Первое — в мае 2016г. Россия подписала международное соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией (https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/6067818/), которое позволит ФНС с 2018 года получать данные о зарубежных счетах россиян.
Второе — в начале сентября Минфин представил для общественного обсуждения поправки в закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (http://regulation.gov.ru/Projects#npa=53390)
Для того, чтобы понять, чем эти изменения грозят нашим гражданам, нужно определить два понятия:
— налоговый резидент
и
— валютный резидент.
«Свои» платят меньше…
Понятие «налоговый резидент» определено в ст. 11 Налогового Кодекса РФ (НК). Налоговый резидент РФ — это физическое лицо, которое проводит суммарно на российской территории не менее 183 дней в течение календарного года. Заметим, что лицо может и не иметь гражданства РФ.
Налоговый резидент РФ уплачивает налог на доходы физического лица (НДФЛ), полученного как от источников, расположенных на территории России, так и за ее пределами.
Нерезиденты (живущие менее 183 дней в году, в том числе граждане РФ) обязаны уплачивать налоги только с дохода, полученного от источников, расположенных на территории РФ.
Отличается установленный размер налоговой ставки НДФЛ для резидентов и нерезидентов. Для налоговых резидентов она составляет 13% от размера дохода, кроме случая, когда доход получен в результате выигрыша в лотерею, розыгрыша призов, участия в игре или при иной подобной деятельности (тогда НДФЛ=35%).
Для нерезидентов налоговая ставка установлена в размере 30%, вне зависимости от того, каким образом был получен доход. Кроме того, нерезиденты не имеют права на имущественные налоговые вычеты, на которые резиденты имеют право при продаже объектов недвижимости и автомобилей. То есть если налоговый нерезидент продал квартиру, дом, земельный участок и пр., он должен со всей полученной суммы заплатить налог в размере 30%. Он не может воспользоваться налоговым вычетом в сумме средств, израсходованных на покупку этого имущества. Такой «драконовской» нормы нет, как выражается президент, у «наших партнёров». Во всех развитых (да, кажется, и не развитых) странах ставки налогообложения физических лиц и правила определения налогооблагаемой базы не зависят от налогового статуса лица, резидент он, или нерезидент.
В России можешь ты не жить, но резидентом быть обязан.
«Валютным резидентом» закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ
(http://www.consultant.ru/...19a3adf05254e1449e3ae4694df32/)
определяет сейчас всех российских граждан, за исключением тех, которые постоянно проживают в иностранном государстве не менее одного года. Из этого следует, что достаточно гражданину РФ приехать в страну на 1 день, и он становится валютным резидентом. Какие обязанности возлагает на гражданина это статус?
1. Резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов и вкладов, открытых в иностранных банках (п.2 ст. 12 Закона). Непредставление уведомления гражданином влечет наложение административного штрафа в размере от 4 000 до 5 000 рублей (п. 2.1 ст. 15.25 КоАП).
2. Ежегодно, до 1 июня, резиденты представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами РФ. Нарушение установленных сроков представления отчетности по валютным операциям, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 500 до 3 000 рублей (п. 6.3 ст. 15.25 КоАП). Повторное нарушение влечет наложение административного штрафа в размере 20 000 рублей (п. 6.5 ст. 15.25 КоАП).
3. При работе с валютой в иностранном банке резиденты обязаны соблюдать правила осуществления валютных операций. Например, на сегодняшний день валютный резидент РФ не вправе зачислять средства от продажи зарубежной недвижимости на свой счет в иностранном банке. Он должен перечислить их на свой счет в уполномоченном российском банке. Подробный перечень незаконных валютных операций приведен в Законе о валютном регулировании и проанализирован в https://zakon.ru/...crezidentov_rf_otkrytyx_v_bank.
4. Осуществление незаконных валютных операций, влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от 3/4 до одного размера суммы незаконной валютной операции (ч. 1 ст. 15.25 КоАП).
Таким образом, по действующему законодательству, если гражданин, постоянно живущий за рубежом, приехал в РФ на один день, то он рискует заплатить штраф за то, что в этом году он продал квартиру (дом, участок земли, акции) и зачислил деньги на счет своего банка в стране пребывания. Согласитесь, это странная норма.
Правда реально взыскать этот штраф можно, если у валютного резидента есть активы в РФ, например, та же недвижимость. Если в РФ ничего нет, то взыскивать придется с зарубежных счетов, а это сложная и длительная процедура, связанная с признанием решения российского суда в другом государстве. Скорее всего, если сумма штрафа не очень велика, налоговые органы этим заниматься не будут, но полностью отрицать такую возможность нельзя.
Кто не спрятался, я не виноват…
Начало процесса автоматического обмена финансовой информацией не за горами. Возможно, к сентябрю 2018 года ФНС не успеет подготовить необходимое программное обеспечение и внутреннюю законодательную базу, однако особо обольщаться возможной задержкой не стоит. Могут перенести начало обмена на год но, в конце концов, в ФНС поступит информация о счетах россиян из всех интересующих ее стран. Начало положено, в октябре 2016 года ИФНС 14 по г. Москве разослала вызовы с требованием явиться в инспекцию для дачи разъяснений гражданам, имеющим счета за рубежом, но не сдавшим до 1 июня 2016г. отчет о движении средств http://www.interfax.ru/business/532542.
Однако не все страны обеспечивают обмен информацией для целей налогообложения. В Приказе ФНС от 4 марта 2016 г. N ММВ-7-17/117@ приведен перечень государств и территорий, в которых россияне могут «спрятаться» от всевидящего электронного глаза налоговиков. Среди большого количества не очень благополучных в смысле финансовой надежности стран, в списке также присутствуют Андорра, Лихтенштейн, Монако, Британские Виргинские острова, Виргинские острова (США), Гренландия и Тайвань.
При этом предполагается, что ФНС России будет ежегодно, не позднее 1 октября текущего года, пересматривать этот перечень стран с учетом изменения международной нормативно-правовой базы и практики обмена налоговой информацией с конкретными странами.
Кроме того, нужно учесть, что если сейчас средства размещены на счетах в банках, расположенных на территории государств, присоединившихся к автоматическому обмену информацией, незаметно переместить их в Монако или Лихтенштейн не получится. Вся информация о движении денег никуда не исчезает, она хранится в банках много лет и может быть выдана налоговой службе РФ по ее запросу.
Ошибка резидента.
Последние 25 лет бизнесмены в РФ активно уклонялись от уплаты налогов. Причин этому много, достаточно упомянуть постоянно меняющиеся «правила игры» (налоговый Кодекс изменялся примерно 4-5 раз в год с момента его принятия), а также недоверие граждан государственному аппарату, бесконтрольно расходующему и расхищающему бюджетные средства. Кроме того, система «откатов» и взяток, процветающая в РФ, требовала от бизнеса оборота «черных» денег.
За эти годы предприниматели и госчиновники (имеющие коррупционные доходы) вывели за рубеж огромные средства и использовали их, в том числе, для покупки недвижимости, инвестиций в бизнес. Трудно оценить размер выведенных денег и количество граждан, участвующих в этом, но речь может идти о сотнях тысяч людей и миллиардах долларов.
Теперь все эти люди могут оказаться под ударом.
Опасность заключается не в том, что может обнаружиться счет, о котором не было сообщено в ФНС. Можно заплатить небольшой штраф, и инцидент будет исчерпан. Настоящие проблемы возникнут, если личный счет в зарубежном банке использовался с нарушением валютного законодательства. Соглашение об обмене информацией дает право налоговым органам после получения информации о счете валютного резидента в автоматическом режиме, сделать новый запрос на раскрытие дополнительной информации о нем, в том числе и за прошлые годы.
Не стоит надеяться применение срока давности к этому составу правонарушения. В апреле 2016 г. вступили в силу поправки к КоАП, увеличивающие срок давности при нарушении валютного законодательства до 2 лет. При этом нужно иметь в виду, что данное правонарушение является длящимся, то есть выражается в «длительном непрекращающемся невыполнении предусмотренных законом обязанностей»(Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).
При длящемся административном правонарушении сроки давности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Универсальное и простое решение по защите от автоматического обмена информацией пока неизвестно.
Соглашусь с экспертом http://pbwm.ru/articles/na-avtomate Исааком Беккером: «Не стоит ожидать, что в первые годы автоматического обмена информацией будут преследовать тех, кто имеет небольшой счет и использует его, например, для обслуживания своей недвижимости, скажем, в Испании или в Болгарии. Как обычно, «охотник» начинает с крупной «дичи», на которую уже имеются материалы или серьезные подозрения. Охватить всех владельцев зарубежных активов сразу не получится. У ФНС на это физически не хватит сил».
Но постепенно контроль распространиться на всех валютных резидентов, и на нарушителей валютного законодательства могут быть наложены штрафы.
Не следует надеяться на смену власти в Кремле. Россия находится в мировом тренде на тотальный электронный контроль уплаты налогов, и любой руководитель страны будет продолжать политику нынешней власти в этом вопросе.
Изменения валютного законодательства, подготовленные Минфином в 2016г..
Качественный анализ предложенных изменений приведен в статье: http://www.rbc.ru/.../2016/57ea514d9a794726b863ead2
Законопроект, предложенный Минфином, содержит радикальное предложение: исключение возможности для российских граждан в принципе становиться валютными нерезидентами. Другими словами, валютный контроль будет распространяться на всех граждан, даже постоянно проживающих за границей, и не посещающих РФ.
Взамен на недоступность для россиян статуса валютного нерезидента Минфин предлагает условие, при котором в отношении «иностранных» россиян не будут применяться валютные ограничения. Например, они не будут ограничены перечнем разрешенных операций по своим иностранным счетам, а также не будут отчитываться перед российскими налоговиками по иностранным счетам. Соответственно к ним и не могут быть применимы штрафы за незаконные валютные операции в размере от 75 до 100 процентов от суммы операции.
Для этого необходимо не менее года просто постоянно или временно проживать на законных основаниях в иностранном государстве. При этом срок может прерываться кратковременными пребываниями в России, которые в совокупности не должны превысить три месяца в календарном году.
В случае же если такой россиянин превысит «разрешенный» трехмесячный срок нахождения в России, то ему придется отчитаться за все открытые и закрытые когда-либо счета в иностранных банках и подать все ежегодные отчеты по движению средств на таких счетах за время отсутствия в России.
С 2018 года Минфин также предлагает отнести к разрешенным операциям возможность зачисления на иностранные счета валютных резидентов средства от продажи имущества, и недвижимости. Недвижимость должна находиться в странах:
— членах ОЭСР (http://www.consultant.ru/...49b4fd61b56e89ecb130dab06ec9c/),
— членах FATF (http://www.fedsfm.ru/activity/fatf)
— странах, подписавших многостороннее соглашение компетентных органов об автоматическом обмене информацией о финансовых счетах (http://www.oecd.org/...formation/mcaa-signatories.pdf).
Кроме того, граждане РФ, не являвшиеся резидентами по состоянию на 1 января 2018 года, обязаны уведомить налоговые органы о своих счетах в банках, расположенных за пределами территории РФ, не позднее 1 марта 2018 года по форме. То есть налоговая служба хочет иметь информацию о счетах граждан-нерезидентов (причем, как валютных, так и налоговых). Интересно, зачем это ей?
Трудно сказать, какие изменения претерпит проект Минфина в процессе обсуждения в Госдуме. Еще труднее понять, как эти нормы будут применяться на практике.
Думайте сами, решайте сами – иметь или не иметь…
Что делать гражданам после принятия поправок в закон о валютном регулировании в редакции Минфина? Как подготовиться к этим изменениям в течение двух оставшихся лет до момента начала международного обмена информацией? Как сохранить «заработанное непосильным трудом» и вывезенное за рубеж?
Вариантов немного.
- Радикальный. Продать все имущество на территории РФ, ликвидировать все источники доходов. Отказаться от российского гражданства и эмигрировать из России. Процедура длительная может занять год: http://azbuka.consultant.ru/cons_doc_PBI_200932/. После этого родное государство потеряет к человеку «налоговый интерес». Жесткое решение, которое явно не по душе подавляющему числу сограждан.
- Чуть помягче. Все по п. 1, но без отказа от гражданства. Уехать из страны и не приезжать в нее на срок более 3 месяцев. Тоже не очень приятное решение, полностью меняющее жизнь.
- На авось. Не делать ничего. Не подавать ежегодное уведомление о движении средств на счете, не сообщать об открытии счетов, если ранее этого не делали. Платить штрафы за совершение этих правонарушений. Надеяться на то, что валютный контроль не будет тотальным и жестким.
- Если гражданин уже проживает более полугода за рубежом и продает недвижимость или автомобиль в РФ, ему придется заплатить 30% со всей суммы сделки, даже если он владел этим имуществом более 3 лет и имеет подтверждение о произведенных на покупку расходах.
- На сегодняшний день у ФНС нет доступа к базе ФМС, с помощью которой налоговая служба могла бы контролировать срок пребывания лица на территории РФ. Но такая возможность наверняка появится в ближайшее время. По отдельным лицам ФНС может и сейчас подавать запросы в ФМС, но для этого у налоговиков должны возникнуть на чем-то основанные подозрения.
- В данный момент отсутствуют формы уведомления ФНС о том, что гражданин, выехавший за рубеж, потерял статус налогового или валютного резидента. Однако они находятся в стадии разработки.