Права несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения, имеют во всех отношениях приоритетный характер, находятся под особой защитой государства. Забота о детях, охрана их интересов является важнейшим принципом, закрепленным в действующем законодательстве. В последние годы законодательство в области защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, было существенно обновлено.
В частности, был принят и вступил в силу с 1 января 2013 года «законе Димы Яковлева» — Федеральном законе от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ»1, которым был установлен запрет на усыновление детей, являющихся гражданами РФ, гражданами США, а также на ведение деятельности на территории РФ, связанной с подбором и передачей детей на усыновление, организациям из США. Федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ2 изменен порядок реализации права на жилое помещение детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот; Федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 167-ФЗ3 были смягчены требования к российским усыновителям, опекунам, попечителям, увеличены размеры единовременного пособия при усыновлении детей-инвалидов, и в то же время ужесточены требования к иностранным усыновителям: запрещено передавать детей из России иностранцам, состоящим в однополом браке, а также одиноким гражданам государств, в которых такие браки разрешены; Федеральным законом от 4 ноября 2014 г. № 333-ФЗ4 усовершенствованы нормы, касающиеся перечисления денежной компенсации выпускникам — детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа. А 25 августа 2014 года была принята Концепция государственной семейной политики в России на период до 2025 г.5, в которой приоритетным направлением признаны в том числе «восстановление традиционных семейных ценностей …, прочности многодетной многопоколенной семьи и любви к детям».
Права ребенка в Российской Федерации и меры их защиты закреплены в ряде нормативных правовых актов и в целом законодательно обеспечены, но проблема в том, что они часто носят декларативный характер.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, поистине нуждаются в особой защите и заботе со стороны государства. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей является обязанностью органов опеки и попечительства, каковыми выступают органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей — это определение дальнейшей судьбы таких детей в целях соблюдения их прав и законных интересов, обусловленных физиологическими потребностями, потребностями в воспитании, личной неприкосновенности, иными социальными потребностями.
К приоритетной можно отнести усыновление; к альтернативным преимущественным — опеку (попечительство), приемную семью, семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные законодательством субъектов РФ; к альтернативным иным — устройство в учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей (воспитательные учреждения, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).
Опека и попечительство — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. По состоянию на 1.01.2014 г., в РФ в органах опеки и попечительства состоит на учете 18354 семьи, желающих принять ребенка на воспитание в семью, а за 2013 год под опеку было передано 54 728 детей6.
Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются:
1) при отсутствии у них родителей, усыновителей,
2) в случае лишения судом родителей родительских прав,
3) в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов (ч.3 ст.31 ГК РФ).
Приемная семья также является достаточно распространенным способом защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей.
Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание), на срок, указанный в этом договоре.
К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг.
Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе осуществлять временную передачу детей в семьи граждан (на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и в иных случаях). Временная передача детей в семьи граждан не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется в интересах детей в целях обеспечения их воспитания и гармоничного развития. Срок временного пребывания ребенка (детей) в семье гражданина не может превышать 3 месяцев.
И все же наиболее предпочтительной формой социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, является усыновление, поскольку оно позволяет с максимальной эффективностью обеспечить не только интересы детей, но и интересы взрослых людей, которые по тем или иным причинам лишены возможности иметь своих детей. Устройство в семью всегда предпочтительнее, чем воспитание ребенка в детском учреждении.
О понятии усыновления можно говорить в следующих смыслах:
1) усыновление — форма воспитания детей в семье усыновителя, при которой обеспечиваются условия жизни, равные с условиями жизни родных детей. В этом понятии акцентируется внимание на конечной цели — обеспечение ребенку в чужой семье условий, отвечающих той бытовой, психологической, духовной близости, которая существует в родных семьях;
2) усыновление как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, — это способ определения юридической судьбы ребенка посредством деятельности государственных, муниципальных органов власти, а также суда, направленный на его устройство в семью усыновителей для воспитания;
3) усыновление — юридический факт, устанавливаемый в судебном порядке и порождающий возникновение комплекса правоотношений, аналогичных по содержанию с родительскими;
4) усыновление — сложная система правоотношений, различных по правовой природе, в которой усыновитель и усыновленный состоят в правоотношениях как между собой, так и с третьими лицами;
5) усыновление — комплексный институт законодательства, содержащий нормы различной отраслевой принадлежности, направленные на регулирование отношений по усыновлению, а также отношений между усыновителем, усыновленным и третьими лицами.
Так, за 2013 год под опеку было передано 54 728 детей; при этом приёмные родители отказались от 4,5 тыс. усыновленных детей, вернув их обратно в детские дома7. Имеет место тенденция на снижение числа усыновленных детей. Так, если в 2009 году было усыновлено 12653 ребенка (224 инвалида в том числе), то в 2013 году усыновлено лишь 8245 детей, из них 132 ребенка-инвалида; 6757 детей усыновлено российскими гражданами, 1488 – иностранными гражданами8.
Огромной проблемой в области усыновления детей является усыновление российских детей иностранными гражданами с вывозом их за пределы страны. Зачастую иностранные государственные органы не предоставляют России информацию об усыновленных российских детях. В частности, дети могут передаваться в другие приемные семьи, но России об этом не сообщают. Не сообщают своевременно и о случаях насилия в семьях, где проживают усыновленные российские дети.
Проверка условий проживания непосредственно российскими органами опеки и попечительства невозможна, а госорганами соответствующих стран — не всегда желаема и выполняема.
Как известно, международное усыновление в России было разрешено в 1992 году. Можно сказать, что оно имеет как много плюсов, так и минусов. Плюс состоял в том, что иностранцы гораздо российских граждан чаще усыновляли детей с дефектами развития, детей-инвалидов, создавая им хорошие условия для жизни и реабилитации, поскольку в странах Европы и США отношение к инвалидам совершенно иное, чем в России.
Однако случаи насилия и причинения смерти российским детям от рук усыновителей-иностранцев представляли собой огромный минус. До сих пор в памяти случай полуторагодовалого Димы Яковлева, который погиб 8 июля 2008 года, когда его приёмный отец М.
Харрисон оставил мальчика закрытым в машине на 9 часов при 50-градусной жаре. Ребёнок был усыновлён в России за три месяца до смерти. В целом же за последние 20 лет в США погибло 20 усыновленных российских детей. В этой связи был принят и с 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон № 272 («закон Димы Яковлева»)9, который полностью запретил усыновление российских детей гражданами США.
Тем не менее, иностранные граждане из других государств имеют право на усыновление российских детей-сирот. Также в 2013 году был введен запрет на усыновление для иностранцев, состоящих в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также любых лиц, являющихся гражданами такого государства (где разрешены однополые браки) и не состоящих в браке.
Все эти изменения направлены на защиту прав несовершеннолетних. В частности, последняя мера направлена на то, чтобы гарантировать детям гармоничное и полноценное воспитание в приёмных семьях и обезопасить их психику и сознание от возможного нежелательного воздействия – искусственного навязывания нетрадиционного сексуального поведения, а также от возникновения комплексов, душевных страданий и стрессов, которые, согласно исследованиям психологов, часто испытывают дети, воспитываемые однополыми родителями.
Тем не менее, есть проблемы, требующие решения на законодательном уровне и с российскими усыновителями. В частности, то, что нередко усыновление детей превращается в способ заработка, особенно в свете введения т.н. «стимулирующих» выплат и льгот, таких как «материнский капитал» (размер которого в настоящее время составляет 429 408 рублей) и бесплатное предоставление земельного участка в собственность многодетным семьям. Поэтому в первую очередь органам опеки необходимо довольно четко понимать мотивы усыновления и еще глубже вникать в каждый конкретный случай. Отбор родителей, идущих на усыновление детей, особенно детей инвалидов (что оплачивается в разы больше), должен быть в том числе и психологическим, а механизм контроля после усыновления – более жёстким.
Итак, хотя усыновление является наиболее предпочтительной формой социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку оно позволяет с максимальной эффективностью обеспечить не только интересы детей, но и интересы взрослых людей, которые по тем или иным причинам лишены возможности иметь своих детей. Вместе с тем, можно утверждать, что действующее законодательство в исследованной области носит несовершенный характер и нуждается в совершенствовании.
Несмотря на большое количество нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, принятых как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, многие из них носят общий характер, некоторые противоречат друг другу, в них не всегда даются ответы на возникающие вопросы практики.
Так, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию подопечного ребенка опекун (попечитель), а также усыновитель могут быть привлечены к административной ответственности по ч.1 ст.5.35 КоАП РФ, а если это связано с жестоким обращением с ребенком — к уголовной ответственности – по ст.156 УК РФ. Но в этой области большим пробелом российского законодательства является отсутствие в нем четкого и единого определения понятия «жестокое обращение» применительно к несовершеннолетним детям.
Статья 156 УК РФ не раскрывает содержания данного понятия, не указывает перечня действий, подпадающих под данное определение, что дает свободу и вариативность толкования данного понятия на практике. Зачастую насилие в отношении ребенка, применяемое родителями и иными законными представителями, в том числе опекунами, усыновителями, неверно оценивается правоприменителями на местах как метод воспитания, что ведет к прекращению уголовного преследования либо в отказе в возбуждении уголовных дел по таким фактам. Тем самым игнорируются требования ч.1 ст. 65 Семейного Кодекса РФ о запрете причинения вреда физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию при осуществлении родительских прав.
Поэтому и привлечение к ответственности по ст. 156 УК РФ опекунов, усыновителей, иных законных представителей, за применение насилия к детям затруднительно и не всегда представляется возможным. Для привлечения к уголовной ответственности по ст.156 УК РФ жестокое обращение должно непременно сочетаться с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (которое должно носить систематический характер действий или бездействия).
При этом если обязанности по содержанию, обучению, уходу за ребенком опекуном, усыновителем и т.п. исполняются надлежащим образом, факты применения насилия не получают правовой оценки по ст.156 УК РФ. Чаще всего единственный выход — привлечь таких родителей (опекунов, усыновителей) к ответственности по ст.115 или 116 УК РФ.
Кроме того, наказание по ст.156 УК РФ слишком мягкое. Родителям (иным законным представителям) грозит лишь штраф в размере до 100 000 рублей, либо обязательные работы на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительные работы на срок до двух лет.
Проблемой в данной области правоотношений является рост случаев насилия над детьми, взятыми под опеку, в приемную семью, усыновленными детьми.
К сожалению, в настоящее время достаточно большая часть российских семей, не только с принятыми под опеку или усыновление детьми, но и кровными, проживает именно в обстановке «домашнего насилия». Сам факт присутствия в жизни ребенка насилия внутри семьи, даже если оно применяется не к несовершеннолетнему (побои, наносимые отцом матери, угрозы убийством, семейные скандалы с повреждением имущества т.п.) отрицательно сказывается на становлении личности несовершеннолетнего, его психическом здоровье, и способствуют формированию у него установки на восприятие насилия как нормы. При этом эффективных правовых механизмов, позволяющих оградить несовершеннолетних от ситуации насилия в семье, в настоящее время нет. У органов внутренних дел отсутствуют действенные меры для их профилактики.
Во-первых, большая часть насилия в семье, в том числе применение насилия по отношению к детям, тем более опекаемым, усыновленным, рассматривается окружающими как сугубо личное дело или более того – разумно наказуемая неблагодарность ребенка, которого великодушно приняли в нормальные условия жизни, поэтому многие факты просто не предаются огласке.
Во-вторых, такого рода дела являются т.н. «делами частного обвинения» (ст.20 УПК РФ), а значит, возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего и прекращаются за примирением сторон, что в большинстве случаев и происходит.
В этой связи представляется положительным законопроект, подготовленный МВД России, предполагающий внесение изменений в КоАП РФ, которые позволят привлекать к ответственности таких «семейных» правонарушителей по ст. 20.1 КоАП РФ (как за мелкое хулиганство), в том числе и применение к ним такой достаточно жёсткой меры ответственности как административный арест до 15 суток. В предлагаемой МВД России редакции ст.20.1 КоАП РФ мелкое хулиганство будет включать в себя такие действия, как оскорбительное приставание к гражданам, нецензурную брань и «другие умышленные действия, выражающие явное неуважение к личности и (или) обществу, нарушающие общественный порядок и (или) спокойствие граждан, а равно сопряженные с уничтожением или повреждением чужого имущества»10. Принятие этих изменений, вероятно, будет способствовать снижению уровня семейного насилия, так как появятся реальные меры ответственности.
К сожалению, Закона о защите от насилия в семье в России до настоящего времени нет, хотя его принятие в современных условиях как никогда актуально.
Литература:
1. Конвенция о правах ребенка [рус., англ.] (принята 20.11.1989 г. Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей ООН) // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLVI.- М., 1993. — С. 242 — 257.
2. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в ред. Законов РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 22 ноября 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ. Часть первая (в ред. Федерального закона от 22 октября 2014 г. № 315-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
4. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 277-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (в ред.Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 126-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 16.
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. Федерального закона от 4 ноября 2014 г. N 332-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (часть I). Ст. 1.
7. Об опеке и попечительстве: федер. закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ (в ред. Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 169-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2008. № 17. Ст. 1755.
8. О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации: федеральный закон от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (часть I). Ст. 7597.
9. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 167-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2013. № 27. Ст. 3459.
10. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в РФ»: федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2013. № 27. Ст. 3477.
11. Об утверждении Концепции государственной семейной политики РФ на период до 2025 г.: Распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2014 г. № 1618-р // Российская газета. 2014. 29 августа.
12. Законопроект № 545442-6 «О внесении изменения в статью 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в части уточнения диспозиции статьи 20.1 Кодекса, а также об усилении ответственности за правонарушения, предусмотренные указанной статьей)» // Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности. Официальный сайт Государственной Думы РФ. Электронный ресурс.
Режим доступа: http://asozd2.duma.gov.ru.
13. Антокольская М.В. Семейное право / М.В. Антокольская. — М., 2014.
14. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (постатейный) / А.Н. Борисов. — М.: «Юстицинформ», 2009.
15. Завражнов В. Усыновление иностранцами детей — российских граждан / В. Завражнов // Российская юстиция. 2014. № 7. С. 32-50.
16. Кабышев O.A. Усыновление. Опека и попечительство над детьми / О.А. Кабышев. — М., 2013.
17. Куропацкая Е.Г. Опека и попечительство в системе защиты прав несовершеннолетних в России и Англии: автореф. дисс. … канд. юр. наук / Е.Г. Куропацкая. — М., 2009. 30 с.
18. Муратова С.А. Семейное право: учебное пособие / С.А. Муратова. — М., 2013. 350 с.
1 Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (часть I). Ст. 7597.2 Собрание законодательства РФ. 2013. № 27. Ст. 3477.3 Собрание законодательства РФ. 2013. № 27.
Ст. 3459.4 Собрание законодательства РФ. 2014. № 45. Ст. 6143.5 Российская газета. 2014. 29 августа.6 Основные статистические данные по вопросам защиты прав и интересов детей // Официальный сайт Уполномоченного по правам ребенка.
Электронный ресурс. Режим доступа:7 Основные статистические данные по вопросам защиты прав и интересов детей по состоянию на 1.09.2014 г. // Официальный сайт Уполномоченного по правам ребенка.
Электронный ресурс. Режим доступа: http://rfdeti.ru/8 Там же.9 О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации: федеральный закон от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (часть I).
Ст. 7597.10 Законопроект № 545442-6 «О внесении изменения в статью 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в части уточнения диспозиции статьи 20.1 Кодекса, а также об усилении ответственности за правонарушения, предусмотренные указанной статьей)» // Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности. Официальный сайт Государственной Думы РФ.
Электронный ресурс. Режим доступа: http://asozd2.duma.gov.ru.