Странный вопрос, подумают профессионалы. Наверное адвокат умом тронулся, если спрашивает подобное. Но не спешите ставить мне диагноз, так как случай, о котором я хочу поведать, взят мною из судебной практики.
Недавно ко мне обратилась знакомая, которая рассказала историю близких ей людей, подкрепленную соответствующими документами.
ПАО «Совкомбанк» в начале января 2019 года обратился в суд с иском к наследственному имуществу С.Т.А, обосновывая его тем, что в 2012 году последней был взят кредит на приобретение автомобиля. С 2014 года кредитные обязательства С.Т.А не погашала. В 2017 году С.Т.А умерла. Наследниками С.Т.А, принявшими наследство, в том числе приобретенный на кредитные средства автомобиль, являются: муж — С.Д.А, несовершеннолетняя общая дочь — С.М.Д и несовершеннолетняя дочь от предыдущего брака — О.Н.В.
Интересы ответчиков в суде представляли С.Д.А и родственница О.Н.В-2 — Ч.Т.В, не имеющие юридического образования.
В качестве возражений на иск С.Д.А заявил, что требования не подлежат удовлетворению, поскольку нотариусом было отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на объект долевого строительства — квартиру; Ч.Т.В не согласилась с иском поскольку несовершеннолетняя О.Н.В наследство не принимала, автомобилем не пользовалась.
Суд, установив факт принятия ответчиками наследства, а также то, что стоимость наследственного имущества покрывает имеющуюся задолженность перед банком, взыскал солидарно всю задолженность начиная с 2014 года с С.Д.А, действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери С.М.Д, и с О.Н.В в лице попечителя О.Н.В-2 (бабушка О.Н.В).
При этом суд, обоснованно указав в мотивировочной части своего решения на то, что согласно ч.3 ст. 1175 ГК РФ кредиторы наследодателя вправе предъявить свои требования к принявшим наследство наследникам в пределах сроков исковой давности, установленных для соответствующих требований, тем не менее, не ограничил взыскание задолженности 3-летним сроком, то есть 2016-2018 годами.
Замысловатая формулировка судьи в резолютивной части решения относительно субъектного состава должников и кто за кого отвечает, вообще вывела одного из наследников (С.М.Д) из долгового обязательства, определив солидарными должниками С.Д.А и О.Н.В, а также сделала неопределенным положение попечителя О.Н.В-2.
О других ляпах, допущенных в решении суда, которые не столь очевидны, но тем не менее имеют место быть, я упоминать не буду, так как они не имеют столь выраженный характер. Однако специалисты могут их оценить, изучив приложенное к данной публикации решение.
Почему так произошло, то ли судья какое-то специальное учебное заведение оканчивала, то ли диплом в подземном переходе купила, а может быть накануне какие-то влияющие на мозговую деятельность вещества принимала, остается загадкой.
Законные и незаконные представители несовершеннолетних, продолжая экономить на услугах профессионального адвоката, никаких действий по обжалованию принятого судебного акта не предприняли.
Таким образом, указанный шедевр судейской мысли благополучно вступил в законную силу и спустя год отправился на принудительное исполнение к судебному приставу-исполнителю с российской фамилией Абдурахманов (фамилия частично изменена). К тому времени О.Н.В стала уже совершеннолетней.
К сожалению к судебному приставу-исполнителю возникли те же самые вопросы, что и к судье, так как вместо того, что бы обратить взыскание на заложенный автомобиль, он стал взыскивать задолженность наследников с… одного из представителей — О.Н.В-2 — бабушки пенсионерки.
Если после прочитанного, кто-то еще верит в то, что адвокат (юрист) в процессе не нужен, а суд сам во всем разберется и вынесет законное и обоснованное решение, которое надлежащим образом будет исполнено соответствующими государственными структурами, то могу лишь пожелать удачи на этом сложном, тернистом пути.