И подал иск о защите чести и достоинства.
К моменту вступления адвоката в дело уже состоялось несколько судебных заседаний.
Главы администраций других районов решили поддержать своего коллегу. Число однотипных исков о защите чести и достоинства быстро росло.
Исковые требования были сформулированы следующим образом:
1) Признать сведения, содержащиеся в статье …не соответствующими действительности.
2) «Обязать редакцию газеты «Земское обозрение», в течение 10 дней дать опровержение порочащих меня как администрации….района сведений, содержащихся в газете «Земское обозрение» в статье….:
«Уважаемые читатели, изложенное в статье ….публикации газеты от…не соответствует действительности. Редакция газеты приносит свои извинения администрации…муниципального района и всем читателям района». (орфография и пунктуация — на совести автора иска. См. приложение).
3) Взыскать с редакции газеты «Земское обозрение» в мою пользу компенсацию причиненного мне морального вреда в размере 50000 рублей.
4) Взыскать с –ФИО- в мою пользу компенсацию причиненного мне морального вреда в размере 50000 рублей.
Последнее требование было обращено к лицу, давшему интервью.
С учетом количества исков, объединенных в одно производство, сумма компенсации за причинение морального вреда получалась достаточно значительной.
Защита по иску о защите чести и достоинства строится, в том числе и на процессуальных ошибках истцов.
Как правило, ошибки выражаются в неправильном определении юридически значимых обстоятельств по делу: не разграничиваются такие понятия как утверждение о факте, событии, мнение, оценка, предположение, отсутствуют доказательства факта распространения сведений, неверно избирается способ защиты чести, достоинства и деловой репутации, способы опровержения сведений.Первое, что бросилось в глаза при первом знакомстве с иском о защите чести и достоинства , истец требует извинений.
Требуя от редакции письменные извинений, истец не привел норму права, которой предусмотрен такой вид ответственности, направленной на защиту чести и достоинства гражданина.
На основании статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации судебная защита чести, достоинства и деловой репутации может осуществляться путем опровержения не соответствующих действительности порочащих сведений, возложения на нарушителя обязанности выплаты денежной компенсации морального вреда и возмещения убытков. Извинение как способ судебной защиты чести, достоинства и деловой репутации статьей 152 Гражданского кодекса Российской Федерации и другими нормами законодательства не предусмотрено.
У истца отсутствовали правовые основания просить у суда обязать обязывать ответчика принести истцу извинения (в той или иной форме).
Попробовал обратить внимание на это обстоятельство, однако понимания не встретил.
Попробовал пошутить.
-Вы требуете извинений не только перед главой администрации, но ещё и перед всеми читателями ???
-Да!
-Перед каждым читателем извиниться? Лично ?
-Да! Перед каждым.
В устной форме было заявлено ходатайство об истребовании списка всех читателей газеты «Земское обозрение» с указанием их адресов проживания .
Судья улыбнулась и сделала вид , что не услышала.
При оценке содержания распространенной информации суды, как правило, исходят из того, что п.1 ст. 152 ГК РФ может быть применен лишь для случаев, когда содержанием оспариваемых сведений являются сообщения о фактах, выраженных в утвердительной форме, а сведения, содержащее выражение мнения, оценочные суждения какого-либо лица о событиях и явлениях окружающей действительности, не подпадают под действие п. 1 ст. 152 ГК РФ.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. N 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» обстоятельствами, имеющими в силу статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации значение для дела, являются:
1) факт распространения ответчиком сведений об истце,
2) порочащий характер этих сведений и
3) несоответствие их действительности.
Одной из претензий со стороны главы администрации было то, что лицо, давшее интервью, утверждало, что полигон для свалки мусора может принадлежать ему.
Пришлось убеждать суд и представителя истца, что сам по себе факт владения какой-либо собственностью, в том числе мусорными свалками, если такой факт мог иметь место, не носит порочащий характер.
Увлеченный величием положения своего доверителя, его представитель в исковом заявлении наименование истца обозначил как «глава администрации».
Данное обстоятельство нарушает установленный ст. 19 (части 1 и 2) Конституции РФ принцип равенства всех перед законом, на что было обращено внимание суда.
По всем другим вопросам в ходе судебного процесса удалось убедить представителя истца , что ответчик в интервью высказалась своё мнение, носящее оценочный характер.
Как следствие, истец отказался от исковых требований о защите чести и достоинства.
В соответствии со ст. 220 ГПК РФ суд прекратил производство по делу в связи с отказом от иска.
Добавлено: 10:44 26.09.2014
Вы можете посетить страницу адвоката Алексеенко, если нажать здесь