Как же часто адвокату приходится не соглашаться с принятыми решениями о возбуждении уголовных дел? Я полагаю, что часто. Но каков процент положительных решений судов об удовлетворении жалоб защитников на незаконные, по мнению доверителей, постановления о возбуждении уголовных дел?
К сожалению, этот процент крайне низок! И основной причиной к этому является достаточно невнятный, размытый и слишком широко трактуемый в практической деятельности перечень оснований, достаточных для возбуждения уголовного дела.
В прошлом году мне довелось осуществлять защиту по уголовному делу, где удалось добиться признания незаконными двух постановлений о возбуждении уголовного дела, признать незаконными ранее произведенные обыски в жилище, избежать принятия решения о заключении подзащитного под стражу, чем и хочу с вами поделиться.
Забегая вперёд, хочу сказать, что расследование уголовного дела длилось более года и завершилось вынесением следователем постановления о прекращении уголовного дела.
История достаточно интересная и длинная, но всё по порядку.
В марте 2019 года в отношении одного из председателей дачного некоммерческого партнерства Б. следователем СО СУ СК РФ по г. Всеволожск Ленинградской области, было возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного частью 2 ст. 201 УК РФ, в связи с тем, что путём заключения договоров купли-продажи, Б. реализовал часть имущества ДНП другому юридическому лицу.
Возбуждению уголовного дела предшествовало обращение Б., как председателя ДНП (ТСН), в судебные органы с гражданским иском о взыскании значительной суммы задолженности за пользование объектами инфраструктуры товарищества с двух собственников земельных участков товарищества Н. и С., и обращение в связи с этим представителя Н. с заявлением о преступлении в следственное управление Ленинградской области.
Через несколько дней после возбуждения уголовного дела Б. обратился ко мне за помощью и заключил соглашение.
Путём анализа имеющейся документации ДНП (ТСН), постановления о возбуждении уголовного дела и информации, полученной от самого Б., мне стало понятно, что постановление о возбуждении уголовного дела вынесено преждевременно, необоснованно и ненадлежащим лицом.
Но ведь это лишь моё мнение, которое, как хорошо известно, мало интересует следственные органы.
Вместе с тем, будучи убеждёнными, что вины и какого-либо состава преступления в деяниях Б. попросту нет, мы начали активно сотрудничать со следствием, участвовать во всех следственных действиях, являться своевременно по вызовам, беспрепятственно представляли запрашиваемые копии документов, доставляли за свой счёт свидетелей и всячески оказывали помощь следователю.
К концу первого месяца расследования, следователь сообщил, что состава преступления в действиях Б. он не усматривает и намерен прекратить уголовное дело и уголовное преследование.
Мы, со своей стороны, заявили ходатайство о прекращении уголовного дела и заняли позицию ожидания.
Пошёл второй месяц следствия, а затем и третий… следователь начал избегать общения со мной и моим подзащитным, никакие следственные мероприятия по делу не проводились, никакие следственные действия не совершались…
Поскольку ранее вся документация ТСН была изъята, что создавало трудности в работе юридического лица, а следственные органы полностью игнорировали наши ходатайства, было решено обжаловать постановление о возбуждении уголовного дела и бездействие следователя по рассмотрению ходатайства о прекращении уголовного дела.
13 июня 2019 г. соответствующая жалоба была представлена во Всеволожский городской суд Ленинградской области.
И началось...
Следователя быстро заменили на другого, создали следственную группу. «Новый» блюститель порядка, игнорируя требования суда, то не являлся в судебное заседание, то СУ не могло предоставить материалы уголовного дела для рассмотрения жалобы по существу.
А в это время...
В спешном порядке в отношении Б. возбудили новое уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст. 159 УК РФ, провели обыски, задержали, следователь направил в суд ходатайство об избрании в отношении Б. исключительной меры пресечения в виде заключения под стражу… Но об этом в следующей публикации.
Воздержусь от высказываний о предполагаемых мотивах, побудивших следственные органы действовать именно таким образом. Полагаю, что ответ на этот вопрос очевиден для всех профессионалов.
Несмотря на оказанное противодействие, 10 июля 2019 года судом было принято решение признать незаконным постановление о возбуждении уголовного дела в отношении Б. по ч.2 ст. 201 УК РФ в связи с нарушением установленного порядка территориальной подследственности (впервые в моей практике по данному основанию).
Это была наша первая значимая победа, следственные органы были деморализованы и начали настороженно прислушиваться к мнению защиты.
Данная публикация, надеюсь, будет полезна практикующим адвокатам! Обезличенные документы приложены.
Продолжение следует…
P.S. За титульную картинку спасибо сайту «Piston»