В соответствии с федеральным законом «О ветеранах», с Порядком предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае, в том числе и ветеранам труда, предоставляется компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Размер компенсации может составлять от 30 до 50 процентов. Одним из условий предоставления данной меры социальной поддержки является отсутствие задолженности.
Надо заметить, что квартплата в Камчатском крае очень велика, и в зависимости от площади жилого помещения может достигать в период отопления 12 000 — 20 000 рублей и более. Поэтому компенсация является значительным материальным подспорьем.
В мае 2018 года Камчатский центр выплат приостановил некоторым гражданам предоставление мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг по категории Ветеран труда и Инвалиды.
Поводом для приостановления указанных мер послужили сведения о якобы имеющейся задолженности перед МАУ УЖКХ, которое сейчас находится в стадии ликвидации, причем период задолженности варьируется в пределах 2008-2010 годов.
При этом граждане на сегодняшний день задолженности перед управляющими компаниями не имеют. А вот квитанции по оплате за период 2008-2010 годы граждане не сохранили, так как прошло более 10 лет, а претензий по оплате им никто не выставлял.
МАУ УЖКХ в судебном порядке данные задолженности не взыскивает, так как понимает, что по ним истек срок исковой давности. Но передавая сведения о наличии задолженности в Центр выплат, фактически ставит льготные категории граждан в безвыходное положение. Для возобновления выплат им надлежит выплатить эти ничем необоснованные задолженности, либо заключить с МАУ УЖКХ договоры реструктуризации долга.
Приостанавливая выплаты за наличие ничем не обоснованной задолженности Центр выплат избрал формальный подход к данной проблеме, фактически встав на сторону коммерческой организации, в то время как должен действовать в интересах граждан.
Специалисты Центра не стали разбираться, правомерно ли выставление данной задолженности, не стали проверять причины по которым она сформировалась, так как это не входит в их должностные обязанности по административному регламенту, переложив всю ответственность за решение данной проблемы на плечи самих ветеранов труда и инвалидов, пожилых людей, людей с ограниченными возможностями.
Такой равнодушных подход специалистов государственного учреждения дискредитирует органы государственной власти, подрывает доверие граждан к системе государственного управления в целом.
О недопустимости формального подхода при решении вопроса о приостановлении и прекращении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан сказано в определении СК по гражданским делам ВС РФ от 12 марта 2018 года № 36-КГ17-64.
Российские законотворцы уже внесли изменения в Жилищный кодекс РФ, согласно которым приостановление подобных выплат будет возможно только при наличии задолженности, установленной в судебном порядке и за период не более трех лет, но это важное изменение вступит в силу лишь в январе 2021 года. До этого времени каждый ветеран труда или инвалид будет вынужден отстаивать свои права на льготы в суде.
Нами было составлено исковое заявление о признании незаконными действий Центра выплат по приостановлению выплат, возобновлении выплат с даты приостановки.
Суд полностью удовлетворил наши требования. Чуть ранее аналогичное решение устояло в апелляционной инстанции. Выплаты возобновлены. Но, полагаю, не все ветераны труда и инвалиды осведомлены о возможности восстановления своих прав в суде. Кто-то уже, наверняка, смирился с формализмом чиновников…