Данная статья обращена, в первую очередь, к гостям сайта, в связи с частыми обращениями по данному вопросу. При изложении мною предпринята попытка в довольно доступной алгоритмичной форме довести до потребителей основные правила применения Закона о защите прав потребителей к правоотношениям, связанным с поломками автомашин, находящихся на гарантийном обслуживании.

Необходимо начать с того, что автомобили относятся к технически сложным товарам (Постановление Правительства РФ от 10.11.2011 №924), а это означает, что без определенных условий обменять автомобиль или вернуть за него деньги не получится.

В соответствии с Законом «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 №2300-1 (далее — Закон) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. 

При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется. 

В течение 15 дней с момента передачи автомобиля потребителю при наличии неисправности (даже незначительной) потребитель вправе вернуть новый автомобиль в автосалон и потребовать возврата денег, потребовать замену на аналогичный исправный автомобиль или другой автомобиль с перерасчетом покупной цены. 

Однако в быту наиболее часто встречаются случаи поломок автомобилей именно после первых 15 дней, в период гарантийного срока (обычно составляет 3 года или 100000 км пробега). В этом случае, указанные требования могут быть удовлетворены только при следующих условиях: 

— обнаружение существенного недостатка товара;

— отказ от гарантийного ремонта; 

— нарушение установленных законом сроков устранения недостатков товара (45 дней); 

— невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков. 

Продавец обязан в течение 10 дней добровольно выполнить вышеизложенные требования, которые необходимо предъявлять в претензионной письменной форме. 

К существенным недостаткам относятся неустранимые недостатки или недостатки, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, или проявляются вновь после их устранения, или другие подобные недостатки. 

Продавец (изготовитель) обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара. 

В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель) обязан провести экспертизу товара за свой счет (п.5 ст.18 Закона). 

Доставка автомобиля для ремонта, уценки, замены и (или) возврат их потребителю осуществляются силами и за счет продавца (изготовителя). Однако доставка и (или) возврат указанных товаров могут осуществляться потребителем, при этом продавец (изготовитель) обязан возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и (или) возвратом указанных товаров (п.7 ст.18 Закона). 

Договор купли-продажи, предусматривающий обязанность потребителя предварительно оплатить товар, должен содержать условие о сроке передачи товара потребителю. В случае, если продавец, получивший сумму предварительной оплаты в определенном договором купли-продажи размере, не исполнил обязанность по передаче товара потребителю в установленный таким договором срок, потребитель по своему выбору вправе потребовать: 

— передачи оплаченного товара в установленный им новый срок; 

— возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом. 

Таким образом, если в автомобиле выявлена серьезная неисправность, например, в двигателе, коробке передач, другом важном узле или системе, если автомобиль в течение каждого года гарантийного срока длительное время находился в ремонте вследствие неоднократного устранения его различных недостатков, потребитель имеет право вернуть автомобиль по гарантии. 

Однако по каждому обращению в ремонт нужно получить и сохранить квитанцию, заказ-наряд и т.д. 

При отказе в удовлетворении требований необходимо требовать письменный отказ. 

После проведения работ они должны быть зафиксированы в актах документально с подписью и печатью организации. 

Сроки предъявления требований потребителем: 

— в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности; 

— в отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах 2-х лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором. 

Также при нарушении прав потребителю важно знать, что: 

  — в соответствии с п.6 ст.13 Закона при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50 процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя; 

  — согласно ст.15 Закона моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем) прав потребителя подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда; 

  — п.1 ст.23 Закона предоставляет потребителю право за нарушение сроков замены, удовлетворения требований и устранения недостатков взыскать с продавца (изготовителя), допустивших такие нарушения, неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара за каждый день просрочки; 

  — как указано в п.3 ст.17 Закона, потребители, иные истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины. 

Да 14 14

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

  • 17 Марта 2017, 10:15 #

    Уважаемый Игорь Борисович,

    автомобиль б/у.

    +1
    • 17 Марта 2017, 10:17 #

      Уважаемый yewgeniy, он б/у становится после того, как выехал из автосалона, согласен.

      0
  • 17 Марта 2017, 10:28 #

    Уважаемый Игорь Борисович,

    (при условии, что продавец вообще заявит о своем решении проверить качество принадлежащего потребителю автомобиля) что если потребитель желает участвовать в проверке качества и не желает допускать представителей продавца к своему автомобилю до момента проверки качества?

    +1
    • 17 Марта 2017, 10:36 #

      Уважаемый yewgeniy, вопрос очень хороший в той связи, что мы прекрасно понимаем, что проверка качества длительная процедура и может занимать не один день.
      Если вы не желаете отдавать авто, беспокоясь, что с ним могут провести непонятные вам манипуляции, уведомляете в письменной форме о поломке, желании участвовать в проверке качества на всех этапах, и соответственно участвуете в этом. Помимо этого, нужно зафиксировать пробег на одометре и внешнее состояние авто.

      Необходимо иметь в виду, что проверка качества товара — понятие более широкое и может включать в себя проведение экспертизы. Экспертиза товара проводится, как правило, специальными экспертными организациями и является дополнительной проверкой качества товара с привлечением специалистов.

      По соглашению между потребителем и продавцом (изготовителем) или организацией, выполняющей функции продавца (изготовителя), потребитель может не передавать товар для проверки качества (экспертизы) продавцу, а представить заключение экспертизы сторонней организации. В этом случае продавец должен возместить потребителю расходы на проведение экспертизы, поскольку пункт 5 статьи 18 Закона «О защите прав потребителей» предусматривает проведение экспертизы за счет продавца.

      0
      • 17 Марта 2017, 10:40 #

        Уважаемый Игорь Борисович,

        мы прекрасно понимаем, что автомобиль может стоять на территории продавца несколько дней, но проверка качества длится от нескольких минут до нескольких десятков минут.

        Что Вы называете проверкой качества?

        Необходимо иметь в виду, что проверка качества товара — понятие более широкое и может включать в себя проведение экспертизы.Какой вопрос мог бы быть задан эксперту? Заводится машина или не заводится? Стучит КПП или не стучит?

        0
  • 17 Марта 2017, 10:43 #

    Уважаемый yewgeniy , 
    Что Вы называете проверкой качества?Любые действия, начиная от внешнего осмотра, и заканчивая проведением экспертизы. Проще говоря, любые манипуляции с авто, если так яснее.

    0
    • 17 Марта 2017, 10:45 #

      Уважаемый Игорь Борисович,

      что такое «качество» в «проверка качества»? Что проверяется?

      0
      • 17 Марта 2017, 10:57 #

        Уважаемый yewgeniy, сам ЗоЗПП такого определения не дает, своё мнение я изложил:
        Любые действия, начиная от внешнего осмотра, и заканчивая проведением экспертизы. Проще говоря, любые манипуляции с авто, если так яснее.Приказ МАП РФ от 20.05.1998 N 160 «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона РФ „О защите прав потребителей“» указывает так: «Необходимо иметь в виду, что проверка качества товара — понятие более широкое и может включать в себя проведение экспертизы.»

        Определение «качество», вы можете самостоятельно посмотреть в словаре.

        0
        • 17 Марта 2017, 11:04 #

          Уважаемый Игорь Борисович, качество — это наличие или отсутствие тех свойств товара, которые были обещаны продавцом. Проверка качества — это проверка наличия или отсутствия свойств. Необходимо иметь в виду, что проверка качества товара — понятие более широкое и может включать в себя проведение экспертизы.ЗоЗПП устанавливает право потребителя участвовать в ПК. Если экспертиза — часть ПК, то потребитель имеет права участвовать в экспертизе, не так ли? П.4. ст. 474 ГК Порядок, а также иные условия проверки качества товара, производимой как продавцом, так и покупателем, должны быть одними и теми же.Т.е. продавец (или по его поручению эксперт) должен сообщить потребителю, порядок ПК, в том числе порядок экспертизы, чтобы потребитель мог, во-первых, участвовать в ПК, а во-вторых, осуществить ПК точно также как продавец (эксперт).

          0
  • 17 Марта 2017, 12:12 #

    Уважаемый yewgeniy, несомненно, в чём вопрос? К чему клоните?

    0
    • 17 Марта 2017, 12:40 #

      Уважаемый Игорь Борисович,

      клоню к тому, что мне интересно Ваше мнение.

      0
      • 17 Марта 2017, 12:46 #

        Уважаемый yewgeniy, тут нужно исходить из конкретной ситуации для изложения мнения. Я в ходе нашего дискута с Вашей позицией в части определений «качества» и «проверки» согласен.

        0

Да 14 14

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Условия возврата денег за новый автомобиль.» 2 звезд из 5 на основе 14 оценок.
Адвокат Фищук Александр Алексеевич
Краснодар, Россия
+7 (932) 000-0911
Персональная консультация
Юридическая помощь, представление и защита интересов граждан и бизнеса. Абонентское юридическое сопровождение, консалтинг. Банкротство. Очно, дистанционно, все регионы РФ. Консультации платные
https://fishchuk.pravorub.ru/
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/

Похожие публикации