Если мы посмотрим на полномочия председателя суда, которые установлены в статье 6.2. Закона РФ «О статусе судей», то увидим, что он (она) выполняет чисто технические функции. Например: организация работы суда, установление правил внутреннего распорядка и контроль за их соблюдением, распределение обязанностей между судьями, руководство деятельностью аппарата суда.
Получается, что официально в обязанности председателя суда не входит осуществление процессуального и дисциплинарного контроля за деятельностью судей. Председатель суда не имеет законных оснований для изменения или отмены судебных актов, вынесенных другими судьями, и не вправе привлекать их к какой-либо ответственности за допущенные ими нарушения закона.
Процессуальные ошибки судей могут исправлять только вышестоящие судебные инстанции в рамках рассмотрения поданных частных, апелляционных и кассационных жалоб. Вопросы дисциплинарной и уголовной ответственности судей входят в компетенцию квалификационных коллегий судей и Следственного комитета РФ.
Стоит отметить, что возможности председателя суда в отношении «своих» судей, как руководителя, очень схожи с возможностями председателя коллегии адвокатов в отношении членов коллегии, которую он возглавляет. Он так же формально руководит адвокатским образованием, но при этом каждый адвокат несет личную ответственность за свои действия в рамках соглашений, заключенных с доверителями, и председатель коллегии не вправе в них вмешиваться.
Но как только адвокат накосячит, рассерженные клиенты обычно прямиком бегут к председателю коллегии, так как именно в нем видят непосредственного начальника, способного решить возникшую проблему, воздействовать на виновника и восстановить справедливость. К тому же, до председателя коллегии проще и быстрее достучаться, так как он работает с провинившимся адвокатом в одном месте. О существовании Адвокатской палаты, которая должна рассматривать такие жалобы, многие не знают.
Как может поступить в такой ситуации председатель коллегии? У него есть два варианта (третий вариант «ничего не делать» не в счет). Первый вариант – перенаправить обратившегося с жалобой в региональную адвокатскую палату или в суд. Второй вариант – пригласить к себе накосячившего адвоката и предложить ему решить проблему по-хорошему. Принести извинения доверителю, вернуть ему часть гонорара, составить или исправить необходимые документы, сходить в суд — в общем, что-то сделать для того, чтобы жалоба исчезла. При правильном взвешенном подходе из любой рабочей ситуации можно найти выход.
Один их этих двух вариантов может выбрать и председатель суда. А может выбрать и третий вариант, который я не рассматриваю.
Таким образом, официально решать процессуальные и дисциплинарные вопросы председатели судов не могут. А не официально? Очень даже могут! Но не всегда хотят. Здесь все зависит от двух факторов: человеческих качеств председателя суда и серьезности возникшей проблемы.
Поясню, как это работает, на личном примере.
Мною было подано в районный суд г. Москвы заявление о возмещении имущественного вреда, причиненного моему доверителю незаконным осуждением, то есть заявление о реабилитации. В соответствии с ч.5 ст. 135 УПК РФ такое заявление разрешается судьей в порядке, установленном ст. 399 УПК РФ для разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора.
Несмотря на четкие разъяснения закона о том, данная категория заявлений рассматривается в уголовно-процессуальном порядке, судья расценила его как исковое и вынесла определение об оставлении искового заявления без движения.
В определении судья указала, что заявление было подано в суд без соблюдения требований, установленных ст.ст. 131, 132 ГПК РФ, а именно: заявителем не указаны сведения об истце и об ответчике — дата и место рождения истца, один из идентификаторов истца и ответчика-организации. Истцу было предложено в установленный срок исправить указанные «недостатки».
Мои попытки объяснить судье через ее помощника на личном приеме, что она нарушает нормы закона при рассмотрении заявления, которое должно рассматриваться по УПК РФ, а не по ГПК РФ, ни к чему не привели.
У меня было сильное желание подать на незаконное определение суда частную жалобу, а на судью – жалобу в квалификационную коллегию судей. Но мой доверитель отговорил меня это делать, попросив исправить недостатки в заявлении, чтобы не настраивать судью против нас.
В итоге я решил устранить так называемые «недостатки» в так называемом «исковом» заявлении и одновременно подать жалобу председателю суда на незаконные действия судьи. Так я подстраховался, чтобы потом ко мне не возникли вопросы, дескать, что я за квалифицированный советник такой, если никак не отреагировал на очевидные нарушения закона со стороны судьи.
Председатель суда мою жалобу оценила. Буквально через пару дней после ее подачи мне позвонили из приемной суда, принесли извинения за допущенные судьей нарушения и попросили прибыть на личный прием к председателю суда для согласования дальнейших действий по поданному заявлению. В результате проблема была быстро устранена, а мое заявление о реабилитации стало рассматриваться, как и полагается, в порядке УПК РФ.
Тактика «не выносить сор из избы» сработала, потому что нарушения были очевидны, а человеческие качества председателя суда не атрофированы. Она поняла, что в данной ситуации признать и самостоятельно исправить ошибку будет удобнее и беспроблемнее, чем передать ее на рассмотрение вышестоящему суду и судейской квалифколлегии.
Резюмируем изложенное. Если председатель суда вменяем и адекватен, а проблема очевидна и серьезна, то нужный вам эффект от жалобы обеспечен. Если чего-то одного из этих двух составляющих не будет, то и результата по вашей жалобе не будет. Тогда добро пожаловать в вышестоящий суд или в дисциплинарный судебный орган.
Образец жалобы председателю суда вы можете скачать в разделе сайта «Иные процессуальные документы» по этой ссылке
Всем удачи в отстаивании своих прав!