13.07.2017г. Конституционный суд принял обращение от имени Шахверанова в моей редакции о разрешении правовой неопределенности в толковании ст. 191 УК РФ гособвинением.
Ранее мной было заявлено ходатайство о возвращении дела прокурору в связи с невозможностью рассмотрения по причине неясности обвинения, в чем мне судьей Кировского суда Екатеринбурга Карапетян Е.А. было отказано и намекнуто, что я идиот и она назначила моему подзащитному другого адвоката (!).
Дело в том, что формула обвинения по отсылочной статье не содержит наименований нормативно-правовых актов, которыми бы регулировался оборот драгоценных камней физическими лицами (речь в деле идет о приготовлении к продаже одного большого изумруда) при отсутствии признаков предпринимательской деятельности, но при этом указывается на «нарушение правил».
Прокурор вообще выразился в таком ключе: Граждане не могут совершать сделки с драгоценными камнями, это нигде не написано, но это и так понятно.
Не согласившись с такой оценкой моих умственных способностей я обратился в Конституционный суд...
Считаю, что отсылочная норма ст. 191 УК РФ вступила в силу в 1996г. в условиях действия:
1) Закона Российской Федерации от 9 октября 1992 года N 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 45, ст. 2542);
2) Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 9 октября 1992 года N 3616-1 «О повторном рассмотрении Закона Российской Федерации „О валютном регулировании и валютном контроле“ (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 45, ст. 2543);
3) Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 9 октября 1992 года N 3617-1 „О введении в действие Закона Российской Федерации “О валютном регулировании и валютном контроле» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 45, ст. 2544);
4) Федеральный закона от 31 мая 2001 года N 72-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации „О валютном регулировании и валютном контроле“ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 23, ст. 2290);
которые относили драгоценные камни к валютным ценностям и регулировали их оборот, устанавливая правила оборота Постановлением Правительства РФ от 27.06.96 г. № 759 с изменениями, внесенными в него Постановлением Правительства РФ № 215 от 10.03.2000 г. и «Инструкция о порядке учета сделок, совершаемых с необработанными драгоценными камнями» от 2001 г. Минфина РФ.
Постановление № 759 с изменениями налагало гораздо более существенные ограничения на совершение сделок с природными драгоценными камнями, чем принятый в 1998 году ФЗ. Но и после принятия ФЗ Постановление № 759 все еще продолжало действовать, вплоть до 2004 года.
Однако Федеральным законом О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ N 173-ФЗ от 10 декабря 2003 года все драгоценные камни были исключены из перечня валютных ценностей.
Соответственно, 24.08.2004 г. вышло Постановление Правительства РФ № 433, которое в числе прочих признало полностью утратившими силу вышеупомянутые Постановления № 759 и № 215. Как следствие, утратила силу и «Инструкция о порядке учета сделок, совершаемых с необработанными драгоценными камнями» от 2001 г. Минфина РФ., изданная в их исполнение.
Таким образом, с 24.08.2004 года совершение сделок с природными драгоценными камнями на территории РФ регулируется непосредственно самим ФЗ.
Статья 2 173-ФЗ гласит: «Драгоценные … камни, приобретенные в порядке, установленном законодательством РФ, могут находиться в … собственности юридических и физических лиц. Собственники … драгоценных камней осуществляют свое право собственности на … драгоценные камни в соответствии с настоящим Федеральным законом, Гражданским кодексом РФ …».
Т.е. право собственности осуществляется в соответствии лишь с самим ФЗ, а также ГК РФ.
ст. 218 ГК РФ: «Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества».
О способе и времени возникновения первоначального права собственности на драгоценный камень обвинение честно заявляет, что они не установлены.
Каких либо правил, инструкций иных подзаконных актов, которые бы обязывали физическое лицо совершать юридически значимые действия при хранении, перемещении, распоряжении принадлежащими им драгоценными камнями при совершении бытовых сделок, не имеется.
Толкование судом и правоохранительными органами ст. 191 УК РФ таким образом, что любые хранение, перевозка или пересылка драгоценных металлов, природных драгоценных камней являются незаконными, приходит в противоречие со ст.ст. 8,35 Конституции РФ, позволяющие гражданам иметь в собственности имущество и распоряжаться им свободно.
Специфика природных драгоценных камней заключается в их долговечности в неизменном виде, что предполагает добросовестность их приобретения, если не доказано иное, поскольку неизвестны юрисдикции и временные параметры такового.
А вы как считаете?