Алексей Фролов стал работать экспертом в органах внутренних дел в 1992 году. После 20 лет труда в полиции ушел в отставку, и уже несколько лет является сотрудником «Института экспертных исследований».
Алексей способен провести все виды криминалистических исследований, сейчас занимается документоведческими экспертизами. В этом интервью он ответил на несколько вопросов о своей работе
Мошенники ошибаются
Как со временем менялась почерковедческая экспертиза?
Если раньше мы писали перьевыми ручками и методы исследования были попроще, то сейчас появились шариковые и гелевые ручки. Способы подделки и обнаружения подделки стали другие: вместе с техническим прогрессом идет прогресс подделки подписи. Также появляются новые способы, чтобы эти подделки выявить.
С какими случаями вы чаще всего сталкиваетесь в работе?
Чаще всего это экспертиза почерка и подписи. Иногда подделки документа. Встречаются самые разные технические подделки, замена листов, дописки, использование поддельных печатей и подписей.
Можете привести пример?
Иногда встречаются «изобретатели», которые хотят обмануть, но это обычно заканчивается тем, что люди стараются точно скопировать подпись. Однако, не имея базовых теоретических знаний о почерке, они пытаются подделывать те особенности подписи, которые видит обычный человек. Мошенникам визуально кажется, что всё сделано красиво и похоже, а на самом деле знающий человек видит, что разница есть. Плюс эксперт смотрит на подпись не пять минут, а исследует подпись с помощью микроскопа и других приборов. Исследование может длиться час, а то и один-два дня.
Пытались ли опровергнуть вашу экспертизу?
Эти попытки были тщетными — люди просто выдумывали или обманывали. Например, мы подписываем каждый лист заключения, а нам предъявляют, что ничего не подписано. Прикладываем документ об образовании, а пишут, что не приложен. Или считают, что образование не профильное. Примерно вот так люди и пытаются оспаривать результаты нашей экспертизы
Пишем правильные рецензии
А был такой случай, когда рецензия сильно повлияла на судебное дело?
Есть один свеженький случай 2020 года. Мошенники пытались подделать документ, изобразили подпись человека. Эксперт, который проводил первоначальное заключение, написал, что эта подпись выполнена именно этим человеком. И поэтому этому человеку надлежит отдать несколько миллионов мошенникам. Он обратился к нам, и мы помогли ему, а затем к делу подключился адвокат. В результате заключение эксперта было признано недопустимым доказательством. Была назначена повторная экспертиза, наш эксперт Марина ее сделала, пришла к противоположному выводу, теперь ждем, что будет дальше.
Как писать качественные рецензии на экспертизы?
Чтобы писать нормальные рецензии, надо делать несколько вещей.
Во-первых, надо знать свой предмет и законодательство. Надо понимать, что в России экспертиза пишется в соответствии с определенными методиками, и следует проверять относимость методов к данному виду исследования. Экспертиза должна быть последовательной и глубокой.
Эксперт должен не выходить за рамки законодательства и всегда работать только по своей специальности. Только и всего.
Если это так просто, почему эксперты ошибаются?
Когда люди приходят в экспертизу, они могут делать это от недостатка знаний, от желания дать своему клиенту нужный результат или от чрезмерного рвения заработать деньги любой ценой.
Они выходят за рамки законодательства и решают вопросы, которые к ним никакого отношения не имеют, умышленно что-то опускают и нарушают. Бывало смотришь на человека, он пытается провести исследование, а у него нет необходимых знаний и образования. И тогда он несет всякую чушь. Или эксперт знает и закон, и методику, но ему надо дать именно такое заключение. И появляются всякие сказки и небылицы, чтобы между вопросом и ответом наполнить свое заключение каким-то текстом. Потом читаешь заключение, говоришь, там неправильно, здесь неправильно, вот тут метод неправильно применен и всё в таком духе.
И что происходит с ошибочным заключением?
Я показываю, какие ошибки есть в заключении эксперта и что в исследовании сделано неправильно. А потом в судебном заседании адвокат обращает на это внимание судьи. И такое заключение не принимается во внимание. И его либо совсем исключают из доказательств, либо назначают повторную экспертизу в другую экспертную организацию, где проводится заключение, которое можно считать допустимым доказательством. И только после правильно проведенного исследования меняется направление расследования и решение суда.
Какие странные экспертизы вам встречались?
Иногда бывали такие случаи, когда эксперты придумывали вообще новые методы исследования. Когда надо исследовать почерк и признаки почерка, они проводили графологические исследования. И говорили, что человек с хорошим характером не мог написать такую подпись. Или наоборот.
Либо ещё придумывали разные вещи, например, по оттиску печати пытались установить по какому адресу нанесена печать. Потом доказывали, что человек находился в Москве, и он не мог поставить эту печать в Новосибирске.
Как люди попадают в сети экспертов-шаманов?
Просто люди идут не договариваться в суд, а отстаивать свою точку зрения. И пускают в ход самые разнообразные методы для достижения этой цели. Человек, который называет себя экспертом, обещает достичь нужного результата и говорит им то, что они хотят услышать.
И доверчивые клиенты начинают с ним работать, а иногда и вовсе осознанно соглашаются действовать незаконными методами, лишь бы добиться желаемого.
Или человек просто небрежно относится к судебному заседанию: ему всё равно, чем всё закончится, какие адвокаты или эксперты будут представлять его интересы.
В результате они недоумевают, почему проиграли в суде.