокосов и других угодий.

С 1724-го года по указу царя Петра I был введён подушный налог (налог с каждого человека) и стали регулярно проводится переписи населения и дворов.

В связи с переходом на подоходный налог с 1800-х годов стали проводиться переписи населения по дворам, а затем и в виде так называемых «ревизских сказок», периодической подворовой и подушной переписи крестьян, такая перепись осуществлялась один раз в три года.

В настоящее время так же ведётся постоянный учёт крестьянских хозяйств в виде так называемых «похозяйственных книг», на основании которых всегда можно установить лиц, которые ведут хозяйство, можно установить фактическое принятие этими лицами наследства и другие юридические факты. В России действует следующее законодательство, которым определено ведение похозяйственных книг и цели этого учёта:

— После революции 1917-го года в связи с необходимостью уплаты единого сельскохозяйственного налога в период 1924-1934 годов был восстановлен учёт крестьянских дворов. С этого времени органы местной администрации (так называемые сельские советы) обязаны были вести похозяйственные книги по определённой форме. Постановлением Совета народных комиссаров СССР от 26 января 1934 г. №185 «О первичном учете в сельских советах» похозяйственные книги были признаны основным документом первичной учетной документации граждан и крестьянских хозяйств.

— Постановлением Государственного Комитета СССР по статистике от 25 мая 1990 г. №69 «Об утверждении указаний по ведению похозяйственного учета в сельских советах народных депутатов» была уточнена форма №1 «Похозяйственная книга». В пунктах 1-3 данного Постановления было установлено:

«1. Документами похозяйственного учета являются следующие, утвержденные Госкомстатом СССР, формы первичного учета для сельских Советов народных депутатов:

форма №1 «Похозяйственная книга»;

форма №2 «Список лиц, временно проживающих на территории сельского Совета»;

форма №3 «Алфавитная книга хозяйств».

Формы № 1, 2 и 3 должны вестись в строгом соответствии с настоящими Указаниями. Никакие подчистки и не оговоренные текстовой записью поправки в этих документах не допускаются. Любые исправления и зачеркивания должны быть оговорены и заверены подписью председателя или секретаря исполкома сельского Совета (лица, исполняющего функции секретаря исполкома сельского Совета в соответствии с республиканскими законодательными актами).

2. Похозяйственный учет по указанным формам ведется во всех сельских Советах народных депутатов, а также в городских и поселковых Советах по подчиненным им сельским населенным пунктам.

3. Книги и списки похозяйственного учета должны храниться в сельском Совете наравне с денежными документами и ценными бумагами. Ответственность за их сохранность и за своевременную и правильную запись возлагается персонально на секретаря исполкома сельского Совета (лицо, исполняющее функции секретаря исполкома сельского Совета)».

— Законом РСФСР от 24 октября 1990 г. «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» было установлено, что законы и другие акты бывшего СССР, в том числе акты министерств и ведомств действуют на территории РСФСР непосредственно. Таким образом, законодательные акты о ведении похозяйственных книг продолжали действовать и книги велись непрерывно.

— Далее, необходимость ведения похозяйственных книг была определена в Законах Российской Федерации. В статье 8 Федерального закона от 7 июля 2003 г. №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» на момент принятия данного Закона было установлено: «Учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах. Порядок ведения похозяйственных книг определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти».

— В Федеральный закон от 7 июля 2003 г. №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» вносились изменения Федеральными законами от 22.07.2008 №141-ФЗ, от 23.07.2008 №160-ФЗ, от 30.12.2008 №302-ФЗ. В окончательном виде ст.8 Федерального закона от 7 июля 2003 г. №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» в редакции Федерального закона от 30.12.2008 №302-ФЗ устанавливает:

«1. Учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.

2. В похозяйственной книге содержатся следующие основные сведения о личном подсобном хозяйстве:

фамилия, имя, отчество, дата рождения гражданина, которому предоставлен и (или) которым приобретен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, а также фамилии, имена, отчества, даты рождения совместно проживающих с ним и (или) совместно осуществляющих с ним ведение личного подсобного хозяйства членов его семьи;

площадь земельного участка личного подсобного хозяйства, занятого посевами и посадками сельскохозяйственных культур, плодовыми, ягодными насаждениями;

количество сельскохозяйственных животных, птицы и пчел;

сельскохозяйственная техника, оборудование, транспортные средства, принадлежащие на праве собственности или ином праве гражданину, ведущему личное подсобное хозяйство.

3. Форма и порядок ведения похозяйственных книг в целях учета личных подсобных хозяйств устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти».

— В силу подпункта «б» пункта 4 ст.22 Федерального закона от 22 октября 2004 г. №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» похозяйственные книги хранятся 75 лет.

— В Постановлении Администрации Тамбовской области от 4 июля 2001 года №599 «О документах похозяйственного учета», в приложением №1, утверждены форма и порядок ведения похозяйственной книги.

— Совместным приказом от 25 февраля 2005 года Министерства Финансов Российской Федерации № 28н и Федеральной налоговой службы №САЭ-3-10/58 «Об утверждении периодичности, сроков и формы представления информации в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2004 года №410», который был зарегистрирован в Министерстве Юстиции РФ 24 марта 2005 г. за номером №6419 установлены порядок и форма предоставления информации органами местного самоуправления в налоговые органы в целях исчисления и уплаты налогов. Данная информация представляется на основе похозяйственного учёта, похозяйственных книг.

— В силу Приказа Федеральной регистрационной службы от 29 августа 2006 г. №146 «Об утверждении формы выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок», зарегистрировано в Министерстве Юстиции РФ 30 августа 2006 г. за номером №8183 выписка из похозяйственной книги на всей территории России является основанием для регистрации права собственности на недвижимое имущество.

Суды Российской Федарации постоянно обращаются к похозяйственным книгам, когда возникает спор между наследниками. Похозяйственные книги позволяют установить, имелось ли фактическое вступление в наследство. Так же суды обращаются к регистрации граждан по месту жительства. Однако, ведение учёта местными администрациями служит и почвой для злоупотреблений, на практике попадаются случаи подделки записей в похозяйственных книгах в целях приобретения  на недвижимое имущество прав, которые изначально не существовали. Можно сказать, что «мёртвые души» и бессмертные герои типа Чичикова существуют до сих пор. А что делать? — Такова жизнь…

Автор публикации

Адвокат Климушкин Владислав Александрович
Тамбов, Россия
Служу с 1992-го года, с 1995-го года адвокат. Всё время специализируюсь по хозяйственному праву. Остальное скажет практика, которую можно посмотреть на сайте.

Да 15 15

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: rudkovskaya, Морохин Иван, Климушкин Владислав, Юскин Олег, sherbininea, Новикова Валентина, lawer-soldatenkov, elenamikhno, Ермоленко Андрей
  • 10 Сентября 2014, 14:53 #

    Уважаемый Владислав Александрович, большое спасибо за серьезный труд — столько информации собрать воедино! Интересные раньше на Руси были налоги - 
    «полюдье» означало сбор дани-налога без какой либо квоты, брали столько сколько нужно князюЧто-то мне это напоминает…

    +4
    • 10 Сентября 2014, 19:06 #

      Уважаемая Екатерина Александровна, намёк понял (giggle).
      Однако, вынужден не согласиться. Нужно видеть разницу между установленным прямо властями беспределом и беспределом, который творят «слуги государевы» при попустительстве государя, который клялся на Конституции в том, что все эти слуги будут служить народу и соблюдать права граждан (ст.18 Конституции  РФ).
      Первое есть открытый произвол.
      Второе — клятвопреступничество.

      +4
  • 10 Сентября 2014, 15:48 #

    Действительно интересный экскурс в историю, и «зигзаги» государственной земельной политики чем-то напоминают более близкие нам времена массовой приватизации-ваучеризации. 
    Однако, абстрагируясь от частных случаев, связанных с чрезвычайными обстоятельствами, в целом современный подход можно считать прогрессивным, т.к. происходит перераспеределение земель, в зависимости от способности и желания исползовать эту землю по прямому назначению. 

    Если уж за много лет, титульный собственник даже никак себя не обозначил, то наверное можно вести речь об отказе от своего права, и в данном случае, государство попросту собирает бесхозяйное имущество.

    +4
    • 10 Сентября 2014, 18:55 #

      Да, только при этом нормы ГК РФ о бесхозяйном имуществе куда-то «пропали», хотя по идее нормы Гражданского кодекса в данном случае должны применяться в первую очередь, и Законы не могут им противоречить, поскольку тут вопрос о собственности, наследовании, распоряжении. К тому же крайне неудачны формулировки Закона «использовать доли», «распорядиться долями», доля-то она идеальна, она суть «доля в праве», а не имущество как таковое (а если я не хочу пока ими распоряжаться?).

      +4
  • 10 Сентября 2014, 19:35 #

    Владислав, мне оч. понравилось начало и последний абзац и конечно поставил плюс…

    +4
  • 10 Сентября 2014, 20:29 #

    Уважаемый Владислав Александрович, хороший экскурс… для меня было интересно вспомнить метания законодателя(и правоприменителя) между желанием «все продать» и пониманием, что земля — материальная основа культуры, общности и государства и в частной собственности(в полном ее западном понимании) в принципе находиться не может.

    +3
    • 10 Сентября 2014, 21:20 #

      Да. Уважаемый Евгений Александрович, полагаю, Вы точно уловили произошедшее. Кроме того, позволю дополнить, слишком большая страна, это не Германия, где каждый бугорок и поворот ручья имеет свой правовой режим и описан в законодательстве. Тут поди опиши тайгу или Саяны…

      +2
  • 10 Сентября 2014, 21:30 #

    Уважаемый Владислав Александрович, очень интересно и злободневно. Ведь сколько немерянной и непаханой земли в России, сколько режимов власти за ее историю поменялось, а ее матушку все делят и никак перекроить не могут.
    Сколько себя помню в качестве юриста, столько видела, как наши власти не могут и не хотят навести порядок в земельных отношениях, а земельные дела  по-прежнему  самые сложные и скандальные. А уж печально знаменитые похозяйственные книги!.. Когда я работала в райцентре, то часто приходилось вести земельные дела, особенно после Указа  Б. Ельцина. Вот тогда и насмотрелась на все те фокусы, что обнаруживались в этих книгах. По-моему Вы слишком деликатно выразились о местных администрациях )))) 

    +2
    • 10 Сентября 2014, 21:39 #

      Гм. Да, старался быть поделикатнее. Всё же солидный публичный ресурс, не выражаться же прямо, по-русски.
      Меня вообще в последнее время забавляет наш законодатель. Вот решил он использовать похозяйственные книги и для регистрации и для налогов, а статус этого информационного ресурса в соответствии с законодательством не определил, сохранность и актуальность информации не обеспечил. Ну и т.д.
      Закон о запрете носить кеды и тапочки, оно, конечно, куда как актуальнее!
      А как Вам, уважаемая Валентина Алексеевна, вот эта фраза законодателя о том, что должны содержать похозяйственные книги:
      количество сельскохозяйственных животных, птицы и пчел;
      Вы представляете себе как считают этих пчёл? (Да и птицу тоже)

      Истинно говорю: Задорнову пора переключиться с никому ненужных америкосов на наших депутатов!

      +4
  • 11 Сентября 2014, 00:40 #

    Не сколько ответов, сколько вопросов!

    Меня например так же беспокоит государева позиция: «Как заставить собственников "долей" использовать эти земли?» Ведь существующее положение вещей привело к деградации сотен тысяч гектаров плодородных сельскохозяйственных земель, восстановление плодородия которых будет кому то стоить очень не малых денежных средств. К тому же под угрозой продовольственная безопасность страны!

    К сожалению политика государства в настоящий момент снова обращена к репрессивной системе, отнять, наказать, но нет конкретного решения проблемы ...

    Вопросов больше чем ответов.

    +5
    • 11 Сентября 2014, 10:54 #

      Уважаемый Владислав Игоревич, наблюдая много лет за этой каруселью (красные пришли — грабят, белые пришли — грабят) могу сказать, что проблема сия не юридическая вовсе.
      Вся проблема сельскохозяйственной экономики в том, что это уход за живыми существами. Такой уход требует личной заботы со стороны ухаживающего. Какую механизацию не применяй, а без ухода и росточек и телочек захереют. 
      С другой стороны требуется применять современную технику и механизмы, которые тоже стали сродни живым существам, особенно, если в них сочетаются сложные механизмы и программное обеспечение да ещё это целый комплекс механизации.
      По этой простой причине запустить крупного собственника на голову крестьянам — это ни о чём. Запускали у нас таких, и неоднократно, через 5 лет убытки и срочный вывод инвестиций. 
      Но и в одиночку, мелким хозяйством, крестьянин теперь уже не наработает. Приходили эти, мелкие, едва на хлеб самим хватает, куда уж других прокормить.
      Требуется правильно построенная глубокая кооперация (как в Японии или Германии). А строит её правительство (снизу-то она долго будет прорастать, потому надо сверху направляющие поставить).
      Есть и у нас подобный пример — Белгородская область.

      +2
    • 15 Сентября 2014, 19:34 #

      Какой пост, понравился!!!

      +2
  • 14 Сентября 2014, 02:29 #

    Уважаемый Владислав Александрович, очень интересная и познавательная статья.Безусловно, тему затронули важную.
    ↓ Читать полностью ↓
    Немного по теме: запись в похозяйственной книге имеет три правовых значения: регистрируется недвижимое и движимое имущество; регистрируется право на недвижимое имущество; регистрируется место проживания или место пребывания владельца (собственника) недвижимости. Но в похозяйственных книгах имущественный комплекс регистрируется раздельно: земля регистрируется на одном листе похозяйственной книги с собственным лицевым счетом, а дом с надворными постройками — на другом листе с другим собственным лицевым счетом. Налицо противоречие и ЗК и ГК.К тому же, сейчас, вроде бы, ведение кадастрового учета земель, недвижимого имущества и прав на него стабилизировалось. Потому необходимость в ведении похозяйственных книг отпадает. От них столько всяких злоупотреблений было.Лицевой счет недвижимого имущества нередко незаконно и необоснованно меняется при перенесении из одной похозяйственной книги в другую через каждые пять лет плановой замены такой книги. Чиновники, изменяя лицевой счет одного и того же недвижимого имущества, иногда совершают должностные подлоги, что обеспечивает возможность похитить права на недвижимое имущество. Такие изменения лицевого счета не основаны на законе. Ведь кадастровый номер недвижимого имущества неизменен, тогда почему меняется лицевой в похозяйственной книге
    В похозяйственной книге должны указываться сведения о правах на земельный участок, а главы администраций этого часто не делают, что влечет мошеннические действия. Выписки и похозяйственных книг порой заменяются архивными справками.
    Регистрация в похозяйственной книге животных и инвентаря излишняя- все быстро меняется, не будут же главы администраций каждый год все пересчитывать. Перепись транспорта вообще бессмысленна, ведь законом установлен учет в ГИБДД..
    В похозяйственной книге регистрируются физические лица- дублирование государственной функции по предоставлению услуги регистрации по месту жительства и месту пребывания. Должностное лицо фактически выполняет функции УФМС.
    Правильность регистрации, произведенной в похозяйственных книгах ( кадастровой и правоудостоверяющей на недвижимое имущество, и административной на право проживания), контролирующими органами фактически не проверяется. И становятся главы местных администраций объектом «совращения» со стороны граждан, склонным к правонарушениям, особенно в части отъема собственности.
    Полагаю, что устарели не только похозяйственные книги, но и сам способ ведения « местечкового» учета. Учет, при наличии ЕГРП, надо привязывать к единому реестру, чтобы не возникало разночтений. И привязывать одномоментно и жестко. Чтобы потом ни у наследников, ни у договорных правопреемников не возникало вопросов и экономических споров, разрешение которых требует анализа всей истории законодательных актов по этому вопросу. Иначе, если поэтапно освобождаться от привычного подворового учета, то путаницы много будет.
    Ваша статья как раз и интересна тем, что помогает понять, как сформировался учет через похозяйственные книги в целях эффективности налогообложения со старинных времен. Читая, чувствуешь, преемственность. А теперь государство ввело другой способ обеспечения сбора налогов- единый реестр недвижимости. Так зачем же параллельный учет и недвижимости, и граждан, да ещё и с поправкой на субъективный момент в виде «силы духа глав администраций»?
    Ещё раз спасибо за статью. Заставила задуматься.

    +3
    • 14 Сентября 2014, 05:27 #

      Уважаемая Елена Александровна, спасибо Вам большое за такой глубокий комментарий. Поражён Вашими знаниями внутреннего механизма этого учёта. Честно сказать, постоянно сталкиваюсь со злоупотреблениями — подделкой информации в похозяйственных книгах, но никогда не мог понять внутренних механизмов. Вот только недавно приходили в связи с тем, что недавно появившийся сосед перекрыл проезд к дороге. Проезд к дороге идёт между участком этого соседа и неким сараем. Вдруг оказалось, что этот сарай тоже внесён в книгу, как принадлежащий бывшей хозяйке, у которой сосед купил дом со всем хозяйством. Как результат сосед перекрыл проезд. Мне казалось, что с похозяйственной книгой при этом поступили просто, взяли да и поменяли. Оказывается там ещё и номер лицевого счёта должен быть. Интересный факт. Спасибо ещё раз. (bow)

      +2
      • 14 Сентября 2014, 18:54 #

        Уважаемый Владислав Александрович, самое огорчительное, что Выписки из похозяйственных и земельных шнуровых книг являются качественными доказательствами в судебных спорах. А вот откуда там сведения- это в каждом деле по-разному. Иногда в суде выясняется, что сведения в похозяйственную книгу были внесены исходя из самого факта использования истцом земельного участка, в результате по дворового обхода, т.е в момент этого обхода. Чаще всего записи в похозяйственные книги администрация вносит со слов истца, его детей и иных родственников. Бывает и так, что истец точно называет документ, на основании которого пользуется землей, видел его, в руках держал, но реквизитов не помнит, а в архиве его нет, никаких сведений и выдаче документа и предоставлении земли не находят, либо не было их. И начинаются свидетели – односельчане, которые сами документ видели, либо слышали о нём от кого-то ( слава богу, если не от истца). То же и по строениям, особенно, если сосед умер, а дети и иные наследники долго добирались до объекта наследования. В общем, есть, где развернуться.
        А мой личный детский опыт в части формирования «похозяйственной книги» ( подсчёт количества домашних животных в хозяйстве ) – чем вкуснее было угощение для фининспектора ( тех, кто считал, так тогда называла бабушка), с учётом горячительных напитков, тем меньшее количество кур, уток и гусей было в хозяйстве, тем меньше был налог.
        Но тему вы затронули действительно серьёзную.Прежде всего законодателю надо определиться, для чего нужен такой «патриархальный»способ регистрации с учетом отлаженной системы реестров. Реестры закрывают потребность в подсчете всего с целью выявления объектов налогообложения. Дань сложившимся отношениям из серии «население у нас необразованное, своих прав не знает»? Но тогда тем более надо менять всё одномоментно.

        +3
  • 15 Сентября 2014, 19:58 #

    Отличная публикация,  Владислав Александрович, сам хотел подобный очерк создать, да Вы опередили. Ставлю плюс и добавляю в избранное! 

    +2

Да 15 15

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Земля крестьянам! - Земля крестьянам? Или история законодательства по земельно-крестьянскому вопросу.» 3 звезд из 5 на основе 15 оценок.
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/
Адвокат Фищук Александр Алексеевич
Краснодар, Россия
+7 (932) 000-0911
Персональная консультация
Юридическая помощь, представление и защита интересов граждан и бизнеса. Абонентское юридическое сопровождение, консалтинг. Банкротство. Очно, дистанционно, все регионы РФ. Консультации платные
https://fishchuk.pravorub.ru/

Продвигаемые публикации