Данная статья обращена, в первую очередь, к гостям сайта, в связи с частыми обращениями по данному вопросу. При изложении мною предпринята попытка в довольно доступной алгоритмичной форме довести до потребителей основные правила применения Закона о защите прав потребителей к правоотношениям, связанным с поломками автомашин, находящихся на гарантийном обслуживании.
Необходимо начать с того, что автомобили относятся к технически сложным товарам (Постановление Правительства РФ от 10.11.2011 №924), а это означает, что без определенных условий обменять автомобиль или вернуть за него деньги не получится.
В соответствии с Законом «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 №2300-1 (далее — Закон) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
В течение 15 дней с момента передачи автомобиля потребителю при наличии неисправности (даже незначительной) потребитель вправе вернуть новый автомобиль в автосалон и потребовать возврата денег, потребовать замену на аналогичный исправный автомобиль или другой автомобиль с перерасчетом покупной цены.
Однако в быту наиболее часто встречаются случаи поломок автомобилей именно после первых 15 дней, в период гарантийного срока (обычно составляет 3 года или 100000 км пробега). В этом случае, указанные требования могут быть удовлетворены только при следующих условиях:
— обнаружение существенного недостатка товара;
— отказ от гарантийного ремонта;
— нарушение установленных законом сроков устранения недостатков товара (45 дней);
— невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Продавец обязан в течение 10 дней добровольно выполнить вышеизложенные требования, которые необходимо предъявлять в претензионной письменной форме.
К существенным недостаткам относятся неустранимые недостатки или недостатки, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, или проявляются вновь после их устранения, или другие подобные недостатки.
Продавец (изготовитель) обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.
В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель) обязан провести экспертизу товара за свой счет (п.5 ст.18 Закона).
Доставка автомобиля для ремонта, уценки, замены и (или) возврат их потребителю осуществляются силами и за счет продавца (изготовителя). Однако доставка и (или) возврат указанных товаров могут осуществляться потребителем, при этом продавец (изготовитель) обязан возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и (или) возвратом указанных товаров (п.7 ст.18 Закона).
Договор купли-продажи, предусматривающий обязанность потребителя предварительно оплатить товар, должен содержать условие о сроке передачи товара потребителю. В случае, если продавец, получивший сумму предварительной оплаты в определенном договором купли-продажи размере, не исполнил обязанность по передаче товара потребителю в установленный таким договором срок, потребитель по своему выбору вправе потребовать:
— передачи оплаченного товара в установленный им новый срок;
— возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом.
Таким образом, если в автомобиле выявлена серьезная неисправность, например, в двигателе, коробке передач, другом важном узле или системе, если автомобиль в течение каждого года гарантийного срока длительное время находился в ремонте вследствие неоднократного устранения его различных недостатков, потребитель имеет право вернуть автомобиль по гарантии.
Однако по каждому обращению в ремонт нужно получить и сохранить квитанцию, заказ-наряд и т.д.
При отказе в удовлетворении требований необходимо требовать письменный отказ.
После проведения работ они должны быть зафиксированы в актах документально с подписью и печатью организации.
Сроки предъявления требований потребителем:
— в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности;
— в отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах 2-х лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.
Также при нарушении прав потребителю важно знать, что:
— в соответствии с п.6 ст.13 Закона при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50 процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя;
— согласно ст.15 Закона моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем) прав потребителя подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда;
— п.1 ст.23 Закона предоставляет потребителю право за нарушение сроков замены, удовлетворения требований и устранения недостатков взыскать с продавца (изготовителя), допустивших такие нарушения, неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара за каждый день просрочки;
— как указано в п.3 ст.17 Закона, потребители, иные истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины.