При ведении бизнеса есть риск умышленно или нет нарушить нормы действующего законодательства. Это может произойти непреднамеренно, однако от ответственности это не освобождает. 

Все проверки можно условно разделить на «гражданские» или ведомственные и проверки силовиков. В этой статье мы разберем “силовые” проверки.

При наличии данных о правонарушениях различного рода органам полиции, следственному комитету, ФСБ и т.п. предоставляется право проводить проверку в целях подтверждения этих данных.

Проверки силовиков делятся на 2 вида: 

  • доследственные – до возбуждения уголовного дела 
  • следственные — проверки на основании и в рамках расследования возбужденного уголовного дела. 

Доследственные проверки

Доследственные проверки компании проводятся для установления наличия в действиях ее сотрудников и/или руководителей признаков преступления.

В рамках доследственной проверки соответствующие органы выезжают по месту нахождения организации с целью проведения оперативно-розыскных мероприятий по поиску следов преступления.

Проверочные мероприятия могут инициироваться на основании: 

  • поступившего заявления о совершенном преступлении;
  • явке нарушителя с повинной;
  • наличии информации от третьих лиц, которая свидетельствует о готовящихся действиях незаконного характера;
  • изданного прокурорского постановления.

В соответствии с ч. 2 ст. 10 ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» внеплановая проверка может быть реализована, если:

  • в адрес организации было выписано предписание об устранении обнаруженных нарушений, но его требования не были выполнены до истечения срока действия документа;
  • поступление жалобы от физических или юридических лиц, сигналов от органов власти и других государственных структур о причинении, либо возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия и т.д., а также о нарушении прав потребителей.

В период до возбуждения уголовного дела с точки зрения закона предполагается установление лишь тех данных, которые свидетельствуют о наличии признаков преступления, и полномочия сотрудников силовых ведомств ограничены. В частности, на данном этапе проводятся оперативно-розыскные мероприятия, а не осуществляется сбор доказательств. Вместе с тем, в соответствии с практикой расследования экономических преступлений, одним из центральных элементов в расследовании уголовных дел данной категории становится именно доследственная проверка.

Именно в этот период оценивается информация, необходимая для привлечения лица к уголовной ответственности. И только будучи уверенным в судебной перспективе собранного оперативными сотрудниками материала, следователь принимает решение о возбуждении уголовного дела по результатам проверки. Так должно быть, но часто это используется для давления на бизнес с различными меркантильными целями.

Основной целью полицейской проверки является сбор информации, которая впоследствии станет доказательствами по уголовному делу. В данной связи необходимо отметить, что в первую очередь правоохранителей интересуют три блока информации, которую они могут получить от организации:

  • Документы – учредительная, договорная и отчетная документация, выписки по счетам организации, закрывающие документы по договорам, книги покупок и книги продаж и т.д.;
  • Электронные данные – рабочая переписка, информация, хранящаяся на сервере и в рабочих компьютерах сотрудников организации;
  • Свидетельские показания – прежде всего информация, полученная от генерального директора и главного бухгалтера, а также показания иных сотрудников организации и представителей контрагентов.

Информацию собирают путем проведения оперативно-розыскных мероприятий. В Федеральном законе от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» приведен исчерпывающий перечень из 14 оперативно-розыскных мероприятий.

Отличия негласных и гласных мероприятий по сбору информации 

В подавляющем большинстве случаев коммерческие организации и их руководство сталкиваются с двумя из оперативно-розыскных мероприятий – обследованием помещений организации и опросом сотрудников организации.

Следует учитывать, что обозначенные действия относятся к гласным, открыто проводимым мероприятиям, в то время как существует и группа негласных, реализуемых без уведомления лица, в отношении которого подобные мероприятия осуществляются. 

Среди таковых особо стоит отметить прослушивание телефонных переговоров и снятие информации с технических каналов связи. Такие действия нередко проводятся в отношении руководителей и рядовых сотрудников коммерческих организаций, в результате чего правоохранители получают доступ, например, к деловой переписке или переговорам с контрагентами. Основная рекомендация в данном случае сводится к воздержанию от использования для передачи значимой информации таких средств связи, которые легко поддаются контролю со стороны правоохранительных органов (телефон, электронная почта).

Иная ситуация наблюдается при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий, когда контроль над действиями правоохранителей служит основной гарантией соблюдения прав и законных интересов представителей коммерческих организаций. 

Запрос о предоставлении информации

До возбуждения уголовного дела правоохранительные органы обычно используют три способа получения информации:

  • направление запроса
  • опрос сотрудников
  • обследование помещений

Направление запроса о предоставлении информации не является оперативно-розыскным мероприятием, но это действие сотрудники полиции совершают наиболее часто в рамках доследственной проверки. Массовость направления запросов обусловлена простотой их подготовки (достаточно напечатать одну страницу текста) и возможностью получить большой объем информации, практически не прилагая усилий. 

Право направления запроса закреплено в п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции. Обозначенная норма устанавливает два необходимых требования:

  • запрос должен быть направлен, помимо прочего, в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях и включать в себя ссылку на п. 4 ч.1 ст. 13 Закона о полиции;
  • запрос должен быть мотивированным, а значит, сотрудники полиции должны указать следующую информацию: номер и дату регистрации сообщения о совершении преступления, лицо, в отношении которого проводится проверка, и то, по каким фактам осуществляются проверочные мероприятия, а также привести конкретные обстоятельства, позволяющие правоохранителям сделать вывод о том, что запрашиваемая документация связана с предметом проверки.

Таким образом, запрос должен содержать правовое и фактическое обоснование. Только в этом случае он должен быть удовлетворен и может повлечь ответственность за непредставление документации.

Однако на практике силовики не считают необходимым мотивировать свои требований. Сотрудники полиции не поясняют причину запроса той или иной документации у организации. Они считают, что если закон предоставляет право направлять запросы, то можно больше ничего не объяснять. 

Такая точка зрения ошибочна, и в ответ на запрос, в котором отсутствует либо фактическое, либо правовое обоснование требований, руководству компании следует направить просьбу о разъяснении надлежащей мотивировки предъявления подобных требований и предоставить запрашиваемую документацию только тогда, когда это будет сделано.

Опрос сотрудников и обследование помещений

Указанные мероприятия являются гласными, проводятся открыто, перед их началом сотрудник полиции обязан предъявить служебное удостоверение, а также документы, которые служат основанием для проведения опроса или обследования. 

Опрос сотрудников и обследование помещений могут осуществляться только с согласия граждан или юридических лиц, в отношении которых проводятся.

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Закона о полиции, любое ограничение прав, свобод и законных интересов физических лиц и организаций допускается только по основаниям и в порядке, предусмотренным законом. 

Поскольку действующее законодательство таких положений не предусматривает, опрос и обследование могут быть проведены лишь с согласия лиц, чьи права затрагиваются. 

Однако на практике правоохранители толкуют указанные нормы по-своему и согласия не спрашивают.

Опрос сотрудников

Процесс проведения опроса законодательно не регламентирован. Однако в связи с добровольностью опроса, повестки из полиции с требованием явиться в определенное время для дачи объяснений, а также звонки оперативных сотрудников с предупреждением об ответственности за неявку на опрос, не имеют под собой законных оснований. Соответственно, данные требования могут не исполняться без применения каких-либо санкций со стороны полицейских. 

Безусловно, к вопросу о даче объяснений необходимо подходить с учетом конкретных обстоятельств. Вместе с тем ультимативные требования – лишь один из способов склонить руководство организации к предоставлению информации, поэтому принимать положительное решение о даче объяснений следует только тогда, когда будут проанализированы все имеющиеся риски. 

Согласно ч. 1.2 ст. 144 УПК РФ «полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств». В этой связи давать проверяющим лицам какие-либо разъяснения рекомендуется лишь при наличии понимания того, какие именно подозрения имеются у правоохранителей, из каких источников они получены и насколько обоснованными являются.

Обследование помещений

Наибольшим риском для коммерческой организации является обследование помещений, зданий, транспортных средств — оно может на длительное время дестабилизировать ее деятельность.

При проведении данного мероприятия сотрудники полиции осуществляют в офисе организации поисковые действия с целью получения информации, необходимой для принятия решения о возбуждении уголовного дела.

С точки зрения закона, сотрудники полиции обязаны:

  • получить согласие на проведение оперативно-розыскного мероприятия;
  • проводить обследование только в присутствии генерального директора организации или его уполномоченного представителя, а также двух представителей общественности;
  • предъявить служебное удостоверение и предоставить возможность зафиксировать содержащуюся в нем информацию;
  • предъявить распоряжение о проведении оперативно-розыскного мероприятия, которое служит основанием для обследования помещений, а также предоставить копию этого документа.

Правоохранители не вправе:

  • ограничивать передвижение сотрудников организации по офису;
  • запрещать им покидать помещение и общаться между собой;
  • проводить личный обыск и изъятие личных вещей;
  • изымать документы, не относящиеся к предмету обследования;
  • вскрывать запертые помещения, сейфы, шкафы и прочие места хранения документации.

При этом на практике обследование помещений проводится, как правило, принудительно и зачастую в отсутствие генерального директора организации. Оно сопровождается несанкционированным проникновением в офис компании под видом клиентов, курьеров и прочих лиц. При этом права на передвижение работников компании ограничиваются, закрытые помещения вскрываются и изымаются абсолютно любые предметы и документы, к которым имеется свободный доступ.

Как действовать при опросах и обследовании помещений:

  • Ничего не говорить – опрос производить в присутствии адвоката
  • Осуществлять видеосъемку и аудиозапись (желательно не афишируя)
  • Держать мобильный телефон при себе – не выкладывать на стол
  • При явных нарушениях вызывать наряд полиции из местного ОВД, дублируя информацию в Службу собственной безопасности
  • Обжаловать в последующем незаконные действия в суд и прокуратуру

Следственные проверки

Это проверки непосредственно после возбуждения уголовного дела. 

Сотрудники правоохранительных органов должны концентрировать основные усилия, направленные на раскрытие преступлений, после принятия решения о возбуждении уголовного дела. Тогда они наделены широким кругом полномочий, среди которых основная роль отводится возможности проводить следственные действия, ограничивающие права и свободы лиц, посредством которых можно получить доказательства по уголовному делу.

Кто из государственных органов может появиться с такого рода проверкой?

Сотрудники полиции – МВД, СК (Следственный комитет), ФСБ, ИФНС (налоговая).

Какие именно сотрудники могут проводить проверки и/или присутствовать на них?

Следователи; оперативные сотрудники полиции, ФСБ; привлеченные IT-специалисты; отраслевые эксперты; сотрудники Росгвардии; ОМОН/СОБР.

Следственные действия

Следственные действия — это производимые в строгом соответствии с законом операции, направленные на обнаружение, закрепление и проверку доказательств. 

Право производить следственные действия имеет только лицо, в производстве которого находится уголовное дело, а также надзирающий прокурор. По поручению следователя отдельные следственные действия по делу, находящемуся в его производстве, могут производить органы дознания или другие следователи.

Следственные действия можно производить только после возбуждения уголовного дела.

К числу следственных действий относятся:

1) допрос;

2) очная ставка;

3) осмотр;

4) освидетельствование;

5) обыск;

6) выемка;

7) предъявление для опознания;

8) следственный эксперимент;

9) наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка;

10) контроль и запись переговоров;

11) проверка показаний на месте;

12) назначение и производство экспертизы.

Основными следственными действиями, проводимыми при проверке организаций, как правило являются допрос, обыск, выемка, а также наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка.

Рекомендации при проведении следственных действий:

  • Не паниковать
  • Не говорить лишнего, а лучше ничего
  • Проверить документы проверяющих
  • Выяснить основания проверки
  • Убедиться, что полиция не ошиблась
  • Отпустить домой сотрудников, если нет прямого запрета покидать помещение
  • Записать действия полицейских на видео
  • Отдавать документы только по описи, и только если изъятие законно
  • Фиксировать свои замечания и внимательно изучать протокол

Важная рекомендация: в случае, если к вам нагрянули сотрудники с целью проведения следственных действий,  рекомендуется связаться по телефону с юристом/адвокатом, чтобы проконсультироваться и договориться о сопровождении процесса их производства. Ждать прибытия адвоката никто из сотрудников правоохранительных органов не будет: законом не предусмотрено приостановление следственного действия для соблюдения прав участвующих лиц. Однако, именно юрист/адвокат, понимающий суть данного мероприятия и специфику работы правоохранительных структур, сможет выстроить последующую работу без нарушения ваших прав и законных интересов.

Проверки силовиков направлены на поиск информации, которая будет использоваться в качестве доказательства по уголовному делу, даже если на момент проверки оно еще не возбуждено. Главное, не поддаваться панике, позвонить юристу или адвокату и принимать взвешенные решения. Часто от неожиданности люди собственноручно подписывают признание, выдают важные документы, которые ложатся в основу уголовного дела, хотя других оснований для его возбуждения у правоохранителей не было. Поэтому правильные действия сотрудников компании и руководителя помогут минимизировать возможные негативные последствия, а для этого вам поможет знание своих прав и основных практических моментов, которые мы освещаем в своих статьях.

Ссылка на оригинал

Да 0 0

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Пока нет комментариев

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Кто может прийти в ваш офис с проверкой и чем это вам грозит» 0 звезд из 5 на основе 0 оценок.
Адвокат Фищук Александр Алексеевич
Краснодар, Россия
+7 (926) 004-7837
Персональная консультация
Банкротство, арбитражный управляющий: списание, взыскание долгов, оспаривание сделок, субсидиарная ответственность. Абонентское сопровождение бизнеса. Арбитраж, СОЮ, защита по налоговым преступлениям
https://fishchuk.pravorub.ru/
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/
Эксперт Лизоркин Егор Владимирович
Пятигорск, Россия
+7 (960) 228-1228
Персональная консультация
Независимый эксперт по наркотикам. Рецензирование экспертизы наркотиков. Помощь адвокатам в оспаривании экспертиз наркотических средств. Выезд в суд любого региона страны.
https://lizorkin.pravorub.ru/

Похожие публикации

Продвигаемые публикации