Краткое описание.
25 лет назад человек в СССР получил комнатку «от работы», где добросовестно трудился до ликвидации предприятия 10 лет. Решив приватизировать комнату, полученную по ордеру, узнает, что ответчик уже каким-то образом приватизировал ее, включив в уставной капитал. Законна ли сделка по включению жилого фонда в уставной капитал, если люди живут там по 25 лет? Обязана ли общественная организация передавать жилью муниципалитету?
Для решения этих вопросов подаем в суд.
Фабула дела (подробное описание).
Истец, Знаменская Галина Анатольевна зарегистрирована в общежитии, расположенном по адресу: г. Владимир, ул. Мира, д. 17, общ., к. 4., что подтверждается копией карточки прописки ООО «Жилищник» от 12.02.2013 г., справкой о прописке и штампом о регистрации ПВС Октябрьского РОВД в г. Владимире в паспорте.
Комната, расположенная в общежитии на цокольном этаже жилого дома № 17 по ул. Мира, была предоставлена Знаменской Галине Анатольевне в 1988 году ООО ВПО «Прогресс», как работнику.
Знаменская Галина Анатольевна была принята во Владимирское УПП ВОС (в 1987 г. реорганизовано ВПО ВОС «Прогресс») в 05.09.1983 г., переведена распределителем работ 4 разряда в сборочный цех в ВПО «Прогресс» 03.01.1990 г., 08.09.1997 г. уволена с ВПО ВОС «Прогресс» в связи с ликвидацией магазина «Рассвет» Ордер на руки при вселении в комнату не выдавался.
В соответствии со справкой о прописке ООО «Жилищник» по данному адресу также зарегистрирована с 15.08.1988 г. дочь Кручиненко Инна Борисовна. В соответствии с заявлением от 12.02.2013 г. Кручиненко И. Б. отказывается от приватизации помещения, расположенного по адресу: г. Владимир, ул. Мира, д. 17, общ., к. 4 в пользу Знаменской Г. А.
Данная комната была предоставлена для проживания на неопределенный срок, однако никакими правоустанавливающими документами на право пользования этим помещением истец не обладает.
Истец осуществляет постоянную оплату жилья и коммунальных услуг по указанному адресу, что подтверждается квитанциями об оплате.
Право на приватизацию использовано не было, что подтверждается справкой из МУП г. Владимира «Владимирское центральное агентство недвижимости» от 13.02.2013 г.
В соответствии с письмом Государственной жилищной инспекции от 23.03.2012 г. лица, проживающие в доме, расположенном по адресу: г. Владимир, ул. Мира, д. 17, общ., имеют право на приватизацию на основании Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда» и могут реализовать его на основании решения суда.
В соответствии с уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области от 13.02.2013 г. № 01/007/2013-460 данные о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: г. Владимир, ул. Мира, д. 17, общ., к. 4 отсутствуют.
В соответствии со свидетельством о внесении в реестр собственности от 05.02.1998 г. Комитета по управлению имуществом г. Владимир Российской Федерации Всероссийское общество слепых является собственником встроенных жилых помещений в цокольном этаже пятиэтажного кирпичного здания, общей площадью 329,1 кв. м., расположенных по адресу: г. Владимир, ул. Мира, д. 17, лит. А блок Б, используемых по назначению общежитие.
В соответствии со справкой Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии № 4546 от 14.06.2011 г. по данным Владимирского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по состоянию на 01.03.1999 г.ООО «Владимирское производственное объединение «Прогресс» Всероссийское общество слепых» принадлежат на праве собственности помещения цокольного этажа, расположенные по адресу: г. Владимир, ул. Мира, д. 17.
В соответствии с ответом главы города Владимира Сахарова С. В. от 30.09.2011 на заявление генерального директора ООО ВПО «Прогресс» « О передаче в муниципальную собственность общежития по адресу: г. Владимир, ул. Мира, д. 17»:
« Данное общежитие является собственностью ООО «ВПО «Прогресс». Жилые помещения находятся в цокольной части здания, передача общежития в муниципальную собственность повлечет за собой принятие обязательств по расселению жильцов администрацией г. Владимира. Многие жители имеют намерение оформить право частной собственности на занимаемые комнаты. Рекомендуем ООО «ВПО «Прогресс» безвозмездно передать помещения в собственность проживающих граждан».
В соответствии с ответом Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) от 19.02.2013 г. сведения об объекте недвижимого имущества – комната в общежитии, расположенная по адресу: г. Владимир, ул. Мира, д. 17, к. 9 отсутствуют.
Такие обстоятельства, как:
— вселение истца в 1988 году в комнату 4 (общ.) дома 17 по ул. Мира г. Владимира;
— отсутствие критерия временности предоставления спорного жилого помещения;
— невозможность выселения истца из спорной квартиры, в том числе по критериям особенности правового режима жилья;
— реализация истцом фактического права пользования квартирой и несение ими бремени обязательств нанимателей жилья на протяжении длительного срока (24 года);
— отсутствие у истца возможности адекватной замены спорной квартиры на иное либо адекватной возможности выбора ими иного способа удовлетворения потребности в жилище,
свидетельствуют о том, что запрет на передачу истцом в собственности спорной квартиры поставит их в неравное правовое положение с иными гражданами РФ, которые имеют возможность реализовать такое право при условии передачи жилищного фонда, находящегося в хозяйственном ведении предприятий и организаций, в муниципальную собственность.
Наша правовая позиция.
В соответствии со ст. 19 Конституции РФ «1. Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств».
В соответствии с ч. 2 ст. 35 Конституции РФ «Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами».
В соответствии со ст. 217 ГК РФ «Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное».
В соответствии со ст. 7 ФЗ от 29.12.2004 № 189 – ФЗ «О введении в действие ЖК РФ»
«К отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма».
В соответствии с ст. 16 ЖК РФ «1. К жилым помещениям относятся:1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната. 4. Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире».
В соответствии с ч.1 ст. 60 ЖК РФ «1. По договору социального найма жилого помещения одна сторона — собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне — гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.»
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-«О приватизации жилищного фонда в РФ» «Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.»
Согласно ст. 40 (ч. 1) Конституции РФ «Никто не может быть произвольно лишен жилища».
В соответствии со ст. 4-7 Жилищного кодекса РСФСР и ст. 1 Закона Российской Федерации N 4218-1 от 24 декабря 1992 года «Об основах федеральной жилищной политики» общежития относятся к жилищному фонду.
В соответствии с ст. 7 ЖК РСФСР (утв. ВС РСФСР 24.06.1983 г., ред. От 20.07.2004 г.) :«Жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений, жилых помещений из фондов жилья для временного поселения, общежитий и других специализированных жилых помещений».
В соответствии со ст. 28 ЖК РСФСР (утв. ВС РСФСР 24.06.1983 г., ред. От 20.07.2004 г.):«Граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью.
Нуждающиеся в улучшении жилищных условий члены жилищно-строительных кооперативов, граждане, имеющие жилой дом, квартиру в собственности, и другие граждане, проживающие в этих домах, обеспечиваются жилыми помещениями на общих основаниях.
Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР».
В соответствии с п. 5 ст. 29 ЖК РСФСР (утв. ВС РСФСР 24.06.1983 г., ред. От 20.07.2004 г.): «Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане: проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением».
В соответствии с п. 8 ст. 108.1 ЖК РСФСР (утв. ВС РСФСР 24.06.1983 г., ред. От 20.07.2004 г.): «Без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 настоящего Кодекса, не могут быть выселены: лица, уволенные в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации либо по сокращению численности или штата работников (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»);
В соответствии со ст. 110 ЖК РСФСР (утв. ВС РСФСР 24.06.1983 г., ред. От 20.07.2004 г.): «…Работники предприятий, учреждений, организаций, поселившиеся в общежитии в связи с работой, могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения в случае увольнения по собственному желанию без уважительных причин, за нарушение трудовой дисциплины или совершение преступления. Лица, прекратившие работу по иным основаниям, а также лица, перечисленные в статье 108 настоящего Кодекса, могут быть выселены лишь с предоставлением им другого жилого помещения (статья 97)».
В соответствии со ст. 13 ФЗ от 29.12.2004 № 189 – ФЗ «О введении в действие ЖК РФ»: «Граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
В соответствии со ст. 19 ЖК РФ: «1.Жилищный фонд — совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. 3.2 специализированный жилищный фонд — совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов»;
В соответствии со ст. 92 ЖК РФ: «1. К жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее — специализированные жилые помещения) относятся: жилые помещения в общежитиях»;
В соответствии со ст. 94 ЖК РФ: «1. Жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
2. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов.
3. Жилые помещения в общежитиях укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами».
В соответствии со ст. 30 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»: «1. Объекты социально-культурного назначения и коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению: жилищного фонда и объектов его инфраструктуры».
В соответствии со ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных права на приватизацию жилых помещений».
В соответствии со ст. 168 ГК РФ: «Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения».
Как следует из сложившейся судебной практики Октябрьского районного суда г. Владимира (Дело № 2-5224/2012), включение в уставной капитал ООО ВПО «Прогресс» спорных помещений, расположенных по адресу: г. Владимир, ул. Мира, д. 17, общ., противоречит Закону РФ от 21.12.2011 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», данная сделка, в соответствии со ст. 168 ГК РФ является ничтожной в силу ее несоответствия законодательству о приватизации.
Согласно Бюллетеню Верховного суда Российской Федерации от 2008 г. (№ 4, С. 6) «Отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя по договору социальному найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов».
В Постановлении Верховного Совета от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность в составе субъектов РФ, краев, областей, автономных округов, городов Москва и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" определено, что объекты государственной собственности (жилой и нежилой фонд), находящиеся в управлении Советов (местной администрации), в т.ч. здания и строения, ранее переданные им в ведение (на баланс) другим юридическим лицом, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
В соответствии с ч. 3 ст. 8 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено, что в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилья он вправе обратиться в суд.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
В соответствии с определением судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 09.11.2011 N 33-2252 невключение спорного общежития в нарушение действующего законодательства в перечень имущества, подлежащего передаче в муниципальную собственность, не должно влиять на жилищные права истцов, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность на основании ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»
Таким образом, право нанимателя по договору социального найма на бесплатную приватизацию занимаемого жилого помещения входит в содержание его жилищных прав и возникает в силу закона. Данное право не зависит от времени предоставления жилого помещения гражданину. Невключение общежития, расположенного по адресу: г. Владимир, ул. Мира, д. 17 в перечень имущества, подлежащего передаче в муниципальную собственность, переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация, не должны влиять на жилищные права истцов, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность.
В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-«О приватизации жилищного фонда в РФ»
«Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз».
Неравенство прав граждан в зависимости от условий их проживания противоречит ст.19 Конституции РФ, провозглашающей равенство граждан перед законом вне зависимости от каких-либо обстоятельств.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 19 Конституции РФ, ст.ст. 2, 11 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-«О приватизации жилищного фонда в РФ», ст. 7 ФЗ от 29.12.2004 № 189 – ФЗ «О введении в действие ЖК РФ», ст. ст. 16, 60 ЖК РФ, ст., 217 ГК РФ, мы попросили Суд: признать за Знаменской Галиной Анатольевной право собственности в порядке приватизации на комнату, расположенную по адресу: г. г. Владимир, ул. Мира, д. 17, общ., к. 4.
Правовая позиция ответчика — ООО «Владимирское производственное объединение «Прогресс» (цитируется по отзыву на иск).
Помещения общежития были переданы в собственность ответчика его единственным учредителем – Общероссийской общественной организацией инвалидов «Всероссийское ордена трудового знамени общество слепых» на основании договора передачи недвижимости в уставной капитал от 11.02. 1998 года.
Поскольку ВОС, с его момента создания, являлось общественной организацией, а не государственным предприятием, и указанные помещения, с момента их возведения, находились в его собственности, а не в государственной собственности, представляется, что передача помещений общежития в уставной капитал ООО «ВПО Прогресс» не нарушает норм действующего законодательства.
Такое вот дело. Впереди решающие судебные заседания. Приглашаем к обсуждению всех заинтересованных лиц.