У многих в практике имеются, или имелись, дела, связанные с некапитальным строительством, объекты которого в силу разных причин были зарегистрированы как недвижимое имущество.
И органы государственной власти и местного самоуправления вдруг вспоминают, что возведённое строение, по всем признакам, относится к движимому имуществу (магазины, ангары, павильоны, и т.п.), и делают вывод, что на это имущество было ранее ошибочно зарегистрировано право собственности в ЕГРП, а земельный участок для строительства сооружения предоставлен в аренду (до начала строительства или позже) также ошибочно. И Администрация (профильный Комитет), проводит экспертизу (внесудебную, поскольку спора ещё нет), делается вывод об отсутствии признаков « недвижимого имущества».
И что же мы имеем: право собственности на строение зарегистрировано, само право на строение Администрация не оспаривает. В такой ситуации, Администрации, полагающей себя законным собственником земельного участка, но не являющейся собственником строения, ничего не остаётся как обратится с иском о «признании отсутствующим зарегистрированного права собственности» на это строение.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 52 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС от 29.04.2010 г. №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права, или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими
В итоге, в рамках процесса, проводится уже судебная экспертиза, и после установления отсутствия признаков недвижимого имущества (некапитальный объект сборно-разборного типа), суд делает вывод о признании записи о регистрации права собственности на строения в ЕГРП незаконной.
По сути – решение верное, поскольку недостоверная запись о регистрации права собственности на спорные объекты в ЕГРП, которые в действительности являются движимым имуществом, нарушает права и законные интересы собственника земли, поскольку меняет правовой режим земельного участка и создает ограничения в его использовании со стороны Администрации.
Но по факту, чаще всего такие ситуации имеют место, когда строения возведены в конце 90-х гг, начале 2000-х. И если есть возможность отстоять строения, и право пользования землей под ними, почему не сделать этого? И не наказать чиновников, за то, что недосмотрели или смотрели сквозь денежные купюры.
И вот здесь, защитить право собственности, даже незаконно возникшее, от исключения записи из ЕГРП, поможет исковая давность.
Суды обычно, при решении таких споров, подходят стандартно: на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения, исковая давность не распространяется (ст. 208 ГК). И делают вывод о том, что на иски о признании права или обременения отсутствующими исковая давность не распространяется. И подкрепляют этот довод последним подпунктом п. 57 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС от 29.04.2010 г. № 10/22: «в силу абзаца пятого статьи 208 ГК РФ в случаях, когда нарушение права истца путем внесения недостоверной записи в ЕГРП не связано с лишением владения, на иск, направленный на оспаривание зарегистрированного права, исковая давность не распространяется».
Но запись в ЕГРП в такой ситуации является не «недостоверной», а, в результате удовлетворения исковых требований, признаётся судом «незаконной».
Т.е владение ответчиком сооружением имело законный характер, а администрация (истец), наоборот не была ни собственником, ни владельцем сооружения.
Потому о какой ст. 208 ГК может идти речь. Она применяется, когда собственник защищает своё, но не чужое (ст. 304 ГК РФ).
Здесь применяется общий срок исковой давности — 3 года. И, соотвественно, — первые три абзаца п. 57 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС от 29.04.2010 г. № 10/22: «Течение срока исковой давности по искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствующей записи в ЕГРП. При этом сама по себе запись в ЕГРП о праве или обременении недвижимого имущества не означает, что со дня ее внесения в ЕГРП лицо знало или должно было знать о нарушении права. Поскольку законом не установлено иное, к искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, применяется общий срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 ГК РФ».
Но Администрации и в такой ситуации ухитряются изворачиваться — «землю в аренду под магазин (ангар ит.п.) сдавали не мы (Администрация городского, сельского поселения), а те, кто были до нас. А мы не знали и знать не могли, что построено. Мы — не правопреемники и распоряжение о предоставлении земельного участка в аренду под сооружение, находящиеся в собственности предпринимателя, выдавалось не нами» потому срок исковой давности у них и не начинался.
Но в соответствии с п. 1 ст. 125 ГК РФ «от имени РФ и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.». И неважно, какое видоизменение произошло - «Территориальное управление» превратилось в «Администрацию», или наоборот. Даже если правопреемства не обосновать.
Но всё это — органы гос власти, и действует принцип преемственности не по субъекту осуществления права, а по субъекту правообладателя, т.е. РФ (субъекта РФ).
Таким образом, когда в ситуации возможного сноса некапитального строения, выясняется, что право собственности на него всё же было зарегистрировано, и произошло это (на сегодняшнюю дату), ранее 04.10 2011 г., то в силу пункта 2 ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске о признании права собственности отсутствующим.
Строение спасено, а там — что удастся получить от Администрации, у которой выиграли дело..
Тот же подход применим в ситуациях, когда земельный участок приобретен по возмездной сделке. И вдруг выясняется, что изначально, первому собственнику он был выделен не законно – решение о предоставлении было неправильным или незаконным. Решение отменяется , как не соответствующее определенной норме права (например, когда участок члену СНТ был выделен за пределами границ СНТ, решение отменяется как ничтожное, противоречащее пункту 4 статьи 28 Федерального закона «О садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединениях граждан»).
Согласно части 1 статьи 48 ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт, в случае выявления его противоречия закону. В свою очередь, отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан и организаций. При этом реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.
Комитет по управлению имуществом и землепользованию заявляет иск о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности на земельный участок, снятии его с государственного кадастрового учета и возврате истцу. Но ведь фактически, это требование об истребовании имущества из чужого незаконного владения.
А что с ними в этой ситуации - исследование добросовестности последнего собственника, купившего и уплатившего деньги. Пунктом 1 статьи 302 ГК предусмотрено, что, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
Недействительность сделки, во исполнение которой передано имущество, не свидетельствует сама по себе о его выбытии из владения передавшего это имущество лица помимо его воли.
И здесь, при решении вопроса об истребовании, необходимо устанавливать, была ли воля собственника (государства) на передачу владения иному лицу (пункт 39 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС от 29.04.2010 г. №10/22).
Но ведь изначально, земельный участок передавался в соответствии с вынесенным Постановлением органов местного самоуправления, т.е. воля была.
А отменили решение о выделении только постфактум, когда уже появился новый собственник.
Следовательно, истребовать в порядке ст. 304 ГК – нельзя.
Остается только требование о признании права отсутствующим права собственности.
А, по смыслу вышеизложенного п.52 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС от 29.04.2010 г. № 10/22, предъявление иска о признании права отсутствующим возможно в случае, если нарушенное право не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения.
Т.е., либо ст. 304 ГК, либо требование «о признании права отсутствующим».
Вместе они не живут.
И в случае предъявления иска «о признании права собственности на незаконно предоставленный земельный участок отсутствующим», исковая давность – также наша защита.
Если первичному собственнику земельный участок предоставлен до 04.10 2011 г., то иск «о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности на земельный участок, снятии его с государственного кадастрового учета» может быть удовлетворён только в пределах трехлетнего срока исковой давности.
А ст. 304 ГК, как способ защиты права, вообще не применима.
Надо было думать представителям государства при вынесении первичного постановления.
Вот вам и ещё один способ борьбы с чиновничьим беспределом.
Их не ругать бесконечно надо, а ставить перед фактом путем использования возможностей, предоставляемых правом. Казуистика и формализм – наша защита от государства.