Одна из таких сделок была обнаружена совершенно случайно.
Есть в прекраснейшей Тункинской долине лечебная местность — Нилова Пустынь, славящаяся колоссальной силы радоновыми источниками. Ходят слухи, что люди, приезжающие туда с костылями, после нескольких сезонов запросто начинают ходить безо всякой поддержки. Есть там даже могила костылей. Говорят, по своим свойствам радон в Ниловой Пустыни Тунки сродни радону в знаменитой Белокурихе Алтая.
Единственный недостаток — неразвитая инфраструктура.
В Ниловой Пустыни осуществляет свою деятельность одноименная муниципальная курортно-бальнеологическая лечебница, организованная в форме автономного учреждения. В свое время администрация Тункинского района закрепила за этой лечебницей ряд объектов — пансионатов, ванных корпусов, домов отдыха, а также земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Проводя однажды земельный контроль, районное управление по имуществу обнаружило, что на одном из земельных участков, принадлежащих муниципалитету и закрепленных за лечебницей «Нилова-Пустынь», возведен абсолютно новый профилактический корпус. При этом какие-либо сведения о его принадлежности районным властям или самой лечебнице раздобыть не удалось.
Последовавшая жалоба в прокуратуру Тункинского района вскрыла наличие договора простого товарищества (совместной деятельности), заключенного бывшим директором муниципальной лечебницы и обществом с ограниченной ответственностью «Алтан» (оно еще не раз будет упоминаться в моих публикациях).
Договор оказался достаточно незамысловатым. В соответствии с этим договором Автономное учреждение «Курортная бальнеологическая лечебница „Нилова Пустынь“ вносит в качестве вклада в простое товарищество свое право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и разрешительные документы (разрешение на строительство), а общество „Алтан“ — свои силы и средства. В общем же товарищи объединяются для строительства этого самого профилактического корпуса.
По итогам реализации простого товарищества в собственность муниципальной лечебнице должны перейти 5% в праве долевой собственности на корпус, а обществу „Алтан“ — оставшиеся 95%.
«Инвестиции в чистом виде!» — говорили наши оппоненты. Однако все оказалось не таким инвестиционным, да и законным. Финансовое управление районной администрации к этому моменту как раз закончило проверку финансово-хозяйственной деятельности муниципальной лечебницы.
Каково же было наше удивление, когда мы обнаружили, что за период действия договора простого товарищества из кассы муниципальной лечебницы выводились миллионные суммы чистой прибыли с назначением (внимание!) — «в благотворительных целях».
Конечно, напрямую обвинить некоторые личности в выводе средств из кассы муниципального учреждения для строительства нового профилактического корпуса нельзя, однако то, что в составе участников и в руководстве общества «Алтан» находятся люди, связанные с бывшим главой района Андреем Самариновым (в том числе, бывший начальник юридического отдела районной администрации), а также совпадение периодов «благотворительности» с периодом строительства, наводило на очень подозрительные мысли.
Тем не менее, главой Тункинского района было принято решение об обращении в арбитражный суд, и для этого имелись правовые основания.
Арбитражный суд Республики Бурятия за одно предварительное и три судебных заседания удовлетворил исковые требования Администрации Тункинского района и признал договор простого товарищества недействительным в силу ничтожности.
Это лишь промежуточный спор в большой цепи по возврату некогда приватизированной муниципальной собственности. Маленькая битва в большой войне между бизнесом и властями, а именно так громко окрестили республиканские средства массовой информации деятельность нового главы в борьбе со старым руководством, выиграна в пользу муниципалитета.
Впереди район ожидают битвы за профилактические корпуса, дома отдыха и пансионаты, некогда закрепленные за муниципальными автономными учреждениями на праве оперативного управления, но переданные в качестве вклада в уставные капиталы обществ с ограниченной ответственностью.
К сожалению, пункт 6 статьи 3 Федерального закона «Об автономных учреждениях» в свое время открыл широкую дорогу для жуликов и воров в обход законодательства о приватизации государственного и муниципального имущества, и даже в обход законодательства о защите конкуренции переводить муниципальное имущество в частную собственность, тем более, приносящую очень и очень большой доход на курортах Тункинской долины:
6. Автономное учреждение вправе с согласия своего учредителя вносить имущество [...] в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника
Но об этом более подробно я напишу в следующих публикациях в самое ближайшее время.


Хорошее дело..
У нас в свое время такие дела «инвестиционными договорами» прикрывали..
Прокатывало...
До первого недовольного.
Потом целая волна пошла таких дел.
Впереди район ожидают битвы за профилактические корпуса, дома отдыха и пансионаты, некогда закрепленные за муниципальными автономными учреждениями на праве оперативного управления, но переданные в качестве вклада в уставные капиталы обществ с ограниченной ответственностьюУважаемый Алдар Эдуардович, если у власти появились желание и воля к возвращению «прихватизированного» имущества в муниципальную собственность, это не может не радовать, и если уж действовать действительно принципиально и последовательно, то и следственные органы должны обратить своё внимание на такие «товарищеские» отношения между властями и бизнесменами. Не удивлюсь, если окажется, что муниципальные руководители и руководители организаций, получивших муниципальное имущество, окажутся родственниками, одноклассниками, соседями или просто «давними товарищами» ;)
Довольно интересное дело. Хоть и не хватает процессуальных документов по делу.
Алдар Эдуардович, а к Вам не возникает предубеждений со стороны клиентов по причине вашего сотрудничества с администрацией?
Уважаемый Алдар Эдуардович, я так понимаю, что если бы не смена власти, то и далее продолжали бы товарищи кормиться. Неужели учредители не проводят инвентаризаци и имущества у подопечных?
Желаю удачи и в дальнейших делах по возврату муниципальной собственности!