Аннотация: В статье анализируются вопросы, касающиеся адвокатской деятельности, статуса адвоката и института адвокатуры, рассматриваются подходы к определению понятия правового положения адвокатов.
Abstract: The article analyzes the issues relating to advocacy, status of advocate and institute of advocacy, considered the approaches to the definition of the legal provisions of advocates.

Для демократического развития государства необходимо наличие лиц, способных оказывать квалифицированную юридическую помощь. Все это лишний раз говорит о важности деятельности правозащитников для государства. Но соответствуют ли требования законодателя к качеству работы лиц, оказывающих юридическую помощь, той совокупности прав и обязанностей, которой они в реальности обладают, тому положению, которое те занимают в обществе и государстве? Исследование вопроса о правовом статусе адвоката имеет определяющее значение не только для теории, но и для практики. От того или иного подхода к статусу зависят напрямую права адвоката при его участии в следственных действиях (допросе свидетеля, обыске), при определении его роли и места в защите интересов подозреваемого и обвиняемого, представлении потерпевшего.

«Ценность закона определяется не реальным языковым сообщением, а текстовым надсообщением, которая должна быть непонятна большинству и подлежать истолкованию, природа же толкователя (пифия, жрец и т.д.) такова, что исключает возможность «каждому» им сделаться». Это высказывание в полной мере справедливо и сейчас, поэтому адвокат выступает в обществе как знаток права, способный объяснить норму права, разобраться в применимом законе, защитить в суде лицо, не обладающее должными юридическими знаниями. Адвокаты являются основными субъектами оказания именно квалифицированной юридической помощи еще и потому, что они должны соответствовать установленным федеральным законом критериям отбора, поведения, квалификационным требованиям.

Специфика положения адвокатуры определяется основным ее предназначением- служением обществу. Ведь адвокатура не относится ни к одному государственному или коммерческому институту, она- институт гражданского общества, «созданный народом и для народа». При этом профессионализм адвокатов полезен не только для общества, но и для государства, для судебной системы в целом. По справедливому замечанию Л.Н. Симановича, «правовые позиции, разработанные адвокатами по конкретным делам, нередко формируют судебную практику и могут приводить к изменению законодательства».

Если обратиться к этимологии слова статус (от лат. status), то он определяется как состояние, правовое положение. При этом каждый человек обладает множеством социальных статусов, один из которых может считаться главным, определяющим образ и стиль жизни личности, другие- второстепенными. Поэтому стоит согласиться с В.Г. Бессарабовым, считающим, что «для человека, посвятившего себя адвокатской деятельности, определяющим считается именно правовой статус адвоката».
Что касается разграничения понятий правовой статус и правовое положение, то на этот счет имеется несколько точек зрения. Одни исследователи, например Н.В. Витрук, считают, что «правовой статус личности составляет ядро правового положения личности, к дополнительным элементам которого относятся: гражданство, правосубъектность и юридические гарантии прав и законных интересов». Другие, например А.В. Мальков, не видят разницы между правовым положением и правовым статусом физических лиц и определяют правовой статус лица как его «положение в обществе, закрепленное правом». Наиболее обоснована, по нашему мнению, вторая точка зрения, так как различие данных категорий является искусственным, так как правовой статус- это и есть положение субъекта. Что же касается разграничения объема этих понятий, то представляется, что для практической деятельности адвокатов это не будет иметь определяющего значения.

Правовой статус адвоката и правовой статус адвокатуры понятия не идентичные, так как «статус адвокатуры не есть совокупность статусов адвокатов». Правовой статус адвокатуры включает в себя основные направления ее деятельности, определенные в ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре». Правовой статус адвоката также отражен в данном ФЗ. Но при этом его понятия закон не содержит, а определяет только элементы: приобретение и прекращение статуса адвоката, ряд других. Отсутствие определенности в наполнении понятия «правовой статус адвоката» порождает теоретические предложения по его пониманию. Так А.Г. Кучерена в своей монографии в качестве элементов статуса адвоката предлагает рассматривать:
1. Порядок и основания приобретения статуса адвоката.
2. Права и обязанности адвоката.
3.Порядок и основания приостановления и прекращения статуса адвоката.
4. Гарантии независимости адвоката.
5. Ответственность адвоката.

Если порядок и основания приобретения, приостановления и прекращения статуса адвоката относятся больше к организационной сфере, то права и обязанности, гарантии реализуются непосредственно в процессе его деятельности. Например, очень часто в уголовном судопроизводстве нарушается такая важная гарантия, предусмотренная частью 1 статьи 18 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре», как запрет на воспрепятствование адвокатской деятельности, осуществляемой в соответствии с законодательством, либо вмешательство в нее.

Стоит заметить, что все авторы, включая В.Г. Бессарабова, единодушно определяют статус адвоката как «урегулированные нормами права взаимоотношения, которые охватывают различные аспекты на уровне «государство — адвокат». То есть ученые отмечают, что именно государство признает особое положение данного субъекта права и предусматривает формы взаимодействия с ним.

Относительно оценки роли адвоката в уголовном процессе есть несколько интересных суждений. Согласно одному из них, «когда потерпевшему причиняется вред преступлением, его интересы становятся незащищенными, соответственно, восстановить его нарушенные права способен адвокат-представитель, который в силу своего правового статуса имеет возможности посредством оказания квалифицированной юридической помощи обеспечить права личности в уголовном судопроизводстве… посредством осуществления адвокатом своей профессиональной деятельности негативные последствия преступления будут неким образом преодолены, что имеет значение не только для жертвы преступления, но и для государства и общества в целом». В полной мере согласиться с приведенным выше высказыванием автора нельзя. О.С. Почечуева не проводит разграничения между правами, нарушаемыми в результате преступления, и правами, нарушаемыми в процессе судопроизводства, расследования. Да, адвокат потерпевшего может представлять доказательства, способствовать раскрытию преступления, но разве он может ВОССТАНОВИТЬ нарушенные права? Представляется, что нет, это задача целиком и полностью суда. Формулировка «негативные последствия преодолены» также нуждается в разграничении: последствия преступления и последствия, заключающиеся в нарушении прав в процессе предварительного следствия, судебного разбирательства. Насчет преодоления негативных последствий преступления также имеются сомнения в том, что адвокат своей деятельностью способен это осуществить.

Анализируя ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» и УПК РФ, можно прийти к выводу: законодатель в данных НПА различно подходит к определению правового статуса адвоката. В УПК РФ он больше специальный, зависит от конкретного доверителя, в ФЗ «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» закреплен общий статус. В определении процессуального статуса адвоката в уголовном судопроизводстве важную роль играет вопрос о том, является ли он субъектом собирания доказательств. Представляется, что нет. Сведения, предоставляемые защитником, облекаются в надлежащую процессуальную форму только следователем, судом. Если адвокат нашел сведения, оправдывающие, например, подзащитного, но при этом они не были приобщены к делу, то о каком их доказательственном значении может идти речь? В данном случае стоит согласиться с мнением В. Семенцова и Б. Бургера, которые считают, что «законодатель допустил терминологическую неточность, когда указал на его право собирать доказательства. Защитник не собирает доказательства в процессуальном смысле этого слова, а обнаруживает сведения, оправдывающие обвиняемого или смягчающие его ответственность». 

В целом можно заметить, что правовой статус адвоката в России является достаточным для оказания квалифицированной юридической помощи гражданам. Адвокаты приобрели большие, по сравнению с советским периодом, права и свободы, в законе прописаны обязанности адвоката, основания привлечения к ответственности. Некоторые недостатки (авторами отмечается, что недостаточно определен правовой статус адвокатов определенных категорий доверителей в уголовном процессе, например, лиц, у которых проводится обыск) могут быть исправлены, главное, что определена сущность, назначение адвокатуры, роль адвокатов в обществе, их отношения с государством. Что же касается соответствия российской адвокатуры международным стандартам, то можно уверенно сказать, что «отечественное законодательство, регулирующее статус адвокатуры и статус адвоката, постоянно развивается в соответствии с выработанными международным правом стандартами адвокатской деятельности в целях обеспечения одного из фундаментальных прав человека- права на защиту».

Библиографический список:
1. Бессарабов В.Г., Косарев М.А. Понятие правового статуса адвоката// Право и политика. 2005. N 11.
2. Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе.- М., 1979. С. 28
3. Грудцына Л.Ю. Адвокатское право: учебно-практическое пособие.- М.: Деловой двор, 2009. С.32
4. Косарев М.А. Правовой статус адвоката в иностранных государствах// Право и политика. 2006. N 11.
5. Кучерена А.Г. Адвокатура: Учебник.- М., 2004. С. 199
6. Лотман Ю.М. Текст и функция. Текст как семиотическая проблема// СПС КонсультантПлюс
7. Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах.- М., 2002. С. 116
8. Почечуева О.С. Особенности правового статуса адвоката- представителя потерпевшего в российском уголовном процессе // Адвокатская практика. 2009. N 5. С. 33
9. Семенцов В., Бургер Б. Процессуальное положение адвоката в уголовном судопроизводстве// Уголовное право. 2009. N 4. С. 102
10. Симанович Л.Н. Правовой статус адвоката в современном обществе// Российская юстиция. 2010. N 1. С. 12
11. Ожегов С.И. Словарь русского языка// Под ред. Н.Ю. Шведовой.- М., 1981. С. 680
Ссылка на оригинал

Да 2 2

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: maal305-qu, Семячков Анатолий, alexmeyst, alvitvas, advokat-smv, assalakko
  • 03 Сентября 2015, 10:37 #

    Уважаемый Александр Сергеевич, положительно оценивая публикацию, хотелось бы увидеть более подробное Ваше мнение об ответственности адвоката  при обеспечении прав человека для защиты которого этот адвокат был привлечен не доверителем, а судом или стороной обвинения. 

    +2
    • 09 Сентября 2015, 17:00 #

      Уважаемый Александр А, спасибо за Ваш отзыв. По моему мнению, ответственность адвокатов, привлекаемых как доверителями, так и следователями, дознавателями, судом, не различается. Во всяком случае, это можно утверждать относительно процедурных основ дисциплинарного производства. 

      0
  • 03 Сентября 2015, 17:50 #

    Уважаемый Александр Сергеевич!
    Можно узнать тему будущей кандидатской диссертации?

    +2
  • 03 Сентября 2015, 18:16 #

    Уважаемый Александр Сергеевич!
    Ценность закона определяется не реальным языковым сообщением, а текстовым надсообщениемСейчас не принято ссылаться на цитируемый первоисточник?
    Или эта цитата настолько затёртое место, что автор не известен только мне — врачу?

    +2
    • 09 Сентября 2015, 17:07 #

      Уважаемый Анатолий Кириллович, цитата выделена в скобки, ссылка на первоисточник- «Лотман Ю.М. Текст и функция. Текст как семиотическая проблема// СПС КонсультантПлюс». 

      0
  • 04 Сентября 2015, 06:21 #

    Уважаемый Александр Сергеевич, На мой взгляд, с учетом нынешних юридических реалий в стране, работы по теории права свою актуальность стремительно утрачивают- во первых нормы права постоянно меняют (непонятно зачем) во вторых даже те, что не успели изменить, суды и правоохранительные органы не особо то стремятся соблюдать, куда уж там чисто теоретическим изысканиям со ссылками на труды прошлого и позапрошлого десятилетия. Вот и получается, что юридическая наука становится интересной только для самой себя, но никак не для практиков. 

    +1
    • 04 Сентября 2015, 09:46 #

      Уважаемый Александр Витальевич!
      актуальность стремительно утрачиваютИз этого вывод: надо также стремительно защищаться. Сколько можно наплодить кандидатов юрнаук!

      +1
      • 04 Сентября 2015, 10:40 #

        Уважаемый Анатолий Кириллович, Ага, вот кстати в том числе из за таких соображений я, сдав кандидатский минимум, все таки бросил это занятие. 

        0
    • 04 Сентября 2015, 21:23 #

      Уважаемый Александр Витальевич, вот это и обидно, что наука сама по себе живет, практика сама. А ведь должно одно подпитывать другое! Бывает читаешь статью или слушаешь какого-нибудь ученого правоведа, красиво говорит, много знает, а для практики что это, да ничего. Запусти ученого не практика в процесс, так он ужаснется, а запусти чистого практика в науку, его не поймут. Так и получается каждый в своей каше варится. Я уж молчу про «Калужскую» и «Рязанскую» законность, про УПК Москвы и УПК Новосибирска, и т.д. Что тут говорить уже появляются УПК одного суда и УПК другого.

      +1
    • 09 Сентября 2015, 17:47 #

      Уважаемый Александр Витальевич, во многом соглашаюсь с приведенными Вами аргументами. Однако уголовно-процессуальное право для написания своей кандидатской диссертации я выбрал как раз из соображений того, что данная отрасль права наименее подвержена кардинальным изменениям. Что касается некоторых институтов гражданского права, то, учитывая постоянные поправки в ГК РФ, работа по написанию диссертации по гражданско-правовой тематике может стать действительно пустой тратой времени, особенно, если законодатель вовсе уберет изучаемый предмет диссертационного исследования. Плюс юридической науки для практиков- она не дает «закостенеть». Я порой рассматриваю написание диссертации или статей как своего рода хобби, которое позволяет «переключиться» с практической адвокатской деятельности. 

      +2
  • 04 Сентября 2015, 21:27 #

    Уважаемый Александр Сергеевич, а Вам спасибо за публикацию! Хорошо что Вы имеете статус адвоката и обучаетесь в аспирантуре, может быть как раз благодаря таким и ученым и практикам одновременно, будет изменятся в лучшую сторону наша правопременительная практика! Жду от Вас не только теоретических статьей, но и практических, а еще лучше как теоретические измышления применяются на практике. 

    +1
    • 09 Сентября 2015, 17:51 #

      Уважаемый Михаил Владимирович, спасибо за Ваш отзыв! В дальнейшем я планирую публиковать как раз практические статьи, посвященные различным аспектам адвокатской деятельности. 

      +1
      • 09 Сентября 2015, 17:59 #

        Уважаемый Александр Сергеевич, буду ждать Ваших публикации! Праворуб очень хорошая площадка для обсуждения как теоретических вопросов так и практических аспектов, конкретных дел и т.д. Поэтому желаю Вам удачи и конечно жду новых статей!

        +1

Да 2 2

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Адвокат в современном уголовном процессе Российской Федерации и его процессуальный статус» 0 звезд из 5 на основе 2 оценок.
Адвокат Архипенко Анна Анатольевна
Южно-Сахалинск, Россия
+7 (924) 186-0606
Персональная консультация
Защита прав и свобод граждан в уголовном судопроизводстве и оперативно-розыскной деятельности.
https://arkhipenko6.pravorub.ru/
Адвокат Фищук Александр Алексеевич
Краснодар, Россия
+7 (926) 004-7837
Персональная консультация
Банкротство, арбитражный управляющий: списание, взыскание долгов, оспаривание сделок, субсидиарная ответственность. Абонентское сопровождение бизнеса. Арбитраж, СОЮ, защита по налоговым преступлениям
https://fishchuk.pravorub.ru/
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/

Похожие публикации

Продвигаемые публикации