Летом 2016 года ко мне обратился клиент с просьбой осуществить его защиту по гражданскому делу о взыскании с него в порядке регресса выплаченного страховой компанией «И…х» страхового возмещения в размере 2 848 000 рублей.
Суть дела: в 2014 года по вине моего клиента произошло дорожно-транспортное происшествие, в ходе которого последний на принадлежащем ему легковом автомобиле совершил столкновение с рейсовым автобусом, т.е. транспортным средством, относящимся к категории «перевозчик».
В результате дорожно-транспортного происшествия пятерым пассажирам автобуса был причинен вред здоровью различной степени тяжести.
На момент причинения вреда пассажирам гражданская ответственность перевозчика была застрахована страховой компанией «И…х» в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров…».
Гражданская ответственность моего клиента была застрахована страховой компанией «Р…х» в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Потерпевшие в связи с наступлением страхового случая для выплаты страхового возмещения обратились в страховую компанию перевозчика (страховая компания «И…х») и получили страховое возмещение соответственно в размере: 2 000 000 рублей, 542 000 рублей, 162 000 рублей, 142 000 рублей и 2000 рублей, а всего 2 848 000 рублей.
Желая компенсировать понесенные расходы страховая компания «И…х» обратилось в страховую компанию «Р…х», но получила отказ со ссылкой на п. «м» ч. 2 ст. 6 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», согласно которому к страховому риску не относятся случаи возникновения ответственности вследствие причинения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при их перевозке, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.
После этого, страховая компания «И…х» и подало исковое заявление в суд о взыскании с моего клиента в порядке регресса страхового возмещения, выплаченного потерпевшим, на сумму 2 848 000 рублей.
Выходила интересная ситуация: соверши мой клиент дорожно-транспортное происшествие с участием обычного транспортного средства, не относящегося к категории «перевозчик», то максимальный размер страхового возмещения (в редакции закона на январь 2014 года) составил бы не более 800 000 рублей и мало того, гражданская ответственность по обязательствам, возникшим вследствие причинения потерпевшим вреда здоровью, в соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», полностью бы (конечно в пределах страховой суммы) производилась бы за счет страховой компании.
Тогда, как совершение дорожно-транспортного происшествия с транспортным средством «перевозчиком» приводило к выплате совершенно других страховых сумм, которые кроме того по мнению страховой компании «И…х» должен был компенсировать в полном объеме мой клиент.
Быть застрахованным по закону об ОСАГО и все равно заплатить за причиненный вред здоровью потерпевших более 2-х миллионов рублей – не плохо, да? И зачем тогда нужно страхование ответственности по ОСАГО?
Изучение пленумов, судебной практики, различных статей и форумов показано, что подобных решений еще не было (а может и были, но информация о них отсутствовала).
Сами «конкурирующие» законы, по вопросу страхования гражданской ответственности, каких-либо «внятных» норм, регулирующих подобные ситуации, не содержали.
Последний абзац ч. 2 ст. 6 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», согласно которого при наступлении гражданской ответственности владельцев транспортных средств по пункту «м» ч. 2 названной статьи причиненный вред подлежит возмещению ими в соответствии с законодательством Российской Федерации, вообще настораживал.
Пришлось в судебном заседании «импровизировать» и в качестве доводов в пользу отказа указывать на то, что действующее законодательства в области страхового дела не содержит каких-либо правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
В частности ссылался на то, что Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров…» принят в целях обеспечения возмещения вреда потерпевшим, причиненного именно при перевозках, и гарантирует его возмещение не зависимо от того кто является виновным в дорожно-транспортном происшествии и причинении вреда.
Предъявлять же регрессные требования к причинителю вреда, не являющемуся перевозчиком, положения названного закона, а конкретно ст.19, не позволяют.
Суд согласился с нашей позицией и в удовлетворении исковых требований страховой компании «И… х» отказал.
Суд состоялся, но вопросы по взаимодействию двух законов все-таки остались.