Удивительный он, прежде всего тем, что в нем сделана попытка совместить несовместимое — гражданский и административный процессы, с этим, получившимся в результате очередной законодательной селекции мутантом, нам и предстоит работать.
В данной публикации я постараюсь, в максимально сжатой, до уровня шпаргалки, форме, дать некоторые рекомендации, прежде всего, предназначенные для граждан, по обращению в суд при оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Процессу обжалования кадастровой стоимости посвящена гл. 25 КАС РФ, к которой мы вернемся немного позже, поскольку необходимы некоторые подготовительные мероприятия, без которых попытка понять, что же такое, в очередной раз сотворили законодатели, будет весьма проблематично.
Для начала разберемся с подсудностью – дела об оспаривании кадастровой стоимости относятся к подсудности Верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа (п. 16 ст. 20 КАС РФ).
Т.е., например, для Московской области обжалование кадастровой стоимости будет рассматриваться в Московском областном суде.
Обращаться же в суд нужно не просто с исковым заявлением об оспаривании кадастровой стоимости, а с административным исковым заявлением, оформленным по правилам ст.ст. 125 и 126 КАС РФ с учетом особенностей, предусмотренных ст. 245 КАС РФ.
Поскольку с содержанием этих статей, при желании, может ознакомиться каждый, остановимся на особенностях рассмотрения данной категории дел.
Понятно, что, коль нас «обрадовали» понятием административного искового заявления, радость была бы неполной без дальнейших терминологических изысков, поэтому, в рамках КАС нет просто истцов и просто ответчиков, а есть административные истцы и административные ответчики.
По делам об оспаривании кадастровой стоимости в качестве административных ответчиков существует разделение административных ответчиков (заинтересованных лиц) в зависимости от предмета заявляемых требований:
1. По делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной административными ответчиками (заинтересованными лицами), являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
2. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки к участию в деле также привлекается орган, на который возложена обязанность по исправлению кадастровой или технической ошибки.
3. По делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости), заинтересованным лицом (административным ответчиком) является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
4. По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) Комиссии заинтересованными лицами (административными ответчиками) являются Комиссия и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, при котором она создана.
О какой, собственно, комиссии идет речь?
Дело в том, что если в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости обращается юридическое лицо, то им должно быть соблюдено обязательное условие – предварительное обращение в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
На физических лиц, включая ИП, такое требование не распространяется.
Теперь разберемся с предметом наших административных исковых (не к ночи будут помянуты), требований.
Это важно, поскольку, в случае включения каких-либо дополнительных требований, не относящихся к оспариванию кадастровой оценки (например, о пересмотре налоговых обязательств, арендных платежей, требование о признании нормативного правового акта недействующим), заявление будет возвращено без рассмотрения.
Требования, заявляемые в суд, сформулированы следующим образом:
— об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки (далее — заявления о пересмотре кадастровой стоимости);
— об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии.
О документах, прилагаемых к административному исковому заявлению об оспаривании кадастровой стоимости.
Помимо документов, указанных в статье 126 КАС РФ, к административному исковому заявлению прилагаются:
1) кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
2) нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
3) документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;
4) отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
5) положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом;
6) документы и материалы, подтверждающие соблюдение установленного федеральным законом досудебного порядка урегулирования спора, за исключением случая, если административное исковое заявление подано гражданином.
Обратите внимание на то, что к кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости, тоже предъявляются определенные требования — в силу ст.24 Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Судебная практика исходит из того, что датой установления рыночной стоимости объекта недвижимости в таких случаях является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости (Определение от 27 мая 2015 г. № 58-АПГ15-11 Верховного Суда РФ).
Поскольку данная публикация носит лишь обзорный характер, позволяющий представить себе, с какой тщательностью законодатели постарались максимально затруднить процесс обжалования кадастровой стоимости, как для граждан, так и юридических лиц, тем самым, всеми правдами и неправдами пополняя бюджет, позволю себе сделать некоторый оптимистический прогноз.
Исторически сложившееся создание нашим народом условий для более-менее приемлемой жизни в России не благодаря, а вопреки экспериментам власти, закалило его настолько, что, полагаю, позволит пережить и эту напасть, используя, как природную смекалку, так и упорство, с которым мы выживаем, не смотря на все старания «властей предержащих».