Одной из самых распространенных ситуаций при поставке товара (выполнении работ, оказании услуг) является просрочка исполнения обязательств в установленный договором срок, за что договором или Законом предусмотрена финансовая ответственность.
Если речь идет о просрочке исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по государственному (муниципальному контракту), то законодательством о государственных закупках предусмотрена возможность полного или частичного списания начисленных пеней при определенных условиях.
В каких случаях осуществляется списание и что делать, если заказчик уже удержал сумму пеней, которые подлежали списанию, об этом пойдет речь в этой публикации.
Для начала немного теории.
С 01 января 2014 года порядок осуществления закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд регулируется Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).
В соответствии с ч. 6 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при просрочке исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренных контрактом обязательств заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Указанная норма Закона N 44-ФЗ является нормой прямого действия и подлежит применению независимо от включения указанного условия в текст контракта.
Согласно ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ пени начисляются за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
Согласно п. 2 ч. 14 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в контракт могут быть включены условия об удержании суммы неисполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с Законом N 44-ФЗ, из суммы, подлежащей уплате поставщику (подрядчику, исполнителю).
Таким образом, при нарушении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта заказчик обязан направить нарушителю требование об уплате пеней или, если это предусмотрено контрактом, удержать пени из денежных сумм, подлежащих уплате за поставленный товар (выполненные работы, оказанные услуги).
Ч. 9.1. ст. 34 Закона N 44-ФЗ предусматривается наделение Правительства Российской Федерации полномочиями по установлению случаев и порядка списания начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом.
В целях реализации вышеуказанных полномочий Правительством Российской Федерации были внесены изменения в Правила осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 (далее – Правила).
Согласно п. 2 Правил № 783 списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, а также по контрактам, обязательства по которым не были исполнены в полном объеме в случаях, установленных данным пунктом.
Подпунктами «а» и «б» п. 3 Правил № 783 установлено, что списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется заказчиком в следующих случае и порядке соответственно:
если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней), за исключением случаев, предусмотренных подпунктами «в» — «д» п. 3 Правил № 783 ;
если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 5 процентов цены контракта, но составляет не более 20 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание 50 процентов начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) при условии уплаты 50 процентов начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней), за исключением случаев, предусмотренных подпунктами «в» — «д» п. 3 Правил № 783 .
Кроме того, в соответствии с подпунктом «д» п. 3 Правил № 783, в случае если неуплаченные неустойки (штрафы, пени) начислены вследствие неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в связи с возникновением независящих от него обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с введением санкций и (или) мер ограничительного характера, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Таким образом, согласно Правилам № 783 списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, с учетом положений подпунктов «а» и «б» п. 3 Правил № 783, а также по контрактам, обязательства по которым не были исполнены в полном объеме в случаях, установленных пунктом 2 Правил № 783 .
Самый важный вывод из всего вышеизложенного это то, что если обязательства по контракту были выполнены в полном объеме, а размер начисленных пеней не превышает 5% цены контракта, то пени должны списываться заказчиками в полном объеме. Именно такая ситуация складывается в 99% случаев начисления заказчиками пени за просрочку исполнения обязательств по государственным (муниципальным) контрактам.
В соответствии с п. 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, списание начисленных сумм пеней в связи с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта при определенных условиях является именно обязанностью государственного (муниципального) заказчика, поскольку данные действия призваны быть одной из мер поддержки исполнителей по государственным (муниципальным) контрактам.
Указанной правовой позиции придерживается Верховный суд Российской Федерации, а также нижестоящие суды и в настоящее время, отказывая заказчикам во взыскании пеней, в тех случаях когда Правилами № 783 предусмотрено их списание:
- определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 19.08.2022 N 305-ЭС22-4106 по делу N А40-82271/2021;
- определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 19.04.2022 N 302-ЭС21-25561 по делу N А69-2869/2020;
- постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.11.2022 N Ф07-17718/2022 по делу N А56-80461/2021;
- постановление Арбитражного суда Центрального округа от 18.11.2022 N Ф10-4440/2022 по делу N А68-10238/2021.
Учитывая то, что в большинстве случаев поставщики (подрядчики, исполнители) допускают просрочку, в результате которой размер начисленных пеней не превышает 5% цены контракта, списание начисленных сумм пеней должно осуществляться самими заказчиками без соответствующего обращения к заказчику со стороны нарушителя, хотя такое напоминание и не будет лишним, т.к. далеко не все заказчики осуществляют списание самостоятельно и добровольно.
В этой связи хочется отметить, что судебная практика арбитражных судов стоит на защите поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с которых заказчиком были удержаны пени начисленные, но не списанные в тех случаях, когда заказчик обязан был это сделать.
В таких случаях суды взыскивают с заказчиков незаконно удержанные суммы пеней:
- постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25.05.2022 N Ф09-2230/22 по делу N А50-16491/2021;
- постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2022 N 17АП-9120/2022-ГК по делу N А50-25967/2021;
- постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2022 N 04АП-3202/2022 по делу N А19-5591/2022.
Таким образом, поставщики (подрядчики, исполнители) пользуясь предоставленными им законодательством о государственных закупках возможностями для списания начисленных им государственными заказчиками пеней могут сэкономить в некоторых случаях даже вполне себе немаленькие суммы денежных средств, что всегда приятно.
***
С уважением,
юрист Ширшов Игорь Михайлович