Заинтересовал аспект: а действительно ли пресловутые kpi-показатели мотивируют? И влияет ли мотивация людей на их клиенториентированность. И возможно ли при этом соблюдение трудового законодательства?
Попробовав себя в ряде клиенториентированных организаций в качестве рядового менеджера по продажам (именно эта категория сотрудников kpi-показателями чаще всего и «облагается») с удивлением обнаружила ряд аспектов.
- В большинстве компаний, тратящих баснословные деньги на разработку и внедрение системы мотивации, чаще всего происходят нарушения трудового законодательства. Сотрудники «живут» на работе, часто бывают депремированы, и в общем-то, редко защищают свои права. Так как требования сотрудника можно оспорить его коэффициентами, которые недостаточно высоки для того, чтобы говорить о каких-то правах.
- Клиенториентированность дружелюбных сотрудников неестественна. Методика продаж, применяемая в таких организациях, рассчитана в основном на «одноразовые продажи», т.к. в гонке за планом практически невозможно простроить человеческие отношения с клиентом. Нужен не один лояльный клиент, а много. Если это сравнить с человеческими отношениями, то в таких продажах большая настоящая любовь фактически сведена к банальному пикапу и одноразовым встречам.
- Показатели kpi не мотивируют. Часто планка поднята так, что в стремлении достичь желаемой премии, можно месяцами жить на голый оклад, убивая себя в круглосуточной гонке за коэффициентами и цифрами.
- В мотивированных коллективах разгораются нешуточные войны и интриги, превращая коллег в волчью стаю, что напрочь стирает человеческий облик дружелюбных продавцов, когда встает вопрос о слабом звене в коллективе.
Ужасает и то, что корпоративная культура практически съедает общечеловеческие ценности и нормальные инстинкты, такие как:
- Безопасность, здоровье и жизнь. Необходимость стоять по 12 часов на ногах, либо ехать в общественном транспорте в корпоративной блузке на переговоры, при сорокаградусном морозе… либо еще много примеров, когда у людей инстинкт самосохранения не срабатывает.
- Семья. 80% одиноких людей собраны в клиенториентированных мотивированных коллективах. Казалось бы, женитесь друг на друге и будьте счастливы. Но чаще происходят разводы, т.к. корпоративная культура с семьей мало совместима.
- Духовное и личностное развитие. Хочется отметить деградацию, т.к. происходит подмена общечеловеческих ценностей корпоративными показателями.
Возможна ли революция в корпоративной культуре? Полагаю, что теоретически, да. Но для этого нужна революция в культуре страны в целом и возрождение духовных ценностей, которые нужно внедрять с детства, что возможно, станет вакциной человечности для будущих поколений.
Можно ли сломать это сейчас? Возможно. Теоретически. Но при поиске доходов, которые покрывают минимальные расходы молодой семьи неизбежно сталкиваешься с огромным количеством предложений для молодых амбиционных высокооплачиваемых и мотивированных. При массовом закрытии производств нужда в продавцах просто зашкаливает. Равно как и в мотивирующих их сотрудниках: HR-специалистах и бизнес-тренерах.
И всплывает картинка из забытого учебника по истории, где рабовладелец гнал своего подопечного: «Паши раб, солнце еще высоко»….