Казалось бы, всё предельно ясно – легкомыслие – это значит, мыслить легко, не заморачиваясь над проблемами. Однако, не всё так просто. Нередко жертвами легкомысленного человека становятся окружающие его люди – близкие, друзья, коллеги. Но чаще от собственного легкомыслия страдает он сам. Некоторые авторы утверждают, что легкомыслие – это свобода. Но свобода от чего? В первую очередь, от ответственности.
Но не станем слишком углубляться в тему природы легкомыслия. Нас интересует её другая сторона, а именно – ответственность, которая может наступить в результате такого легкомыслия. Уголовное право трактует понятие «преступное легкомыслие», как один из видов неосторожной формы вины: «Преступление признаётся совершенным по легкомыслию, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий».
Героиня нашей истории – назовём её Марина – и её подруги (впоследствии – соучастницы в уголовном деле) ни о чём таком не задумывались. Более того, они считали свои действия правильными и … забавными.
Но всё по порядку. В нашу адвокатскую канцелярию за помощью обратился отец Марины. В отношении девушки и двух её подруг было возбуждено уголовное дело по двум статьям уголовного кодекса Германии (StGB): по факту совершения кражи — § 242 и по факту порчи имущества — § 303. Выслушав взволнованного отца, адвокат предложил переговорить с самой Мариной, чтобы получить информацию, что называется, из первых рук. С девушкой адвокат разговаривал по телефону, так как живёт она в другом городе Германии и приехать для беседы с адвокатом не имела возможности. Марина поведала адвокату следующую историю.
Она и две её подруги познакомились с двумя парнями в «Контакте». Создали свою группу и постоянно общались – в наше время такое общение заменяет у молодёжи не только личные встречи, но и телефонные разговоры. В один из вечеров молодёжь договорилась встретиться и сходить на дискотеку. Договорились, где парни «подхватят» девчат (у одного из них была машина). Подъехавшие парни уже были навеселе – выпили пива; потом приняли ещё по дороге на дискотеку – уже все вместе. Подъехав к дискотеке, они припарковались, и Марина с одной из подруг выскочили «по необходимости», оставив свои вещи в салоне автотранспортного средства (проявили легкомыслие).
Когда девушки вернулись к машине, она уже была закрыта, а их друзья ушли вперёд. Догнав их, девушки сказали, что надо вернуться к машине — их дамские сумочки остались там, а в них деньги. Но хозяин машины возвращатьcя не захотел, но и не предложил девушкам, однако, оплатить вход и пребывание на дискотеке. Это сделала их третья подруга (и опять — проявление легкомыслия со стороны всех трёх девушек). Но проблема была решена, и все были довольны. Они пили пиво, танцевали. При этом, их водитель не отставал от них. Но это никого не волновало (ещё один пример легкомыслия). Когда дискотека подходила к концу, парни предложили девчонкам «тут закругляться» пока они сходят за машиной и подъедут за ними.
Ждать девчонкам пришлось минут 20. Когда парни подъехали, подруги сели в машину, и Марина сразу же полезла в свою сумочку, чтобы расплатиться с подругой. 80 евро, которые лежали в её кошельке, исчезли. У её подруги деньги тоже пропали. Разумеется, все претензии у девушек были к парням – уходя, они закрыли машину, а сейчас находились в машине одни в течение 20 минут. Парни заявили, что они ничего не видели и ничего не брали. Девушки потребовали остановить машину. Водитель подъехал на стоянку перед кафе и остановился. И тогда одна из девушек выхватила ключ из замка зажигания, и все трое выскочили из машины и скрылись в кафе. Уже оттуда они написали водителю СМС о том, что вернут ключ, получив назад свои деньги.
Приводить переписку между сторонами мы не станем. Скажем только, что через некоторое время девушки всё же вышли из кафе, спрятали ключ в кустах и подошли к машине. Перепалка между сторонами возобновилась. Марина помнила, что она достала ключ из-под куста, передала его подруге, та его опять спрятала. К компании подошли молодые люди, которые «непременно хотели помочь разобраться». Девушки уже устали и хотели спать. А потому, они отдали (!!!) ключ от машины одному из незнакомых парней, которые «помогали разбираться». Но отдали под честное слово, что он отдаст ключ хозяину машины только после того, как они уйдут. Это уже был верх легкомыслия!
Через несколько часов они получили СМС от хозяина машины о том, что ключ ему никто не вернул. Разумеется, об этом он сообщил своим родителям, а те подали уголовное заявление в полицию о возбуждении уголовного дела по факту кражи и причинения повреждений машине в отношении всех трёх девушек – кто-то сделал царапину на крыле машины.
Адвокат направил ходатайство в прокуратуру по месту жительства своей клиентки о предоставлении материалов уголовного дела для ознакомления. Ему было необходимо установить, насколько его клиентки – по материалам уголовного дела – причастна к вменяемому ей преступлению. Получив акты, адвокат внимательно изучил их и убедился, что имя клиентки в материалах дела фигурирует совсем мало — как в показаниях потерпевшего, так и в показаниях других свидетелей. Из актов прослеживалось, что в действиях фигурантов дела не было слаженности – всё происходило спонтанно и хаотично.
Показания все участники давали путано, эмоционально, говорили много отвлечённого. Однако, § 242 уголовного кодекса чётко формулирует понятие такого уголовно наказуемого деяния как кража: «Кто изымает чужую движимую вещь другого лица, намереваясь противозаконно присвоить её себе или третьему лицу…». Действия нашей клиентки под такую формулировку никак не подходили. В уголовном праве существует такое понятие, как соучастие в преступлении. В соответствии с § 25 StGB соучастием в преступлении признается умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления. Т.е. участники преступления действуют не самостоятельно, а каждый выполняет свою определённую роль. Именно в таком качестве наша клиентка рассматривалась в материалах уголовного дела.
Адвокат подготовил в прокуратуру ходатайство о прекращении в отношении его клиентки уголовного дела по основаниям, установленным § 170 УПК Германии – непричастность к совершению преступления. В своих обоснованиях адвокат указал прокуратуре, что его клиентка не могла быть соучастницей в совершении преступления, на что указывают все материалы дела – её имя фигурирует совсем мало. При этом, участники только указывают, что она присутствовала на месте происшествия, ключ от машины держала в руках совсем короткое время и сразу же его отдала. По тем же причинам ей не может быть вменено правонарушение о порче машины. В материалах дела указано, что ключом зажигания на крыле машины нанесена небольшая царапина. Наша клиентка взяла в руки ключ и тут же передала его. Следовательно, повредить машину она не могла.
Адвокат порекомендовал прокуратуре возбудить уголовное дело в отношении хозяина машины по факту управления транспортным средством в нетрезвом состоянии (§316 StGB) – свидетельств для этого достаточно. И ещё — по факту кражи денег, которые водитель и его друг похитили из дамской сумочки нашей клиентки (§242 StGB).
Уголовное дело в отношении нашей клиентки было прекращено по основаниям, установленным § 170 УПК Германии – непричастность к совершению преступления. В заключении хочется сказать, что в свои 20 лет Марина уже не впервые попадает в поле зрения правоохранительных органов. Но благодаря умелым и своевременным действиям адвоката, к которому обращается за помощью её отец, ей, что называется, всё сходит с рук. Обидно, что саму девушку жизнь ничему не учит. Она продолжает весьма легкомысленно относиться к окружающим её людям, к своим поступкам, совершенно не задумывается об их последствиях. Есть папа и «добрый дядя Адвокат», которые всегда придут на помощь и решат все проблемы. Однако, наша жизнь устроена так, что когда-то расплачиваться придётся и за своё легкомыслие, и за свои поступки.
Всеправа защищены. При копировании и републикации статьи ссылка на первоисточник обязательна.