Но «почему-то» зачастую наши доблестные органы государственной власти, местного самоуправления в лице тех или иных министерств, комитетов, ведомств, комиссий и т.д. стараются лишний раз не напоминать нуждающимся о их праве на включение в список граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
И зачастую получается так, что человек, узнав о таком праве, сломя голову начинает собирать необходимые документы для реализации указанного права, платить за каждую справку, выписку немалые деньги, а в итоге — отказ. Причем основанием отказа служит, например, достижение человеком определенного возраста, когда такое право автоматически утрачивается.
А теперь конкретно о случае, который был в моей практике.
Ко мне обратилась девушка из категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. На день обращения ей было полных 25 лет, училась на дневном отделении одного из высших учебных заведений г. Волгограда и проживала в общежитии данного ВУЗа.
До поступления в ВУЗ без конкурса (по понятной причине) прошла достаточно трудную школу жизни: после смерти матери (отец был записан в свидетельство о рождении со слов матери) она была определена временно в один из реабилитационных центров Волгоградской области, далее — в приемную семью, потом в школу для слабовидящих, потом снова в приемную семью, из-за конфликтной ситуации в приемной семье определена в один из детских домов Волгоградской области.
Выпустившись из детского дома, ее приняли на бесплатной основе (очное обучение) в одно из профессиональных училищ Волгограда, далее — окончила другое училище Волгограда. Проживала при общежитиях данных учебных заведений.
И вот, уже будучи студентом университета из уст сотрудников университета случайным образом узнает, что вправе обратиться в администрацию поселения по месту её постоянной регистрации с заявлением об обследовании закрепленного за ней жилого помещения, оставшегося после смерти матери, на предмет возможности проживания в нем.
А уже далее, по результатам обследования жилого помещения, принимать решение — подавать ли ей заявление в Министерство образования и науки Волгоградской области о включении ее в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Причем из содержания и смысла Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», она должна была всё это сделать до достижения ею 23 лет.
Именно с достижением данного возраста утрачивается статус ребенка-сироты.
За 10 дней до достижения возраста 23 лет она пишет заявление в соответствующую межведомственную комиссию на обследование закрепленного за ней жилого помещения, оставшегося после смерти матери. Имеется входящий номер подачи данного заявления. Комиссия, естественно, формируется не сразу, а спустя месяц.
Далее делается заключение, что закрепленное за сиротой жилье непригодно для проживания, так как не соответствует санитарным и иным нормам и требованиям.
Вскоре на имя Главы администрации сельского поселения пишется заявление о включении её в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, прилагаются к данному заявлению необходимые документы. Данное заявление, как было выяснено позже, было передано в Министерство образования и науки Волгоградской области, которое в конечном итоге постановило отказать обратившейся во включении в соответствующий список детей-сирот, так как на момент подачи данного заявления ей исполнилось 23 года.
Далее девушка, ввиду юридической неграмотности, снова и снова обращается с тем же самым заявлением о включении её в список детей сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Естественно, в очередной раз получает отказ.
Не выдержав такого издевательского отношения, она, будучи студентом университета, обращается ко мне с просьбой помочь в решении данного вопроса. Поскольку она обратилась в межведомственную комиссию по обследованию закрепленного за ней жилого помещения до достижения возраста 23 лет, а само заявление о включении ее в СООТВЕТСТВУЮЩИЙ СПИСОК подала после достижения ею возраста 23 лет и сразу же после вынесения заключения о непригодности жилого помещения для проживания, то мы все-таки решили обратиться в Ворошиловский районный суд г. Волгограда с соответствующим требованием.
Суд 1-й инстанции встал на нашу сторону. Представитель Комитета образования и науки Волгоградской области в коридоре суда сказал, что будет обжаловать данное решение.
Вот теперь, как говорится, «ждемс».