Тендер, опубликованный 20 мая, описывает два направления работы системы: во-первых, мониторинг СМИ, во-вторых, мониторинг блогосферы и соцсетей. Однако СМИ в документе отводится явно вторая роль: в тексте без какой-либо конкретики говорится, что поиск должен осуществляться по 15 тысячам печатных и 8500 интернет-изданий, а также на теле- и радиоканалах и в информагентствах. Та часть документа, которая касается соцсетей, написана гораздо подробнее.
Для начала СК приводит полный перечень площадок, на которых нужно искать сообщения о готовящихся и совершенных преступлениях. Кроме очевидных «ВКонтакте», Facebook, Twitter, «Одноклассников» и ЖЖ в этот список вошли «Мой мир», фотосервис Instagram, видеохостинги YouTube, Rutube, Smotri.com и даже геосоциальный сервис Foursquare, основное общение в котором сводится к написанию комментариев по поводу посещенных кем-то заведений и чужих «чекинов». Ведомство требует находить в соцсетях первоисточники сообщений и вычленять причины, которые привели к тем или иным событиям. к появлению массовых публикаций на «криминальную» тему.
Кроме того, в документе прописано, что система должна находить некие «информационные волны», но что подразумевается под такими «волнами», в тексте не раскрывается. Неясно и то, интересует ли СК только российский сегмент Сети или, например, только преступления, совершенные в России. Если допустить, что ведомство хочет мониторить весь интернет, то, очевидно, система создаст слишком большой поток информации. Но, с другой стороны, в техзадании говорится, что поиск по базе должен осуществляться с учетом русской, английской и немецкой морфологии.
Кроме поиска информации о правонарушениях, Следственному комитету интересна реакция интернет-общественности на его собственную деятельность, а также резонанс, который вызывают те или иные преступления. Исполнитель должен будет выделить для СК рядспециалистов, которые помогут ведомству в анализе результатов мониторинга и работе с соцсетями. За весь контракт, который будет подписан на вторую половину 2013 года, следователи готовы предложить чуть меньше 1,2 миллиона рублей. Победитель станет известен только в конце июня.
В конце 2012 года СК уже проводил похожий конкурс. Правда, касался он только мониторинга СМИ, а интересовала ведомство в первую очередь критика в отношении госорганов. Вдобавок к этому исполнитель должен был составлять медиарейтинг правоохранительных структур, исследуя, что и как часто пишут о Следственном комитете и других силовых ведомствах. Всего за годовой контракт компания «Интегрум», несколько лет сотрудничающая с СК, получила 720 тысяч рублей.
Примечательно, что в январском контракте «Интегрума» отдельно говорится о необходимости мониторить публикации о преступлениях, совершенных против детей. По-видимому, это требование связано с появлением специального подразделения, контролирующего такие преступления. Но в марте был принят закон, который запрещает СМИ сообщать любую мало-мальски значимую информацию о несовершеннолетних, пострадавших от противоправных действий. И если за девять месяцев 2012 года, как утверждали представители СКР, на основании публикаций в прессе было зарегистрировано 314 сообщений о преступлениях, то, видимо, в 2013 году система мониторинга будет помогать наказывать издания, «сболтнувшие» лишнюю информацию о детях, ставших жертвами преступлений (впрочем, поиском таких изданий должен заниматься Роскомнадзор).
Следственный комитет — не единственное ведомство, которое обращает внимание на публикации в СМИ и блогосфере. На портале госзакупок опубликовано немало тендеров от властных органов и государственных предприятий, которым интересна информация на связанные с их непосредственной деятельностью темы. Например, в феврале 2013 года префектура Центрального административного округа Москвы заключила годовой контракт с ООО «С-Медиа» на мониторинг прессы и соцсетей. Префектуру интересуют публикации о мэре Москвы, префекте, его замах и других чиновниках, а также по ряду иных тем, имеющих отношение к ЦАО. Правда, кроме сбора сведений «С-Медиа» еще придется заниматься ведением сайта префектуры, ее представительств в соцсетях, а также осуществлять обратную связь с местными жителями. За все это компания получит чуть более четырех миллионов рублей.
Служба внешней разведки, если верить сообщению «Коммерсанта», пошла еще дальше. В августе 2012 года газета написала о трех закрытых тендерах на общую сумму более 30 миллионов рублей. Они предусматривали исследование «методов негласного управления в интернете» и проведение исследования разработки «средств продвижения специальной информации в социальных сетях». По сути, три эти работы вместе позволили бы разведчикам мониторить соцсети и вбрасывать в них нужную информацию.
По данным «Ъ», две из этих систем должны были быть готовы в 2012 году, а третья — в 2013. Какого-либо официального подтверждения история с засекреченными тендерами СКР не получила. О дальнейшей судьбе этих систем тоже не сообщалось, поэтому нельзя с уверенностью утверждать, что они уже не обкатываются на малозаметных темах. Равно как нельзя утверждать и того, что подобные системы действительно разрабатывались.
Проще всего к мониторингу соцсетей подошли в ракетных войсках стратегического назначения. В январе 2012 года командующий РВСН генерал-лейтенант Сергей Каракаев поручил командирам частей самостоятельно просматривать региональные СМИ и блогосферу. Каракаев объяснял, что такой подход должен помочь выяснить, какие настроения царят в воинских коллективах, и выявить преступления, совершаемые военнослужащими. Об успехах такого подхода ничего неизвестно.
И все-таки нынешний подход Следственного комитета отличается от всего, что было раньше. Теперь соцсети рассматриваются не только как источник потоков критики и место, где водятся экстремисты и другие «враги общества». Теперь это еще и среда, благодаря которой можно оперативно узнать о готовящемся преступлении (и, хотелось бы верить, предотвратить его). Похоже, власти понемногу начали двигаться от первой стадии (интернет как проблема) ко второй (Сеть как источник новых возможностей). Правда, хотелось бы дождаться от них и третьего, не менее значительного шага — отчетов о том, насколько эффективно сработали системы мониторинга соцсетей.
Султан Сулейманов
Источник: lenta.ru