Архитектура пресс-релиза: инструкция для юристов
Вы в автомобиле, в пробке, вы устали. И только ваш любимый джаз / рок / Шопен (подставить своё) по радио помогает не раздражаться, и тут: «Скидки на квартиры в ЖК «Мечты» на Прекрасном шоссе…» врываются в эфир. Что вы делаете дальше? Переключаете станцию, тихо выругавшись? Или приглушаете звук, обещая себе слушать только собственные подборки треков, а не вот это вот всё в FM-диапазоне?
Пресс-релизы сыплются в почтовые ящики редакторов так же как надоедливая реклама. Их много, они теряются в груде писем, собираются в стайки заголовков, написанных прописными буквами, с пометками «важно!», «срочно» и обрубленными строками из текста в окошке «тема».
Если у вас нет специально прикормленного для составления пресс-релиза человека, а желание рассказывать СМИ о своих свершениях есть, проверьте структуру своих сообщений.
Слова «пресс-релиз» и «информация для СМИ», поставленные в тему письма, не превратят текст в пресс-релиз. У пресс-релиза есть своя архитектура, подчиненная логике и задачам этого жанра.
Пресс-релиз должен отвечать на три вопроса: Что? Где? Когда? – Сразу. Не где-то в конце текста или между вторым и третьим абзацем, а моментально – с первых строк. Пример с рекламой по радио, которую вы выключили – это о пресс-релизе. Вы не дослушали ролик, но пока ваша рука тянулась к тумблеру, бодрый голос успел озвучить предложение. Основное сообщение пресс-релиза должно уместиться в первый абзац (лид), в идеале – в первое предложение.
Как это сделать? Подсказка в названии принципа, по которому строятся пресс-релизы – перевёрнутая пирамида. Со времен школьных сочинений, мы знаем, что законченный текст структурно делится на введение, основную часть и заключение. В пресс-релизе этот принцип переворачивается с ног на голову. Специально для друзей-юристов: если сравнить пресс-релиз с судебным решением, то вы перетаскиваете в начало резолютивную часть, потом даете мотивировочную, а затем описательную. (Тут я, конечно, говорю исключительно о структуре, «копипастить» в пресс-релиз куски текстов из решений – не надо!)
Если сразу написать пресс-релиз по принципу перевёрнутой пирамиды сложно – напишите то, о чем вы хотите рассказать по порядку. Сократите до страницы. Перечитайте ещё раз, и удалите из каждого абзаца минимум одно предложение. Теперь основное событие перенесите под заголовок и ещё раз сократите текст.
Теперь чуть подробней пройдемся по структуре:
Заголовок (он же тема письма)
Коротко и ясно пишем, что случилось. «Мосгорсуд взыскал 2 миллиона в пользу пенсионерки», «Конференция «Дела судебные» 12 мартабря», «Церемония «Самый крутой юрист года». (Первый заголовок можно переписать короче и «человечнее», если пишем в неспециализированные СМИ).
Не нужно: «важная информация!», «информация для СМИ», «супер-новость для прессы», «новость от адвокатского бюро «Адвокаты и партнеры». Это не информативно, часто нелепо и совсем не по делу. Максимум, чем можно предварить тему письма, чтобы сразу обозначить суть, это «Пресс-релиз: Заголовок». И, пожалуйста, никаких восклицательных знаков! Даже точка в конце в окошечке «тема» не ставится.
Лид (первый абзац)
Что? Где? Когда? – это основное. Есть еще вопросы, на которые можно ответить дальше, но первые несколько строк – это то, что вы успели выкрикнуть до того, как редактор выключил ваше «радио». «Конференция такая-то (что?) состоится такого-то числа (когда?) в гостинице (где?)»; «15 марта (когда?) Лесной суд (где) отказал Лисе в опекунстве над Колобком (что?)».
Не нужно:
Писать в лиде номер и часть статьи (журналисты – не юристы, они не разговаривают номерами статей).
Использовать «сегодня», «завтра», «только что» – для читателя ваше «завтра» может оказаться «вчера». Только точные даты, можно с днем недели.
Копировать часть текста постановления: «Сегодня судья Д-ского районного суда г. Москвы И. О. Фамилия постановил возвратить прокурору такого-то района уголовное дело в отношении обвиняемого И. О. Фамилия (ч. 4 ст. 160, ч. 1 ст 160, ст. 201 УК РФ)». Переведите это на язык общения с клиентом, сократите. Имена героев, если они важны, пишите в формате Имя Фамилия (а не Фамилия И.О.).
Писать с чего всё начиналось. Помним: лид – это резолютивка.
Основная часть (подробности)
В этой части текста вы уже рассказываете, почему, как или зачем произошло то событие, о котором был лид. Кратко и тезисно. Пересказываете фабулу дела в двух словах, или говорите о содержании конференции и спикерах, или о том, какие конкретно практики вашего бюро попали в Chambers.
Не нужно: пытаться уместить множество деталей и действующих лиц, размещать призывы (налетай – торопись!), рассказывать ВСЮ историю. Только то, что относится к заголовку. Что (Кто)? Где? Когда? Как? Почему? Зачем? Ответили на эти вопросы – всё, стоп, больше не надо.
Детали (дополнительные подробности)
Тут может располагаться предыстория, дополнительные сведенья по теме, справка, цитата. Подробности этого уровня легко выкидываются без потери сути и смысла всего вышеперечисленного. Например, информация о том, что конференция проводится 10 лет и на на неё собирается 500 гостей. Или справка о том, почему рейтинг «Самый крутой юрист» самый авторитетный. Цитата главного лесного следователя о том, что у Лисы носик в пушку, а за делом о Колобке тянется дело о похищение Курицы. Или краткая сводка о том, что вы специализируетесь именно на похищение непослушных Колобков, которые убегают от законных представителей не реже 10 раз в месяц. Можно дать ссылку на исследование или более подробную информацию, если пресс-релиз в электронном виде.
Не нужно: давать цитаты, которые пересказывают основное содержание, или цитировать управляющего партнера только потому, что он самый главный. Перечислять все заслуги и регалии бюро. Говорить о других делах, которые вы недавно успешно завершили или ведете сейчас.
Контакты
В пресс-релизе должны быть контакты того, кто может ответить по теме релиза. Если ваш пресс-релиз размещается на бланке там уже есть общие телефоны и адрес info@. Но в пресс-релизе нужно указать и прямые контакты человека-ответчика. Если в тексте была речь о месте, куда нужно приехать – дублируем точный адрес.
…
И помните, пресс-релиз – это повод пообщаться, а не готовый материал, который целиком пойдет в СМИ (хотя и такое бывает). Лаконичных вам пресс-релизов, друзья, и лояльных журналистов!