Многие пренебрегают услугами адвоката, когда имеют статус потерпевшего лица. Логика в таком решении отчасти есть. Если дело уже возбудили, то у потерпевшего забот меньше: ему остается лишь плыть по течению, бороться с государственной машиной не нужно, следователь, прокурор и суд всё сделают сами.
Но иногда участие адвоката в уголовном деле на стороне потерпевшего не просто необходимо, но еще и выгодно. Расскажу историю из своей практики.
Я подключился к этому делу на стадии предварительного расследования. Классическая во многих отношениях 159-я, часть 4. Большое количество потерпевших. Обвиняемый в СИЗО и желание возмещать ущерб, как и вести какие-либо переговоры в этом направлении, у него отсутствует.
Участие в уголовном деле
Вступив в дело, я понял, что следователь готовит его уже отправлять в суд, поэтому решил не тормозить этот процесс, а начать основные шаги уже в суде. 217-я прошла буднично и без сюрпризов.
Гражданский иск был заявлен уже в суде. После этого случилось «чудо». У обвиняемого появилось желание вести переговоры. Он и его защитник, оценив тот факт, что в деле участвует адвокат, а заявление подготовлено профессиональным юристом, поняли, что лучше попробовать договориться.
Для многих граждан непонятна сама концепция гражданского иска в уголовном процессе. Многие и не догадываются об этой опции, полагая, что преступнику может угрожать только уголовное наказание. А те потерпевшие, которые осведомлены о такой возможности, часто ею не пользуются, полагая, что денег у обидчика все равно нет, мол, как он будет расплачиваться, находясь в местах лишения свободы. И следуя такой логике, пренебрегают такой опцией.
Тем временем, удовлетворенный судом гражданский иск, в той или иной степени может влиять на приговор (при отсутствии компенсации), а самое главное напрямую влияет на УДО. Освободиться условно-досрочно, когда нет возмещения исковых требований, крайне сложно.
В нашем деле обвиняемый это понимал, поэтому у нас начался длительный переговорный процесс. По итогу он ни к чему не привел, видимо была задача прощупать почву и попытаться выторговать какие-либо приемлемые для себя условия.
Приговор суда.
Суд, как это, к сожалению, часто бывает, гражданским иском заниматься не захотел.
Право на удовлетворение суд признал, но по существу разрешать не стал. И явление это носит массовый характер.
Какие-либо переговоры обвиняемый после этого прекратил. Приговор его полностью устраивал, основную часть срока он пробыл в СИЗО и скоро должен был быть освобожден.
Я подготовил апелляционную жалобу.
Суду в ходе судебного разбирательства надлежит принимать исчерпывающие меры для разрешения имеющегося по делу гражданского иска по существу, с тем чтобы нарушенные преступлением права потерпевшего были своевременно восстановлены, не допускать при постановлении обвинительного приговора необоснованной передачи вопроса о размере возмещения гражданского иска для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства.
В случае если в соответствии с частью 2 ст. 309 УПК РФ суд признал за гражданским истцом право на удовлетворение гражданского иска и передал вопрос о размере возмещения для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства, такое решение всегда должно быть мотивировано в приговоре.
Из материалов уголовного дела следует, что гражданский иск был предъявлен только о компенсации материального вреда, причиненного преступлением, следовательно, размер причиненного вреда был определен максимально точно в обвинительном заключении. Суд, признавая подсудимого виновным, с размером причиненного Цыганову К.Ф. ущерба согласился.
Вместе с этим, иные обстоятельства, подлежащие выяснению для разрешения гражданского иска по существу, были и так выяснены в ходе судебного разбирательства, поскольку входили в предмет доказывания по уголовному делу, поэтому каких-либо невыясненных обстоятельств, относящихся к гражданскому иску, не было.
Апелляционный суд наши доводы услышал и приговор изменил.
Таким образом, уже сейчас мы будем получать исполнительный лист и взыскивать задолженность.
После решения апелляции у осужденного вновь возникло горячее желание вести переговоры, даже часть суммы была возмещена с просьбой не получать и не подавать для исполнительный лист для взыскания. На на этом этапе мой доверитель от каких-либо уступок отказался.