Я не имею специального образования, для того, чтобы написать серьезный научный труд, есть только мысли и ассоциации, которые подбрасывает сама жизнь. И, чтобы раскрыть свое мнение максимально полно, я начну с, неожиданного, но знакомого всем явления, которое мы привыкли называть семьей.
Если заглянуть в Википидею, то можно найти определение семьи как организованной социальной группы, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве.
Семью невозможно отделить от общества и государства, и она, являясь частью большой системы, несет в себе большинство ее свойств и характеристик.
В последнее время в сети часто стало встречаться понятие дисфункциональной семьи, которая не справляется с поставленными перед ней внутренними (взаимодействие внутри семьи) и внешними (взаимодействие семьи с социумом) задачами.
Зачастую причиной дисфункциональности семьи является дестабилизация одного из ее членов, что приводит к изменению функциональных ролей. Дестабилизация происходит на почве обостренных зависимостей по отношению к чему-либо.
Самый яркий пример – это семьи алкоголиков. Один из членов семьи страдает пристрастием к спиртным напиткам, что приводит к разрушению его физического и психического здоровья. Функции алкоголика берет на себя второй член семьи, который все силы направляет на обеспечение нормальной жизни и на борьбу с причиной бед в доме. Брошенными в таком случае оказываются дети, так как на них обычно не остается ни сил, ни времени.
Несмотря на то, что определение дисфункциональной семьи появилось недавно, само явление прекрасно описано у классиков российской литературы. Революция, гражданская война сделали свой вклад в расшатывании семейных устоев. Уже тогда, оставшиеся по разным причинам одинокими, женщины несли на себе всю тяжесть домашнего быта.
В Советском Союзе функцию воспитания детей (которая была исконно материнской и отцовской) взяло на себя государство и осуществляло в великом многообразии образовательных учреждений. В то время, пока родители строили социализм, дети воспитывались в детских садах и школах.
В перестроечное время образовательные учреждения начали закрываться и их здания активно распродаваться. Но это никоим образом не нормализовало функции семьи: взрослые зарабатывали на жизнь, дети были предоставлены сами себе, либо бабушкам.
Так как ниша пустой быть не может, то функцию воспитания взяли на себя СМИ, которым в силу коммерческих выгод требовалось поколение потребителей.
Потребность потреблять стала такой же зависимостью, как наркомания или алкоголизм. И количество дисфункциональных семей продолжает расти в геометрической прогрессии.
Часто в таких семьях начинается борьба с «заболевшим».
Если взять пример с женами алкоголиков, то они избирают три способа решения существующей проблемы: борьбу, уход или лечение.
В случае борьбы муж-алкоголик становится в семье врагом. В то время когда муж позволяет себе загулы, агрессивное поведение и порой даже грабеж с целью удовлетворения своих потребностей, супруга критикует и унижает неудачника-мужа, жалуется на жизнь. Выигрывают в этой борьбе оба, поэтому «тендем» может существовать очень долго. Обычно дети, выросшие в таких семьях, тоже создают подобные «ячейки общества».
Уход может иметь два абсолютно различных результата. Оптимальный результат происходит, если женщина переосмыслит свой семейный опыт и будет готовой к созданию нормальной семьи. В жизни часто результат бывает пессимистичным: женщина находит себе нового алкоголика и продолжает жить с ним по накатанной схеме. На вопрос о том, зачем же она все это терпит, обычно следует ответ, что с таким мужчиной ей надежнее и спокойнее, так как она его уже знает.
Лечение в современной практике является комплексным и долгим: пока алкоголик исцеляется от своего пристрастия и реабилитируется, его близкие заново осваивают нормальные навыки общения и готовятся стать здоровой семьей.
Вернемся к государству, в котором тоже все перевернуто с ног на голову.
Если провести аналогию с семьей, то властьимущие должны брать на себя функции отца: обеспечить нормальное существование и защиту своего государства, организовать работу необходимых для существования отраслей. Общество же, в свою очередь, должно работать, создавать необходимые для себя же блага, рожать и воспитывать полноценных граждан.
Но в реальности мы видим власть, кутящую на бюджетные деньги и измученных людей, которые принимают те или иные позиции по отношению к государству: уход (эммиграция), либо борьбу (митинги).
Сложно говорить о том, каким же должно быть в этом случае лечение. Убеждена, что оно тоже окажется долгим и комплексным, и в этом будет нелишней некая идея-утопия, которая заставит людей пересмотреть свою позицию к государству и собственной жизни.
В связи с этим вспоминается не только социализм, который начинался на почве не меньших социальных потрясений, но и православное христианство, о котором так прекрасно писал Ф.М. Достоевский в «Братьях Каарамазовых»: в своей утопии о государстве как части церкви, в которой каждый объединяется с Богом и со всеми для борьбы с самым злым врагом – собственными страстями.
Ни в коем случае не хочу ничего пропагандировать, но убеждена, что имеющаяся позиция «Голосуй хоть за кого, лишь бы не за ЕР» приведет нас к появлению нового «мужа-алкоголика», но никак не к справедливому и светлому государству.