Уважаемые коллеги, в комментариях к предыдущему материалу на эту тему (Праворуб: Право есть, право отсутствует. Глава 3) задавался вопрос о том, как же отреагировал апелляционный суд на решение об отказе в иске администрации. Сообщаю, никак! Администрация не стала это решение обжаловать. Вместо этого, был сразу предъявлен иск о сносе постройки в порядке ст. 222 Гражданского кодекса РФ, как самовольной.
К иску не было прикреплено каких-либо доказательств изложенной в нем позиции, не появились они и судебном заседании. Позиция истца была основана на том, что, коль скоро в предыдущем суде экспертным путем было доказано, что постройка капитальная, значит она самовольная, поскольку администрация разрешения на ее возведение не давала, участок земельный не предоставляла.
Возражая, мы снова «зарылись» в новейшую историю в части создания конкретного объекта капитального строительства, вновь извлекли на свет божий документы(!). Не стану утомлять читателей подробностями, поскольку интересующиеся могут почерпнуть их из приложенных к настоящей публикации материалов. Скажу лишь, что в силу веяний исторических периодов времени, различного отношения власти к земельному праву и строительству, субъективных факторов, имевших место в начале 2000-х годов, некоторые незначительные, на мой взгляд, пороки в них имеются. Но в целом последовательность создания этого объекта логична, исходно-разрешительная документация соответствует требованиям законодательства, действующего в момент возникновения правоотношений, связанных с ним. И, в силу положений статьи 4 Гражданского кодекса РФ, судам проверять обстоятельства возведения и ввода в эксплуатацию спорной постройки на соответствие современным законам никакой необходимости не было. Напротив, как раз тот случай, когда следовало бы положить на чашу весов доводы одной и другой стороны, завязать Фемиде глаза и принять решение, беспристрастно, по внутреннему убеждению, по справедливости, и на основании Закона.
Мы использовали все инструменты для того, чтобы сохранить постройку, и срок давности просили применить, и обжаловали во всех инстанциях. Даже использовали изменения законодательства, вступившие в силу 04.08.2018, когда снос перестал быть безальтернативным способом устранения нарушений законодательства в части самовольного строительства. Тщетно!
Специально не комментирую процессуальную позицию свою, оппонента и судов. Я это дело слишком сильно «пропустил через себя», поэтому мое мнение может быть эмоционального перегруженным и не до конца объективным. Хочется узнать незаинтересованное. Может быть я где-то ошибся в правовом смысле или тактическом, вырабатывая позицию защиты интересов доверителя… Не знаю! Буду признателен коллегам за здоровую критику.
Физически объект не снесен до настоящего времени. Собственником объекта, на стадии исполнения решения принято предложение администрации заключить мировое соглашение. Согласно его условиям, собственник должен добровольно по заявлению прекратить право собственности и исключить соответствующую запись из ЕГРН. Администрация, в свою очередь, включает объект в схему размещения нестационарных объектов торговли, заключает с собственником договор до 2021 года.
Я был не один представитель в этом деле, и с такой позицией не согласен принципиально. В связи с этим я ушел из проекта по убеждению. Предлагаемый администрацией статус объекта предполагает возможность его сноса во внесудебном порядке по ч. 4 ст. 222 Гражданского кодекса РФ (в новой редакции). Приняв такое решение, собственник освободил администрацию от всех проблем, связанных с наличием у него правоустанавливающих документов. Теперь этот объект будет снесен. Сейчас или в 2021 году – это вопрос времени. На сколько мне известно, собственник право прекратил, а вот администрация свою часть соглашения исполнить не торопится.
Учитывая, что земельный участок под объектом расположен по первой линии главной в городе магистрали, хотелось бы понять, что это на самом деле в исполнении администрации, защита публичного интереса или рейдерский захват?