Необходимость полноценного изучения психического состояния в момент совершения противоправного действия должна определяться не только наиболее «популярным» принятием или исключением состояния аффекта, как психоэмоционального состояния, не позволяющего в должной мере контролировать свои действия и предполагать их последствия, но и других факторов, в разной мере подавляющих функции контроля своих действий, связанные с психическим и физическим статусом освидетельствуемого.
Важно оценить ретроспективно, на основании представленных медицинских документов, находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в каком-либо эмоциональном состоянии, которое могло существенно повлиять на его сознание и психическую деятельность.
Судебно-психиатрическое заключение об интересующем психическом состоянии испытуемого должно основываться на анализе комплекса клинических, социально-психологических и бытовых характеристик.
Предметом судебно-психиатрической экспертизы в уголовном процессе является ретроспективная оценка состояния лица на момент совершения данного юридически значимого действия. При этом оцениваются не только психическое состояние лица, но и индивидуально-психологические особенности его личности и их влияние на поведение испытуемого в исследуемой ситуации, наличие состояния алкогольного опьянения и т.д.
Так как период совершения действия ограничен точными временными границами, то при производстве такого рода судебно-психиатрических экспертиз необходимо как можно более точно установить время начала возникновения психического расстройства и решить вопрос о том, насколько была выражена болезненная симптоматика и как она влияла на способность лица понимать значение своих действий и руководить ими в период совершения действия.
УК содержит лишь юридический (психологический) критерий, и врачу-эксперту предоставляется возможность самому решать вопрос о том, при каких болезненных состояниях гражданин не мог понимать значения своих действий или руководить ими.
Не является основанием формальная констатация признаков психического заболевания. В данном случае важен не просто факт наличия у него тех или иных психических расстройств, а то, мог ли гражданин понимать значение своих действий или руководить ими в исследуемой ситуации.
Для определения способности лица понимать фактический характер своих действий и руководить ими необходимо в первую очередь оценить сохранность интеллектуально-мнестических функций, волевой сферы, критических и прогностических способностей.
Поскольку причинение телесных повреждений другому лицу представляет собой акт осознанных, целенаправленных, волевых действий физических лиц, совершая которые, они стремятся к достижению определенных последствий, сущностью данного действия является воля. Поэтому при решении вопроса о психологическом статусе целесообразным является определить имеющееся психическое расстройство, полно и качественно исследовать личность, ее индивидуально-психологические особенности, мотивационную и эмоционально-волевую сферы.
Понятием порок воли объединяется ряд обстоятельств, при которых может быть порочной субъективная сторона действия. В том случае, если они совершены:
- гражданином, хотя и дееспособным, но находившимся в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий и руководить ими;
- под влиянием заблуждения, имеющего существенное значение;
- под влиянием обмана, насилия, угрозы, стечения тяжелых обстоятельств.
Объектом экспертизы выступает психическая деятельность субъекта в период формирования у него намерения к совершению действия, изъявления (декларации) этого намерения и фактического совершения.
Цель экспертизы заключается в установлении значимых для решения обстоятельств, связанных со способностью субъекта в период, относящийся к его совершению, в полной мере свободно и осознанно определять цель и принимать решение по ее достижению, а также со способностью руководить своими действиями по реализации принятого решения.
Таким образом, экспертным путем может быть установлен психологический критерий, который в обобщенном виде представляет собой неспособность дееспособного лица при совершении действия понимать значение своих действий или руководить ими вследствие особого состояния, либо неправильного представления о цели деятельности, либо под влиянием внешнего воздействия (насилия, угрозы, стечения тяжелых обстоятельств).
В задачи судебной психологической экспертизы входит установление:
- способности руководить своими действиями;
- психического состояния, которое могло существенно повлиять на сознание и психическую деятельность;
- адекватности (правильности) представления о цели и последствиях своих действий;
- психологических факторов, деформирующих представление о цели и последствиях ее достижения;
- способности видеть альтернативы способу действия.
К обязательным признакам относятся: наличие состояния, дезорганизующего психическую деятельность; нарушение осознания цели (неправильное представление о цели, снижение способности к прогнозу результатов действий и их последствий, нелогичность цели, несоответствие цели подлинным интересам, мотивационной направленности); нарушение произвольной регуляции деятельности (расстройство опосредованных действий, контроля действий).
К дополнительным признакам относятся: неблагоприятное психофизическое состояние (переутомление, недосыпание, соматическое заболевание и пр.), наличие значимых индивидуально-психологических особенностей; дефекты познавательной и (или) эмоционально-волевой сферы; неполное осознание (недопонимание) случившегося (достигнутых целей, наступивших последствий), непонимание изменения своих прав (чаще — их прекращения).
Адекватность (философия) — соответствие существующего ожидаемому. Изменчивость «ожидаемого» делает понятие адекватности относительным. И из этого можно сделать вывод, что, например, одно и то же «событие» может восприниматься разными людьми по-разному (одними идентифицироваться как адекватное, а другими как неадекватное). Зависит это от степени осведомленности о возможных вариантах того, что может случиться. Чем меньше осведомленность, тем больше перечень неадекватных в данной ситуации событий. Адекватность (психология) — степень объяснимости действий индивида. Соответствие модели поведения индивида известным моделям поведения.
Неадеква́тность (лат. adaequatus — приравненный; произн. «неадэкватность») — то, что не вписывается в рамки устоявшихся и привычных — в определённом кругу сообществ, традиций или понятий: есть функция условная и изменчивая, но принятая некоторыми исследователями и «специалистами» определённых профессий за догму, в навязывании стереотипов однотипности частых повторов при неминуемой предсказуемости реакций в подобии ситуационных моментов.
В психиатрии рассматривается как эмоциональное (или психофизическое) несоответствие «общепринятым нормам морали и кодекса» реакций человека на «привычные» жизненные ситуации и иные внешние раздражители. (Определение доктора наук А. Н. Погребного-Александрова).
В результате исследования представленных материалов, часто устанавливаются факторы оказавшие прямое влияние на психоэмоциональное состояние в момент совершения преступления: наличие зависимостей, соматических заболеваний в прямую оказывающие влияние на деятельность центральной нервной системы.
Наиболее неблагоприятным психофизическим состоянием, может быть наркотическая зависимость, которая сопровождается психическими расстройствами, вызванными нарушением функции, заболеванием и повреждением головного мозга, а также психическими и поведенческим расстройствами, связанными с употреблением наркотических веществ.
В таких случаях личностные изменения, приобретенные в процессе заболевания, характеризуются:
- Морально-этическими нарушениями в виде грубых нарушений ценностных ориентаций, криминагенность.
- Интеллектуально-мнестические расстройства в виде ухудшения памяти, работоспособности, снижение критики, возможен психоорганический синдром.
- Эмоциональные нарушения в виде эмоциональной лабильности, напряженности, повышенной раздражительности, тревоги, скандальности, депрессивности и дисфории.
Для более точного объективного статуса необходимо провести комплексное психолого-психиатрическое освидетельствование.
Факторами, способными оказать воздействие на эмоциональное состояние, которые могли существенно повлиять на сознание и психическую деятельность, могли выступать также:
— возможное патологическое опьянение, развившееся на фоне зависимости и сопровождающих ее заболеваний печени и повреждений головного мозга,
— соматические заболевания, сочетающиеся с поражением почек, способствующие развитию как хронической, так и острой энцефалопатии (нарушению функции головного мозга) с наличием состояния, дезорганизующего психическую деятельность, нарушением произвольной регуляции деятельности (расстройство опосредованных действий, контроля действий).
Выявляемые в процессе изучения представленных документов факторы часто в значительной степени, влияют на физическое и психическое состояние.
Выводы врача, судебно-психиатрического эксперта:
Психическое состояние. в период совершения противоправных действий человек может находиться под влиянием множества сопутствующих факторов, которые могли в значительной степени оказать влияние на его эмоциональное состояние. Для более полного и объективного ответа на вопрос о психическом статусе, требуется проведение судебной психолого-психиатрической экспертизы с изучением патологических факторов в статусе.
Данные факты могут в значительной степени повлиять на способности лица понимать фактический характер своих действий и руководить ими вследствие нарушения интеллектуально-мнестических функций, волевой сферы, критических и прогностических способностей.
Комбинированное влияние стечения тяжёлых обстоятельств, наличие состояния, дезорганизующего психическую деятельность; нарушение произвольной регуляции деятельности (расстройство опосредованных действий, контроля действий) и неблагоприятное психофизическое состояние (соматическое заболевание и пр.), способствуют развитию дефектов эмоционально-волевой сферы, а также неполному осознанию (недопонимание) случившегося, наступивших последствий, что должно приниматься во внимание при принятии справедливого решения суда.
Врач, судебно-психиатрический эксперт С.Н. Граховский