Давным давно, два предпринимателя, решили совместно построить современную АЗС в хорошем месте и в дальнейшем получать доходы от её использования. К тому времени, когда объект был построен и сдан в эксплуатацию, оба сособственника уже не имели статуса ИП, а соответственно, не могли лично вести бизнес на этом объекте.
В этой публикации представлена практика автора по привлечению к субсидиарной ответственности бывшего директора и участника общества с ограниченной ответственностью исключенного из ЕГРЮЛ. С учетом сформировавшейся судебной практики ВС РФ и КС РФ приводятся рекомендации по доказыванию убытков по аналогичным делам.
Практика привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц (далее — КДЛ) началась в банкротных процедурах. В гражданских делах статья ГК РФ об убытках всегда была “нерабочей” по причине сложности доказывания состава. Единичные дела о т.н. “прокалывании корпоративной вуали” лишь подтверждали это правило.
Признаться, сказать, когда я брался за данное дело, я и подумать не мог, что оно затянется на 5 долгих лет.Итак, в 2008 году мои доверители (супруги) вступили в члены крестьянского хозяйства, которое существовало как юридическое лицо, аж с 1991 года. Поэтому в данном споре, тесно переплетались нормы...
Данное дело интересно двумя моментами: Во-первых, при вступлении в наследство обнаружилось, что в уставе общества с ограниченной ответственностью уставный капитал составляет 10 000 рублей, а в ЕГРЮЛ размер уставного капитала вообще не отражён, но указано, что в обществе имеется два участника и каждый из участников имеет долю в уставном капитале в размере 2 180 рублей (в сумме получается 4 360 руб.). Из-за этого факта доверитель не мог вступить в наследственные права. Во-вторых, когда суд установил требуемый факт, что уставный капитал составляет 10 000 руб., а каждый участник обладает долей в размере 5 000 руб., налоговый орган отказался регистрировать эти факты и пришлось применить «обходной маневр», чтобы понудить налоговый орган совершить регистрационные действия как можно быстрее (чтобы избежать повторного обращения в суд с жалобой на бездействия налогового органа).