В феврале этого года ко мне за представлением интересов в суде обратился гражданин.
Если бы граждане знали, как я не люблю принимать участие в деле, если не готовил документы. Однако, гражданин пришёл по рекомендации другого клиента и ему действительно нужна была помощь.
Ранее в местной газете Мценский край от 2017 года гражданин прочитал разъяснение руководителя местного Управления Пенсионного Фонда РФ (далее по тексту — ПФР) о наличии возможности включения в специаоьный педагогический стаж период службы в Вооруженных Силах СССР и РФ до 01 октября 1993 года.
Получив разъяснения, гражданин обратился в ПФР с заявлением о назначении пенсии в связи с наличием у него 25-летнего стажа педагогической деятельности (с учетом периода срочной службы).
ПФР отказал гражданину в назначении пенсии, исключив из указанного стажа периоды нахождения на курсах повышения квалификации и периода службы в армии.
Исковое заявление было составлено не мной, но при ознакомлении с ним для себя отметил, что составлено грамотно (коррективы вносить не стал).
Гражданин уже участвовал самостоятельно в одном судебном заседании и пришёл к выводу об обязательном присутствии соответствующего представителя.
На нашем портале имеется положительная практика включения в педагогический стаж периода срочной службы в рядах вооруженных сил нашего коллеги из Ростова-на-Дону Паншева Сергея Леонидовича.
Имеется и практика местного суда, а также положительная практика и других судов.
На различных сайтах также имеются разъяснения относительно включения в педагогический стаж службы в армии.
Казалось бы разъяснения есть, судебная практика по таким делам сложившаяся, значит шанс на восстановление нарушенных прав гражданина и назначение досрочной пенсии в судебном порядке имеется.
В ходе предварительной беседы в судебном заседании истца обязали представить определенные документы, о чем мне не сообщил, но часть документов мне всё таки передал.
В судебном заседании я заявил ходатайство об отложении рассмотрения дела для предоставления доказательств, однако суд отказал, пояснив, что все необходимые документы имеются, суд считает разбирательство оконченным, переходит к исследованию материалов и рассмотрению по существу (одно судебное заседание).
По настроению суда я понял, что не всё будет в нашу пользу.
Такой поворот меня не устраивал и я заявил о перерыве. Судом был объявлен перерыв на 30 минут. Благо офис находится в соседнем здании.
В перерыве удалось связаться с истцом, который привёз часть из недостающих документов. Тем временем суд продолжал редактировать своё решение по делу.
После перерыва отпренились и ушли в ожидание. которое было недолгим.
Решением суда исковые требования гражданина были удовлетворены частично. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации, являющимися для педагогов обязательными, были включены в специальный стаж, включение периода срочной службы в рядах ВС было отказано.
Ознакомившись с полным текстом решения, для себя отметил оно практически совпадает с Определением ВС РФ от 15 октября 2018 года № 25-КГ-4 представленным в качестве обоснования позиции представителем ПФР.
Данное Определение ПФР и суды используют как руководство к действию.
Из Определения ВС РФ:
Поскольку с 1 января 1992 г. постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 были изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР, не стали учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, а начало педагогической деятельности Ниталиева Р.З., как установлено судом, имело место с 1 октября 1993 г., то есть у него отсутствовал специальный стаж педагогической деятельности как на момент прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР (с 15 июня 1988 г. по 28 июня 1990 г.), так и на момент изменения правового регулирования спорных отношений, то нормы Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, предусматривавшие возможность зачета в стаж работы по специальности работникам просвещения службы в составе Вооруженных Сил СССР при условии наличия не менее 2/3 требуемого для назначения пенсии стажа работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, вопреки мнению судебных инстанций, не могут применяться при исчислении стажа педагогической деятельности истца для решения вопроса о его досрочном пенсионном обеспечении.
Из решения местного суда:
С 1.01.1992 года постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 были изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР, не стали учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Сохранение возможности зачета таким лицам в стаж работы по специальности с службы в составе Вооруженных Сил СССР допускается только при условии прохождения службы в период действия Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397, то есть до 01.01.1992 года ( как определено подпунктом «м» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 года №665), и только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 01.01.1992 года в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397.
Мало того, что пенсионный возраст увеличен, теперь ещё и служба Родине не будет входить в специальный стаж.
Размышляю сейчас над написанием апелляционной жалобы.