Возмещение ущерба, причиненного в результате ДТП
За неделю до наступления 2019 года на трассе Р-22 «Каспий» произошло ДТП с участием автомобиля Volvo S40 и грузового автомобиля Volvo FH 12 с прицепом.
Виновником в ДТП был признан водитель грузового автомобиля, который в нарушение дорожного знака 4.1.2 «Движение направо» и дорожной разметки 1.1. (выезд запрещен), выезжая с АЗС с левым поворотом не убедился в безопасности маневра и допустил столкновение с движущимся по автодороге Р-22 «Каспий» в направлении г. Москва с автомобилем Volvo S40.
В результате ДТП, а/м Volvo S40 причинен ущерб на сумму 293 165 руб.
Основной причиной, из-за которой доверитель начал искать юриста в Саратове, стало отсутствие у виновника ДТП, зарегистрированного в Саратовской области, полиса ОСАГО.
Да, оказывается, к своему несчастию, на трассе можно встретить водителя, управляющего грузовым автомобилем с прицепом, у которого отсутствует полис ОСАГО.
Первоначально клиент планировал взыскать ущерб с водителя грузового автомобиля, но более детально ознакомившись с документами, пришли к выводу, что ущерб будем взыскивать также с собственника грузового автомобиля.
У водителя нет полиса ОСАГО – кто возместит вред?!
Ответ на данный вопрос содержится в пункте 6 ст. 4 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»:
владельцы транспортных средств, риск ответственности которых не застрахован в форме обязательного и (или) добровольного страхования, возмещают вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии 1079 ГК РФ:
Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. (пункт 1)
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.). (пункт 2)
На момент подачи иска нам не было известно на основании какого документа водителю было передано управление транспортным средством, поэтому в целях скорейшего рассмотрения дела исковые требования были сформулированы о взыскании ущерба в солидарном порядке.
Практика судов Саратовской области идет по следующему пути:
«….Определяя лицо, на которое следует возложить гражданско-правовую ответственность за причинение вреда имуществу истца, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что автором жалобы не представлено доказательств перехода права собственности на автомобиль к К. на основании какой-либо сделки, выбытия автомобиля из владения в результате противоправных действий К., допуска К. к управлению автомобилем на законных оснований с ведома Е., в том числе договора обязательного страхования»
(Апелляционное определение Саратовского областного суда от 06.08.2019 по делу N 33-5619/2019, Апелляционное определение Саратовского областного суда от 19.04.2019 по делу N 33-1995/2019)
Таким образом, если собственник автомобиля не представит доказательства перехода права собственности (владения) на автомобиль (договор купли-продажи, аренды, полиса ОСАГО, доверенности и др.) к другому лицу, то ответственность за возмещение вреда ляжет на него.
Энгельсский районный суд. Мировое соглашение.
В суде водитель грузового автомобиля не проявил интереса к участию в деле, а вот собственник грузового автомобиля попытался снять с себя ответственность в произошедшем, представив договор аренды транспортного средства 2017 г.
Я просил суд приобщить к материалам подлинник данного договора, в целях дальнейшего ходатайства о назначении почерковедческой экспертизы и определения давности составления документа.
После приобщения к материалам дела подлинника договора, поведение ответчика изменилось, он попросил объявить перерыв для поиска адвоката.
К следующему судебному заседанию я выяснил у водителя грузового автомобиля, что договоров аренды транспортного средства он с собственником не заключал, полиса ОСАГО не было. Воспользовавшись моим советом, водитель направил в суд соответствующие пояснения.
Подготовив заявление о назначении экспертизы по делу, отправился в суд.
До начала судебного заседания ответчик, уже вместе с представителем, попросили обсудить вопрос заключения мирового соглашения с предоставлением дисконта.
Мой доверитель не возражал против заключения мира, но с сумой, предложенной ответчиком, не согласился.
В итоге, после переговоров пришли к соглашению – ответчик признает и оплачивает исковые требования доверителю в полном объеме в течение 12 месяцев.
Мировое соглашение утверждено судом.
Собственником грузового автомобиля исполняется мировое соглашение без напоминаний.