Вы можете получить доступ к документам оформив подписку на PRO-аккаунт или приобрести индивидуальный доступ к нужному документу. Документы, к которым можно приобрести индивидуальный доступ помечены знаком ""
1. | Апелляционное постановление | 35.5 KB | 84 |
Да 34 34
Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).
У меня была подобная ситуация — защита подозреваемого (обвиняемого) и юрпомощь свидетелю. Следователь, со ссылкой, что подозреваемый и свидетель являются супругами, причем свидетель является свидетелем обвинения (sic!) меня отвел.
После трех заседаний в порядке 125 УПК РФ внезапно выяснилось, что незаконное постановление следователя было отменено руководителем СО, поскольку адвокат подлежит отводу, если он оказывает или ранее оказывал юридическую помощь лицу, интересы которого противоречат интересам защищаемого им подозреваемого, обвиняемого либо представляемого им потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика. Свидетеля в этом перечне нет, расширительному толкованию перечень не подлежит. Более того, как следует из отнесения уголовно-процессуальным законом свидетеля к иным участникам уголовного судопроизводства, никакого самостоятельного процессуального интереса в уголовном деле у свидетеля нет и быть не может, а значит, у него отсутствуют интересы, которые могут противоречить интересам иных участников дела — как со стороны обвинения, так и со стороны защиты.
Это постановление суда о прекращении мне пригодилось даже в совершенно ином деле: его демонстрация сразу же остудила горячую голову следователя, который никак не мог поверить, что он по Закону меня отвести не может, а вот я по Закону могу и гендиректора защищать, и одновременно помогать более 50 свидетелям (работникам его ЮЛ, которых собирались «колоть» против него :))… После вдумчивого чтения постановления суда и небольшого ликбеза по уголовно-процессуальному кодексу, следователь решил поступить по Закону, и не стал возиться с моим отводом… правда, уголовное дело потом почему-то заглохло )))…
Уважаемый Михаил Михайлович, все хорошо, что хорошо кончается. Если же следователь внушению не поддается, то добиваться правды придется некоторое время, за которое свидетели будут допрошены. Это риск. Для его избежания нужны коллеги.
Уважаемая Ирина, это было постановление о прекращении производства в порядке ст. 125 УПК РФ в связи с отменой обжалуемого решения следователя :)
Уважаемый Николай Анатольевич,
Однако следователь вынес постановление об отводе адвоката.какой-то следователь нынче пошёл мелочный. Представляет ли интересы сожительницы тот же адвокат, что и защищает обвиняемого — сожителя, по большому счёту никакого значения не имеет, так как крайне редко, и то по делам определенной категории удается сделать из родственника свидетеля обвинения, и выясняется его позиция парой вопросов перед допросом. Своим постановлением следователь показал свой уровень. Статья и приложенное решение суда интересные. Спасибо. Удачи.
Уважаемый Николай Анатольевич, и все же я не полез бы в подобную ситуацию… слишком много процессуальных наложений. Представьте себе, что с Вас формально возьмут подписку о неразглашении… Это только так, в первую секунду, так сказать внутреннего обсуждения у меня мысь такая появилась. Имхо, в таких ситуациях лучше участия не принимать.
Конституционный Суд вынес Определение № 2518-О/2018 г., которым отказал в принятии к рассмотрению жалобы на неконституционность п. 3 ч.1 ст. 72 УПК РФ, согласно которому защитник не вправе участвовать в производстве по уголовному делу, если он оказывает или ранее оказывал юридическую помощь лицу, интересы которого противоречат интересам его подзащитного.
↓ Читать полностью ↓
Заявитель жалобы Валентина Егорова была допрошена в качестве свидетеля по уголовному делу. Для участия в данном процессуальном действии она привлекла адвоката, который ранее был допущен к участию в производстве по этому же делу в качестве защитника обвиняемого. Однако следователь вынес постановление о его отводе.
Женщина обжаловала отвод в порядке ст. 125 УПК РФ. Отказывая в удовлетворении ее жалобы, Индустриальный районный суд г. Ижевска указал, что она является свидетелем обвинения, в связи с чем ее интересы противоречат интересам обвиняемого.
Данное постановление оставлено без изменения судом апелляционной инстанции, а в передаче кассационных жалоб было отказано постановлениями судьи Верховного Суда Удмуртской Республики и судьи Верховного Суда РФ, с чем согласился заместитель председателя ВС.
В жалобе в Конституционный Суд Валентина Егорова указала, что п. 3 ч.1 ст. 72 УПК РФ противоречит Конституции, поскольку по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, предполагает, что для отвода адвоката, приглашенного свидетелем для оказания юридической помощи, достаточно факта представления этим же адвокатом интересов обвиняемого, без указания конкретных обстоятельств, свидетельствующих о наличии противоречий между указанными участниками уголовного судопроизводства на момент принятия решения об отводе.
Отказывая в принятии жалобы к рассмотрению, КС указал, что по смыслу взаимосвязанных положений ч. 3 ст. 17 и ч. 1 ст. 48 Конституции право на получение квалифицированной юридической помощи не является безусловным и не означает право выбирать для оказания юридической помощи любого адвоката по своему усмотрению, в том числе без учета обстоятельств, исключающих его участие в деле.
Суд указал, что запрет на совмещение одним лицом различных процессуальных функций при производстве по одному уголовному делу является общим для участников как со стороны защиты, так и со стороны обвинения (Определение КС от 9 ноября 2010 г. № 1573-О-О), что исключает участие адвоката в оказании юридической помощи в рамках данного дела, если он ранее участвовал в этом деле в ином процессуальном качестве или оказывал (оказывает) юридическую помощь иному лицу (обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику и др.), интересы которого противоречат интересам обратившегося к нему за юридической помощью другого участника производства по тому же делу.
КС отметил, что хотя для свидетеля, не являющегося по своему правовому статусу стороной в уголовном деле, а относящегося к иным участникам уголовного судопроизводства, и характерна процессуальная нейтральность, дача им показаний или отказ от этого по делу не исключают наличия у него собственного интереса. В том числе в случаях, когда его показания (отказ от дачи показаний) подлежат последующей оценке с точки зрения перспективы уголовного преследования по ст. 307 или 308 УК РФ либо касаются самого свидетеля, его супруга или близких родственников. Кроме того, по своему содержанию показания свидетеля не всегда нейтральны по отношению к сторонам, имеющим в деле свой интерес. Они могут как подтверждать, так и опровергать обвинение, а потому носить обвинительный или оправдательный характер.
В силу прямого указания ч.5 ст. 189 УПК РФ, если свидетель явился на допрос с адвокатом, приглашенным им для оказания юридической помощи, то адвокат присутствует при допросе и пользуется правами, предусмотренными ч. 2 ст. 53 Кодекса, напомнил КС. Подобное наделение адвоката правами защитника, которыми он обладает в рамках оказания юридической помощи своему подзащитному при производстве следственного действия, предполагает, по мнению Суда, и соблюдение адвокатом вытекающего из данного правового статуса запрета на участие в производстве по уголовному делу, установленного п. 3 ч.1 ст. 72 УПК РФ.
Кроме того, Суд отметил, что Закон об адвокатуре связывает оказание адвокатами квалифицированной юридической помощи с целями защиты прав, свобод и интересов физических и юридических лиц. Поэтому запрет адвокату принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение в случае, если он оказывает юридическую помощь доверителю, интересы которого противоречат интересам данного лица, не может быть сведен лишь к наличию противоречий между интересами сторон по одному уголовному делу, а охватывает собой противоречия интересов любых доверителей, которым адвокат оказывает юридическую помощь в этом деле, включая свидетелей.
КС указал, что п. 3 ч.1 ст. 72 УПК РФ выступает одной из гарантий надлежащего осуществления адвокатом юридической помощи и направлен как на обеспечение прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, являющихся или являвшихся его доверителями, так и на защиту публичных интересов в сфере уголовного судопроизводства, осуществляемого в условиях действия принципа состязательности сторон и обеспечивающего всесторонность, полноту и объективность исследования всех обстоятельств дела. Суд заключил, что это законоположение не является неопределенным, не ограничивает свидетеля в праве пригласить для участия в допросе иного адвоката, не участвующего в данном деле, не создает непреодолимых препятствий для получения свидетелем квалифицированной юридической помощи и не может расцениваться в качестве нарушающего конституционные права заявительницы в обозначенном ею аспекте.
Уважаемый user88994, я также поддерживаю позицию в приведенном Вами примере Определения КС. Некоторые адвокаты, защищающие своих клиентов, пытаются под разными предлогами участвовать в допросах нескольких свидетелей по делу, но при этом не предоставляют ордеры и не подают ходатайств о признании данных свидетелей со стороны защиты.
Да 34 34
Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).
Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться