Федеральным законом от 14.07.2022 г. № 258-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», часть первая ст. 104.1 УК РФ была дополнена пунктом «д», предусматривающим конфискацию транспортного средства, принадлежащего обвиняемому и использованного им при совершении преступления, предусмотренного ст.ст. 264.1, 264.2 и 264.3 УК РФ.
Под конфискацией имущества понимается принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства на основании обвинительного приговора имущества, перечисленного в пунктах «а» — «д» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ.
Таким образом, для решения вопроса о конфискации автомобиля за совершение преступлений, предусмотренных ст.ст. 264.1, 264.2 и 264.3 УК РФ необходимо соблюдение двух условий: транспортное средство должно использоваться обвиняемым при совершении вышеуказанных преступлений и принадлежать ему на праве собственности.
Несмотря на очевидное требование УК РФ, судами принимались разные решения относительно конфискации автомобиля, которым управлял подсудимый при совершении перечисленных преступлений. Противоречивую судебную практику здесь освещать не буду, поскольку в публикации я хочу рассказать об одном деле, выводы которого, по моему мнению, расставят точки над «i» в рассматриваемом вопросе.
Обстоятельства дела: гражданин был осужден за совершение преступления, предусмотренного ч.1 ст. 264.1 УК РФ, в связи с чем, у него был конфискован и обращен в доход государства автомобиль, использованный при совершении преступления.
Суд апелляционной инстанции оставил обвинительный приговор без изменения.
Шестой кассационный суд общей юрисдикции отменил судебные акты первой и второй инстанций, в части решения о конфискации и обращении в собственность государства автомобиля осужденного и передал дело на новое судебное разбирательство в районный суд для разрешения вопроса о судьбе данного транспортного средства.
Высшая судебная инстанция не согласилась с таким выводом кассационного суда и отменила его постановление.
ВС РФ поддержал решения судов первой и второй инстанций о конфискации автомобиля, поскольку «конфискация имущества, указанного в ст. 104.1 УК РФ, по общему правилу является обязательной мерой уголовно-правового характера, и подлежит применению судом в случае, указанном в п. «д» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ, при наличии двух условий: транспортное средство принадлежит обвиняемому и оно использовалось им при совершении преступления, предусмотренного ст.ст. 264.1, 264.2, или 264.3 УК РФ».
Так как факт принадлежности автомобиля осужденному на праве собственности и его использование при совершении преступления подтверждались материалами уголовного дела, ВС РФ посчитал принятое решение о конфискации автомобиля законным и обоснованным (определение ВС РФ от 10 августа 2023 года по делу № 12-УДП23-5-К6).