История этого дела началась с визита женщины средних лет в салон красоты за своим омоложением.
Салон располагался в провинциальном городке, где работницы не то, что не имели медицинского образования, но и вообще никакого. Но так как салон в этом городке был единственный, а стремление прекрасной половины человечества стать еще прекрасней было сильно как никогда, местечко было довольно раскрученным и модным.
Моей доверительнице не повезло, во время омоложения «что-то пошло не так», была вызвана скорая помощь, затем последовала госпитализация, долгое лечение и заявление в Следственный комитет РФ о привлечении «злодеев» к уголовной ответственности. После проведения экспертизы (установлен тяжкий вред) было возбуждено уголовное дело по ч.2 ст. 238 УК РФ.
Потерпевшая хотела компенсировать свои моральные страдания и даже по совету своей знакомой с юридическим образованием и многолетней практикой продавца-консультанта написала гражданский иск на обвиняемую, однако с обвиняемой было нечего взять и перспектива получения денег была очень туманна. Через некоторое время потерпевшая обращается ко мне за юридической помощью.
Проанализировав имеющиеся материалы, решил подготовить и подать гражданский иск в уголовном деле, но ответчиком указать не обвиняемую, а ее работодателя — ООО, с которого было что взять на стадии исполнения решения суда (и оборудование и само помещение было оформлено на это юрлицо, думаю, планировали получать медицинскую лицензию)).
Правовым основанием указания ответчиком ООО является ст. 1068 ГК РФ, но на нашу беду следователь был убежден, что «гражданский кодекс при рассмотрении уголовных дел не применяется и вообще у нас так никогда раньше не делали». Следователь вынес постановление об отказе в удовлетворении ходатайства, между тем, как ему через канцелярию «сопроводом» был направлен только гражданский иск и никакого ходатайства :)
Делая поправку на возраст следователя, решил сразу не подавать никаких жалоб в прокуратуру, а побеседовать с ним и даже распечатал ему (выделив желтым цветом необходимое) п. 5 Постановления пленума ВС РФ № 23 от 13.10.2020 г «О практике рассмотрения судами гражданского иска по уголовному делу». Увидев знакомые слова, молодой следователь явно заинтересовался, сказал, что этот документ надо показать своему начальнику и посоветоваться с ним.
Начальник был на охоте, ничего вразумительного не сказал. Советоваться с прокуратурой следователь отказался, видимо был за что-то обижен на ее сотрудников. Настал обеденный перерыв, и мы прогулялись от места службы до места употребления вкусной и здоровой пищи. Наблюдая со стороны душевные терзания и метания следователя мне даже как-то стало его жалко.
В институте его этому не учили, на повышении квалификации тоже, начальник на охоте и рыбалке, прокуратуру он побаивается, а тут приехал дяденька юрист и можно ли ему верить :)? В конце-концов сошлись на том, что иск будет в уголовном деле в первоначальном виде, а свое постановление он «аннулирует»
Мне стало интересно, а как такие вопросы в практике у коллег — «уголовников» решаются? Постскриптум. Гражданский ответчик — ООО выплатил компенсацию потерпевшей...