Уважаемые коллеги! Вот и закончилась наша эпопея по участию в суде присяжных заседателей. Об этом процессе я уже упоминал в своих статьях здесь: Праворуб: "УВАЖАЕМЫЙ ЗАЩИТНИК!" Немного о праве на защиту, адвокатах "по ... и здесь: Праворуб: Суд присяжных заседателей - эталон независимого правосудия или ...

Примерно о такой  же проблеме, с которой мы столкнулись в  нашем деле, писал мой уважаемый коллега, адвокат Васильев Александр Витальевич, в своей статье Праворуб: Дна - нет!, в которой он рассказал о вызывающей выходке судьи, содержащей признаки состава преступления, по отношению к государственному адвокату. 

Единственным  отличием в нашем процессе от процесса с участием Александра Витальевича стало то, что адвокаты по назначению не рискнули покинуть зал судебного заседания после отказа подзащитных от их участия, а то этих адвокатов, скорее всего, ожидала бы такая же унизительная участь, как адвоката С.Анощенкову, чье достойное поведение в сложившейся непростой ситуации заслуживает уважения.

Итак, недавно было рассмотрено дело наших подзащитных с участием присяжных заседателей. В ходе судебного разбирательства были допущены многочисленные нарушения Уголовно-процессуального закона со стороны представителей  государственного обвинения, адвокатов по назначению и председательствующего судьи. Итогом рассмотрения данного дела стал стопроцентный обвинительный вердикт, единогласно вынесенный присяжными через полтора часа после удаления их в совещательную комнату.

Нами были поданы апелляционные жалобы на приговор суда в Верховный  Суд Российской Федерации.

Смысл основных нарушений, допущенных судом, сводился к следующему (предельно коротко):

1) Суд отказал нашим подзащитным в отводе адвокатов по назначению, которые принимали участие в уголовном процессе наряду с защитниками  по соглашению (то бишь мною и моими коллегами). В свою очередь, защитники по назначению не согласились с позицией своих подзащитных и продолжили осуществлять их защиту вопреки их воле.

При этом адвокаты нарушили требования сразу нескольких нормативно-правовых актов:
— п.п. 3, 4 ч. 4 ст. 6 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»;
— п.п. 2, 3 ч. 1 ст. 9 Кодекса профессиональной этики адвоката;
— Решение Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации от 27.09.2013 года «О двойной защите».

На действия адвокатов по назначению нами были поданы жалобы в областную палату адвокатов. По итогам их рассмотрения  квалификационная комиссия пришла к выводу о наличии в действиях адвокатов-назначенцев признаков дисциплинарного нарушения. Однако, в последующем Совет палаты пришел к выводу, что данные нарушения не существенные (еще бы, подумаешь, что подсудимые получили наказание по 17 (семнадцать) лет лишения свободы, ерунда какая), и что адвокаты, цитирую: «не смогли преодолеть» распоряжение судьи об оставлении их в процессе.

Вы только вдумайтесь, подзащитный заявляет адвокату, что не доверяет ему  и требует отказаться от его защиты, а адвокат «не  может преодолеть» решение судьи, которое изначально является незаконным и грубо нарушает право на защиту подсудимого. Я считаю, что таким адвокатам проще самим отказаться от своего статуса, чтобы не начинать свою практику с такого позора. Но что-то я отвлекся. Идем далее.

2) Суд отказал стороне защиты в допросе в качестве свидетеля специалиста, явившегося в суд по инициативе защитников, чем прямо нарушил требования части 4 статьи 271 УПК РФ. Мотивы  отказа суда выглядели так: «Мы не вправе  допрашивать данного свидетеля в присутствии присяжных заседателей… а в их отсутствии его допрос не имеет никакого смысла.» Железная,  бескомпромиссная логика! Я считаю, что только одного такого решения судьи достаточно для отмены незаконного приговора.

3) Суд исключил из вопросного листа  квалифицирующий признак «организованная группа», обозначив подсудимых как «группу лиц». Тем самым суд исказил содержание предъявленного обвинения, которое строилось исключительно на объединении всех подсудимых в организованную группу под руководством «не установленного лица»  и с участием «иных не установленных лиц». Поскольку у органов следствия в принципе не было никаких доказательств причастности наших подзащитных к совершению вменяемых им преступлений, они не смогли установить роль и степень участия каждого в совершении этих преступлений, и им ничего не оставалось, как придумать некую «организованную группу», в которой и устанавливать ничего не надо. Еще бы, ведь все действия «охватывались общим преступным умыслом».  Знакомая ситуация, не так ли?

Так вот, судья эту организованную группу просто вычеркнул  из вопросного листа, не смотря на наши возражения. В результате присяжные заседатели признали наших подзащитных виновными не в том, в чем их обвиняло следствие. А уже в приговоре судья благополучно эту организованную группу «приклеил» обратно и душевно раздал всем осужденным по 17 лет. Вот такие дела.

При этом доводы судьи о необходимости исключения этого признака были непоколебимы. Так как присяжные не обладают познаниями в юриспруденции, то и знать им ни к чему, что такое «организованная группа». Для простых людей разницы никакой — группа, она и есть группа, неважно, какая. А уж мы-то, будучи юристами, сами определим квалификацию действий подсудимых.

4) В напутственном слове перед присяжными заседателями судья озвучил шикарное умозаключение, которое автоматически создало у присяжных предубежденность в виновности подсудимых. Эта светлая мысль заслуживает того, чтобы ее прочесть:  "Для любого человека естественно стремление опровергнуть предъявленные ему претензии. Тем более это естественно для человека, которому предъявлено обвинение в преступлении. Одним из способов защиты от обвинения в преступлении является дача показаний, как в ходе предварительного следствия, так и в суде. Он может в целях уменьшения степени своей вины умалчивать или искажать одни факты и сообщать лишь о тех фактах, о которых стало известно от других лиц, может отрицать те факты, о которых говорят другие лица. Все это является одним из способов реализации им своего права на защиту..."

Так что, на будущее имейте ввиду, уважаемые коллеги! В представлении правоохранительных и судебных органов нет такого термина, как презумпция невиновности, а есть уменьшение обвиняемым степени своей вины путем искажения  фактов. Отсюда вытекает, что основная задача суда — это опровергнуть искаженные показания подсудимого и осудить его так, чтоб мало не показалось, и чтоб неповадно было потом еще что-нибудь искажать.

Я мог бы бесконечно перечислять, какие еще нарушения были допущены в нашем процессе. О некоторых из них я уже указывал в вышеупомянутых статьях, кому интересно, можете почитать. 

И это понятно и очевидно всем здравомыслящим людям, обладающим (и даже не обладающим) познаниями в юриспруденции.

Всем… кроме судей Верховного Суда Российской Федерации. Фраза, которая в последнее время стала резать мне слух в судах вышестоящих инстанций, опять была произнесена монотонным безразличным голосом: «Приговор оставить без изменения, а жалобы — без удовлетворения».

Еще бы, ведь представитель государственного обвинения на все наши аргументы сказала свое железное «нет». Мне кажется, что она уже достигла совершенства в своей деятельности и одним своим «нет» смогла бы доказать, что нет самого Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а значит и всего того, что там написано. И чтобы ее переубедить, не помогла бы ни потрепанная брошюра, которую каждый адвокат по уголовным делам таскает в своем портфеле, ни электронная версия «Консультант-Плюс» с последними изменениями и дополнениями.

Нет — значит нет. А на нет и суда нет.

P.S. Кстати, сайт с аудиозаписью незаконных действий, совершенных судьей Верховного Суда Республики Мордовия, на который дал ссылку адвокат Васильев Александр Витальевич в своей публикации, был благополучно заблокирован.

Да 20 20

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: alvitvas, Семячков Анатолий, uslugi-advokata, Ильин Александр, Коробов Евгений, kulakowa, Минина Ольга, quiet888, Рисевец Алёна, alev1976, vadim-lyutenkov, fransyzz, prokopyev, vladimir-verhoshanskii, kolenval-sneg
  • 04 Сентября 2015, 19:35 #

    Уважаемый Владимир Юрьевич,
    В таких процессах адвокат выходит один против всей государственной репрессивной машины. Суд с присяжными- это стресс и нервотрепка на порядок а то и на два выше чем суд с «профсудьей». Но надеюсь эта неудача не подорвет в Вас решимости бороться за законность в процессе. Удачи Вам в борьбе!

    P.S. кстати, сайт дела Шорчева не заблокирован. Просто есть некоторые проблемы с хостом, которые обещают устранить к концу этой- началу следующей недели.

    +4
    • 04 Сентября 2015, 19:50 #

      Уважаемый Александр Витальевич, будем продолжать делать свое дело. Только борьбой это можно назвать с большой натяжкой. Скорее, на избиение похоже;(

      +3
  • 04 Сентября 2015, 19:39 #

    Уважаемый Владимир Юрьевич!
    Суд отказал стороне защиты в допросе в качестве свидетеля специалиста, явившегося в суд по инициативе защитников, чем прямо нарушил требования части 4 статьи 271 УПК РФ.Кто не знает процессуальной разницы между свидетелем и специалистом?
    Суд или защитник?

    +4
  • 04 Сентября 2015, 19:40 #

    Уважаемый Владимир Юрьевич!
    У Вас нет возможности выложить документы?

    +3
    • 04 Сентября 2015, 19:49 #

      Уважаемый Анатолий Кириллович, цитирую из УПК: «Суд не вправе отказать в удовлетворении ходатайства о допросе в судебном заседании лица в качестве свидетеля или специалиста, явившегося в суд по инициативе сторон.» Исходя из прочитанного, прихожу к выводу, что не имеет значения: специалист пришел или свидетель, или и тот, и другой в одном флаконе. Суд обязан допросить это лицо, и точка. Что касается документов, к сожалению не имею возможности переводить в электронный формат сотни листов протокола и судебного решения.

      +3
      • 04 Сентября 2015, 20:07 #

        Уважаемый Владимир Юрьевич!
        прихожу к выводуСейчас Вы говорите правильно.
        А в тексте статьи Вы оговорились. Прочитайте ещё раз.
        в допросе в качестве свидетеля специалистаСвидетель и специалист — это разные процессуальные лица.
        Суды и другие участники уголовного судопроизводства их часто сливают в один флакон. Меня как специалиста по судебно-медицинской экспертизе, явившегося по инициативе защитника, как только не называли (перечисляю):
        свидетель,
        специалист,
        эксперт,
        свидетель-специалист.
        Соответственно разъясняли права и предупреждали об ответственности.
        Этой путанице помогло Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной экспертизе по уголовным делам» № 28 от 21.12.2010, п. 21):
        21. Специалист, участвовавший в производстве какого-либо следственного действия, при необходимости может быть допрошен в судебном заседании об обстоятельствах его производства в качестве свидетеля. Показания специалиста, приглашенного сторонами, даются им по правилам, предусмотренным для допроса лица в качестве свидетеля.Пример из моей практики.

        +3
      • 04 Сентября 2015, 20:10 #

        Уважаемый Владимир Юрьевич!
        сотни листов протокола и судебного решенияДостаточно самых иллюстративных страниц.

        +1
  • 04 Сентября 2015, 20:10 #

    Уважаемый Владимир Юрьевич, да уж, суд присяжных — то еще счастье… про… ия какая-то 
    она уже достигла совершенства в своей деятельности и одним своим «нет» смогла бы доказать, что нет самого Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а значит и всего того, что там написано. Это уж точно, никаких аргументов, просто НЕТ и все, суд доволен, занавес.
    Напутственное слово — просто нет слов. Следуя логике суда любой обвиняемый говорит неправду! А если молчит по ст. 51 КРФ, значит все утаивает и 100% виноват! Так что же подсудимому делать, говорить или молчать?

    +4
  • 04 Сентября 2015, 20:55 #

    Уважаемый Владимир Юрьевич, «и один в поле воин, если это русский воин!» (bow)
    Нас могут бить, нас могут убить, но прогнуть нас не получится. Я верю, что совместными усилиями мы переломим то кривосудие, которое имеем от «двух  из ларца, одинаковых с лица».
    Удачи Вам в защите!

    +3
    • 05 Сентября 2015, 04:18 #

      Уважаемый Евгений Алексеевич, только с годами кривосудие почему-то всё более усугубляет свою кривизну. Скоро круг замкнется и адвокаты останутся за его пределами. Вы не находите?

      +3
  • 04 Сентября 2015, 22:09 #

    Уважаемый Владимир Юрьевич, напутственное слово судьи как- то более схоже с прокурорской речью… поражает словосочетание
    про " опровержение претензий"??!
    На этот суд нет слов....(wasntme) ...
    Как то все в этом деле сложилось непросто, и состав присяжных ( с бывшим опером и жертвами преступлений), и свидетель- потенциальный обвиняемый, и адвокаты по назначению, которые оказались невольными ,(наверно), заложниками судейского решения..., а реализация права на защиту истолкована как искажение ФАКТОВ!:x

    +3
  • 05 Сентября 2015, 04:17 #

    «не смогли преодолеть» распоряжение судьи об оставлении их в процессе.
    Уважаемый Владимир Юрьевич, их наручниками приковали к клетке??? Мягко говоря, странное решение Совета палаты — что называется «ни нашим, ни вашим».

    +4
  • 05 Сентября 2015, 08:28 #


    Мне кажется, что она уже достигла совершенства в своей деятельности и одним своим «нет» смогла бы доказать, что нет самого Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а значит и всего того, что там написано.


    И это ужасно. 

    +2
  • 05 Сентября 2015, 15:30 #

    Уважаемый Владимир Юрьевич, пугает то, что в одном процессе столько нарушений!!! Такое ощущение, что тут не только УПК, но и Конституция РФ не знакома суду...(headbang)
    Так как присяжные не обладают познаниями в юриспруденции, то и знать им ни к чему, что такое «организованная группа». Для простых людей разницы никакой — группа, она и есть группа, неважно, какая. А уж мы-то, будучи юристами, сами определим квалификацию действий подсудимых.Присяжным вообще ни к чему знать кто действительно виновен в преступлении, зачем простым людям знать правду?:x

    +3
  • 05 Сентября 2015, 16:06 #

    Уважаемый Владимир Юрьевич, много хочется сказать, но что говорить, все всё понимают. Никому нет дела, там свои законы. Надо же кого-то посадить и отчитаться. Это уже конвейер, людей и закон там не видят.:(

    +2
  • 06 Сентября 2015, 18:42 #

    Уважаемый Владимир Юрьевич, коллеги!
    Хочу обратиться к следующим словам автора.
    «Вы только вдумайтесь, подзащитный заявляет адвокату, что не доверяет ему и требует отказаться от его защиты, а адвокат «не может преодолеть» решение судьи, которое изначально является незаконным и грубо нарушает право на защиту подсудимого».Ситуация действительно тупиковая. Но суть происходящего в следующем. Что из того, что подзащитный не доверяет адвокату? Главное, что этому адвокату доверяет судья!
    Думаю, что вся эта некрасивая ситуация с действиями судьи, присяжных, адвокатов по назначению, и областной адвокатской палаты в том, что модель адвокатуры, построенная в советское время, не направлена на решение вопросов повышения качества защиты обвиняемых. Цель советской адвокатуры – обеспечение контроля за деятельностью адвокатов, удержание адвокатов в повиновении правилам конвейерного уголовного судопроизводства.
    Естественно, данная задача, реализуемая адвокатскими палатами, в новых условиях приводит к различным эксцессам уголовного процесса, и вызывает у приличных адвокатов негативное отношение.
    И в этом нет ничего удивительного. То, что было аутентично реалиям советского времени, приводит к диссонансу сейчас. Так как мы все уже избавились от внутренних норм поведения, свойственных советской эпохе. И для нас подобное поведение судей, адвокатов по назначению, руководства палат, является неприятным само по себе, так как не соответствует тому новому мировоззрению, которое сформировано новой эпохой.
    Проблема в том, что устроители юстиции все никак не поймут, что время изменилось! И невозможно управлять процессом отправления правосудия по-старому. Устаревшими общественными институтами. Новому времени требуются новые формы.

    +1
  • 07 Сентября 2015, 15:42 #

    То что мне раньше казалось верхом беспредела — вышвиривание меня приставами из заседания по указанию судьи сейчас уже кажется легкой судейской народной забавой. 

    +1
  • 07 Сентября 2015, 20:01 #

    Нами были поданы апелляционные жалобы на приговор судаУберите из Вашей фразы четыре последние буквы… И тогда Вам все станет понятно…

    0
  • 10 Сентября 2015, 21:08 #

    В уголовных не участвую ввиду статуса. Последние два года, в 8 дел из 10 (проигранных) в душе остается «плевок правосудия». Судим «по понятиям» (ГК РФ — «не, не знаю»), «ти кто такой — до свиданья» — вы нас что, материальному праву учить будете? (визг одной судьи тройки коллегии), при условии однозначности нарушения, отказ в истребовании доказательств — «а мне надоело», ответ судьи. И т.д. и т.п. — эта статья, лишний раз подтверждает мое нежелание идти на поводу у своего друга-адвоката идти сдавать экзамен.

    0

Да 20 20

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «"Дна - нет". А на нет и суда нет.» 3 звезд из 5 на основе 20 оценок.
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/

Продвигаемые публикации