Конечно, в целом использование ВКС необходимо оценить положительно, это экономия времени и денежных средств, выделяемых из бюджета на доставление осужденного из следственного изолятора в здание суда.
Однако остается немало вопросов, в ряде случаев злоупотреблений с использования ВКС, нередки и случаи подмены систем ВКС с бесплатным проприетарным программным обеспечением на примере программы Skype.
Законность использования судом при рассмотрении уголовного дела программы Skype или иного аналогичного программного обеспечения, обеспечивающего голосовую связь и видеосвязь через Интернет, в настоящее время остается открытым. Мнений как всегда много и они разделились, но официального ответа ни Верховный суд РФ, ни иной уполномоченный в сфере судопроизводства орган на этот счет не дали.
При этом мнение о невозможности использования при рассмотрении уголовных дел программы Skype или иного аналогичного программного обеспечения является наиболее верным.
Использование программы Skype является со стороны суда ни чем иным как подменой федеральной видеоконференц-связи Верховного Суда РФ.
Skype является бесплатным проприетарным программным обеспеченим с закрытым кодом, обеспечивающим шифрованную голосовую связь и видеосвязь через Интернет между компьютерами (VoIP), используя технологии пиринговых сетей, а также платные услуги для звонков на мобильные и стационарные телефоны.
Система ВКС, ее компоненты, а также технических требований определены Постановлением Совета Судей РФ от 16 ноября 2001 г. N 65.
Так согласно указанного Постановления N 65 ВКС определена как высокотехнологическая система, предназначенная для оперативной передачи по единым сетям электросвязи РФ видео- и аудиоинформации с использованием средств вычислительной техники, для получения полноэкранного изображения в реальном режиме времени и высококачественного звукового сопровождения с целью обеспечения дистанционного общения участников уголовного судопроизводства при рассмотрении уголовных дел в кассационном порядке.
Постановлением Совета Судей РФ от 16 ноября 2001 г. N 65 были одобрены и утверждены единые технические требования к региональным системам ВКС для обеспечения их совместимости с оборудованием, установленным в Верховном Суде РФ, для дистанционного проведения кассационных судебных заседаний.
Согласно раздела 2.2. указанного Постановления Совета Судей в состав сетей ВКС регионального и федерального уровней входят следующие компоненты:
— программно — аппаратные комплексы видеоконференцсвязи, установленные в залах суда и в специально отведенных и подготовленных для этого помещениях на территории следственного изолятора;
— каналы связи и соответствующее телекоммуникационное оборудование;
— подсистема управления и администрирования системы ВКС (подсистема «Администрирование»);
— в состав сетей ВКС могут также входить устройства многоточечной видеоконференцсвязи (MCU) и шлюзы сопряжения (Gateway) разнородных (H.323 / H.320) сетей ВКС.
Технические требования к программно-аппаратным комплексам видеоконференцсвязи, приведенные в настоящем документе, носят обязательный характер для всех сетей ВКС, создаваемых в системе ВКС, независимо от принятых технических решений по построению каналов связи.
К сожалению не все адвокаты обладают техническими познаниями способными определить технические характеристики в данном случае ВКС и Skype, которые бы позволили сказать об их идентичности или несовместимости.
Однако и без таких специальных познаний можно утверждать, что это совершенно разные программные комплексы и действующая в судах общей юрисдикции система видеоконференц-связи не предусматривает проведение судебных заседаний через программное обеспечение- Skype, которое по своей сути вообще не входит в систему ВКС.
К сожалению, со стороны судебных органов, встречаются выходящие за рамки разумности действия направленные на соблюдения процессуальных сроков.
Не является исключением и Ульяновский областной суд, который в декабре 2012 года провел три судебных заседания (по одному уголовному делу) с осужденным находящимся на стационарном лечении в инфекционном отделении посредством использования программы Skype.
При этом, если из буквального толкования ч. 3 ст. 376 УПК РФ (в настоящее время утратила силу) следует, что данной нормой определен закрытый перечень лиц (осужденный, содержащийся под стражей, или лицо, в отношении которого велось или ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера), которые вправе изложить свою позицию путем использования систем видеоконференц-связи.
Если же осужденный, находящийся под подпиской о невыезде, находится в лечебном учреждении стационарного типа, и он не содержится под стражей и в отношении него не велось и не ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, то его участие в судебном заседании путем использования не только программного обеспечение- Skype, но и видиодеоконференц-связи, противоречит уголовно процессуальному законодательству.
Раздел 2.3. Постановления Совета Судей РФ от 16 ноября 2001 г. N 65 устанавливает требования по основным характеристикам ВКС, согласно которым, в том числе региональная ВКС должна обеспечивать режимы соединения типа «Суд — следственный изолятор» («точка — точка») для каждой пары Абонентов сети регионального уровня и поддерживать проведение сеансов видеосвязи между Абонентами региональной сети и Абонентами сети ВКС в г. Москве (залы судебных заседаний Верховного Суда РФ, следственного изолятора на территории г. Москвы) как в режиме «точка — точка», так и в режиме «многоточечная связь». В последнем случае используются устройства многоточечной видеоконференцсвязи системы ВКС Верховного Суда РФ. Данные требования должны выполняться как на региональном (РВКС), так и на межрегиональном (вплоть до федерального — ФВКС) уровнях системы.
Кроме того, применительно к дистанционным судебным заседаниям выделяются следующие основные режимы функционирования системы ВКС:
Режим No. 1. Сеанс «Суд — следственный изолятор»
Режим No. 2. Сеанс «Суд — несколько следственных изоляторов»
Режим No. 3. «Видеотелефон» предполагает нерегулярное проведение коротких сеансов связи между двумя или несколькими Абонентами сети для решения неотложных вопросов и / или в технологических целях (раздел 3.1. Постановления Совета судей РФ от 16.11.2001 N 65).
Таким образом, проведение видеоконференц-связи с осужденным находящимся в учреждении здравоохранения на стационарном лечении не предусмотрено ни действующим УПК РФ, ни указанным Постановлением Совета судей, поскольку проведение судебных заседаний с использованием ВКС возможно только со следственными изоляторами.
Действующей редакции Уголовно-процессуального кодекса претерпела значительные изменения, в том числе и по использованию систем ВКС, так ч. 2 ст. 389.12 закрепила следующее: осужденному, содержащемуся под стражей и заявившему о своем желании присутствовать при рассмотрении апелляционных жалобы, представления, по решению суда обеспечивается право участвовать в судебном заседании непосредственно либо путем использования систем видеоконференц-связи.
Кроме того, ч. 2 ст. 401.13 УПК РФ гласит, что лицо, содержащееся под стражей, или осужденный, отбывающий наказание в виде лишения свободы, вправе участвовать в судебном заседании непосредственно либо путем использования систем видеоконференц-связи при условии заявления ими ходатайства об этом.
То есть законодатель в действующей редакции УПК РФ конкретизировал лиц которые вправе излагать свою позицию через ВКС — содержащиеся под стражей.
Надеемся, что суды впредь не будут гнаться за статистикой и соблюдения сроков, и не будут использовать программы, такие как Skype, подменяющие видеоконференц-связь.


Уважаемый Александр Сергеевич!
Вы подняли злободневную тему, о которой мало кто знает в объёме представленных Вами сведений.
Но я лично недоволен ВКС по следующим причинам:
На видеомониторе различимо лицо арестанта, сидящего по ту сторону решётки, т.е. на расстоянии 2-3 метров от микрофона. Неужели человека нельзя усадить за стол, а микрофон поставить прямо перед ним?
Согласитесь, трудно по губам угадывать слова, которые из-за скверной передачи звука сливаются в сплошное бубнение.
Уважаемый Александр Эльмартович!
Если говорить исключительно про ВКС, то в Ульяновском областном суде все достойно, т.е. слышно, бывают конечно исключения, но их как говориться по пальцам пересчитать. Я вообще против ВКС, считаю что ВКС нарушает право на защиту, особенно по делам где адвокат по назначению и ранее в деле не участвовал. Без консультации, без выяснения позиции адвокат не может в полной мере защищать (представлять интересы) лица под стражей.
Но данная публикация немного не об этом, я раскрываю настолько узкую проблему, что предполагаю о ней мало кто знает. Надеюсь коллеги возьмут на вооружение и будут обоснованно возражать если судебное заседание будут проводить с использованием Skype или других подобных программ.
Уважаемый Александр Сергеевич, спасибо Вам за интересную статью. Это несомненно пригодится в работе. У нас в областном суде со звуком все нормально, всех хорошо слышно. Как-то в судебном заседании участвовал сурдопереводчик, вот ей не очень хорошо было видно осужденного. Для того, чтобы она его видела лучше, ей пришлось встать за кресло председательствующего.
Уважаемый Александр Сергеевич, спасибо за информационный материал.
Но весьма удивлен, что суд проводил ВКС посредством Скайпа.
Это из прямо из программы «Очевидное-невероятное».
Был бы очень признателен за ознакомление с протоколами судебных заседаний при использовании программы Скайп.
Не просто проводили с/з посредством Скайпа, но еще и в палате инфекционного отделения, куда осужденный поступил в состоянии средней тяжести.
Как говорится, «это уже слишком». ©
Протокол с/з прикрепил, весь думаю смысла нет выкладывать.
Бред какой-то, неужели не ясно что Скайп и подобные программы тоже являются средствами ВКС. Чё огород городить на пустом месте, можно подумать нам есть дело до того какая именно программа обеспечивает ВКС.
Тогда зачем тратить бюджетные денежные средства на ВКС? Купить ноутбуки, да и скачать скайп (благо он бесплатный). По данным судебного департамента на ВКС выделено в 2012г. более 30 млн. руб.
Система ВКС обеспечивает широкий канал связи и не зависит от провайдера интернета, а также от импортного программного обеспечения.
Уважаемый Александр Сергеевич, мне интересно было узнать те подробности, которые Вы указали в статье, в том числе технические особенности проведения ВКС, так сказать в целях расширения кругозора.
Технические характеристики указаны в Постановлении Совета судей РФ от 16.11.2001 N 65 «Об информатизации и автоматизации судов», я их не указывал, поскольку считаю, что Skype никоим образом не относится к ВКС.
стоимость одного комплекта оборудования ВКС (с доставкой и монтажом) — 500 тыс. рублей (Финансово-экономическое обоснование расходов к проекту ФЗ N 53687-6 «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации»)
Уважаемый Александр Сергеевич, спасибо за приводимые Вами ссылки:
· Постановления Совета Судей РФ от 16 ноября 2001 г. N 65;
· статьи УПК РФ (регламентирующие использование ВКС).
В своей практике, желая заявить подобное «слово» суду (в интересах осужденного, отбывающего наказание в исправительном учреждении, при подаче заявления, в порядке гл. 25 ГПК РФ), как правило, обосновывал следующим образом:
... В силу положений статьи 48 (часть 1) ГПК РФ, статей 2, 19 (часть 1) и 123 Конституции РФ, п. 1 статьи 6 Конвенции, Заявитель ходатайствует о рассмотрении дела по существу исключительно с его личным участием в судебном разбирательстве, поскольку данное дело в большей степени основано на его личном восприятии произошедшего и перенесенных им нравственных переживаниях:
| «1. Каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях … имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона».
Теперь же, буду (к изложенному выше) добавлять:
«Лицо, содержащееся под стражей, или осужденный, отбывающий наказание в виде лишения свободы, вправе участвовать в судебном заседании непосредственно либо путем использования систем видеоконференц-связи при условии заявления ими ходатайства об этом» (часть 2 статьи 401.13 УПК РФ). Одним словом, спасибо!(beer)