В настоящее время осуществляю работу по нескольким уголовным делам, в которых приходится довольно плотно взаимодействовать со специалистами в разных отраслях «народного хозяйства» (науки).
И неожиданно для себя столкнулся с проблемами о которых раньше как-то и не думал, хотя со специалистами работал, но не так «кучно», и проблемы хоть и бывали, но не единомоментно, поэтому видимо не акцентировал на них свое внимание. Итак, какие этапы пришлось пройти лично мне, чтобы найти тех «спецов» с кем можно работать и какие сложности при этом возникли:
Подбор
При наличии огромной массы как экспертных организаций, так и частнопрактикующих специалистов в Санкт-Петербурге, подобрать нужного – профессионального, грамотного – не так-то просто. Начинаешь с обзвона коллег с вопросом, кто работал со специалистом в такой-то отрасли, кто может рекомендовать эксперта, за которого потом не будет стыдно перед клиентом?
И коллеги скажем так, часто отвечают на этот вопрос – да есть, работал, но рекомендовать не буду (долго, дорого, косячит, пропадает со связи, не явился в суд, не подтвердил на допросе свое заключение и т.п.). Путем долгих созвонов, расспросов, обсуждений очерчивается круг из тех, с кем в принципе можно работать.
Коммуникация (по телефону)
Созваниваюсь, коротко обрисовываю вопрос по тематике которого необходимо получить заключение. Приходится сталкиваться с тем, что многие специалисты реально заняты – загружены работой по самые уши, или в разъездах по командировкам, до кого-то вообще не дозвониться. Наконец находишь того, с кем договариваешься о личной встрече в ближайшие дни.
Первая рабочая встреча
Чтобы быстро обсудить рабочие моменты встречаюсь пока без клиента-доверителя (стандартное правило – чем больше участников на переговорах, тем дольше они протянутся). Объем работы, сроки, цена, участие в случае необходимости в судебном заседании, способ и сроки оплаты, заключение договора – все это проговаривается достаточно быстро.
Встреча специалиста с доверителем
Этот этап лучше бы пропустить вообще, но не получается – все равно договор надо подписывать, да и оплата лучше чтобы напрямую шла, сразу в кассу, минуя меня как передаточное звено в этом мероприятии. Вроде бы все уже обсудили на прошлой встрече, доверитель согласен, объем работы, цена и сроки всем известны, но… Начинается то, что можно назвать «надуванием щек» или «парадом тщеславия». Не знаю зачем, но ряд (не все конечно) специалистов решают вдруг показать свою значимость. Обращаться к ним надо не иначе как по имени-отчеству (нет, если человек пожилой, я к нему и так обращусь более уважительно, но если сидим разговариваем я, доверитель и специалист и все плюс-минус одного поколения, то почему доверитель – Михаил, я – Сергей, а ты – Иван Петрович? – ну смешно, ей Богу ведь).
Потом начинает «Иван Петрович» свои регалии и познания нам демонстрировать, терминами на непонятном языке сыпать (умничать). Приходится корректировать, ибо если я перестаю понимать суть происходящего уже на этом этапе – как мы будем дальше общаться? Ну и про экспертизы, которые «Иван Петрович» проводил для организаций уровня «РЖД» и «Газпрома» – как не упомянуть (правда показывать их нельзя – конфиденциально все, но упомянуть – нужно).
Не знаю, какое впечатление производит это на клиента, на меня – плохое. Не люблю понты, хоть и говорят что «хороший понт – дороже денег», может и так, но это именно про «хороший», а не средненький. С грехом пополам возвращаем специалиста к нашему вопросу, успев узнать что он разбирается не только в нем (строительство), но еще является психологом, автотехником и в анатомии немало понимает...
Взаимодействие во время исследования
Упаси меня Бог еще раз дать доверителю и специалисту обменяться телефонами. Не потому, что что-то проходит мимо меня, это не проблема (это я даже за – меньше работы). Проблема в том, что они говорят на разных языках. А прилетает потом с двух сторон мне. Созвонившись например по поводу предоставления документов, подписания договора или оплаты и «зацепившись языками» могут договориться до чего угодно.
Специалист, поскольку вращается в юридической среде и участвовал много или мало в судебных заседаниях по гражданским делам или в ходе расследования и рассмотрения дел уголовных – где-то чего-то понахватался «по-верхам» о том как идет процесс на следствии и в суде (особенно к этому склонны выпускники криминалистических факультетов юридических ВУЗов, ведь у них же дипломы юристов, или те кто ранее служил экспертами в правоохранительных органах). После разговора с ними клиент звонит мне и рассказывает – да вот же тут надо вот так было, а вот здесь можно и по другому сделать...
А специалист тоже звонит мне и говорит – как меня «......» [надоел] твой клиент, чего он мне звонит и отвлекает? Ну так не бери трубку если не хочешь… По одному делу градус этих (ненужных никому по сути) разговоров между ними дошел до того, что специалист заявил клиенту, что консультируя его по юридическим вопросам, он «делает работу его адвоката» (то есть – мою). Зачем он делает чужую работу, тем более плохо – остался без ответа...
Получение исследования
Проверять. Все проверять. Не только выводы. Даты, какие документы были предоставлены, данные доверителя, обстоятельства дела, поставленные вопросы. Косячат и часто в заключении, увы даже те, кто отлично работает по своей специальности. Даже хорошие специалисты страдают невнимательностью. А предоставив заключение с ошибками в суд или следователю – уже ничего не исправишь. И даже пусть ошибки будут техническими, если заключение специалиста идет вразрез с позицией следствия или суда – они могут стать формальным основанием для отказа в приобщении заключения.
Бывают хорошие специалисты?
Да, они есть. Я путем долгих и сложных поисков нашел их для себя. Но рекомендовать никому не буду – иначе когда их помощь понадобится по моим делам – они могут оказаться чересчур загружены работой или поднять расценки слишком высоко...
Ну если только по дружбе – звоните, пишите:
адвокат Сергей Филиппов
+79516665126 Санкт-Петербург