Мне пришлось впервые столкнуться с особенностями в авторском праве Германии. При чтении… довора, что мне предложили, вижу, что всё не так как мне знакомо в американсих договорах. Никак не могу понять, что значит когда мне… объяснили, что авторство в Германии не передаётся. Как же тогда пользоваться материалом, какие принципы существуют и как они отображены в законах, где именно и на что обратить внимание в… договоре.
Ответ:
Основной закон, регулирующий авторские права в Германии – это UrhG Закон о авторском праве и других подобных правах. Основные принципы не сложно понять:
1. Автор любого произведения редко реализует своё искусство самостоятельно. Обычно такая реализация произведения на рынке происходит с помощью и задействием комерциализирующей компании. Так писатель передаёт свой манускрипт книжному издательству, композитор свою симфонию музыкальному издательству, режисёр свой фильм продюсеру, програмист свою программу заказчику и т.д. Чтобы такой «реализатор» чужого труда смог использовать произведения он должен получить права на пользование. Этот процесс получения права урегулирован в авторском договорном праве.
2. Поэтому рекомендовано чётко разделять само «авторское» (непередаваемое) и «авторское договорное» право. Общим смыслом авторского и авторского договорного права является наделение автора правовыми инструментами для контроля за видоми и объёмами использования его произведения. Основными положениями в этом плане являются § 29 (непередаваемость авторского права), §§ 34 Aбз. 5, 41 Aбз. 4, 42 Aбз. 2 (невозможность предварительного отказа от отзывных прав), § 11обязанность адекватного вознаграждения автора и др.
Главное при этом не забывать, что авторское право как таковое согласно § 29 непередаваемо. То есть законодатель исходит из того, что факт создания чего-то кем-то является неизменяемым событием в прошлом, и как любой факт не подлежит «корректировке»,«переносу», «изменению», а лишь его «применению» и «трактовке». (свободное и упрощённое объяснение).
3. Отсюда (в правовом плане) возможно лишь «обременение» этого права договорным положением об использовании произведения другим, то есть основание права пользования § 29 Aбз. 2. Таким образом при основании такого нового (уже передаваемого) права возникает масса правовых вопросов, требующих регулирования, что и делает законодатель Германии в UrhG. То есть он определяет условия передачи прав пользования, оплату таким пользованием и правила отзыва переданных прав. Права пользования, которыми автор наделяет третего могут содержать территориальные, временные или смысловые ограничения, что и составляет суть вопроса о конкретном и сугубо индивидуальном «процессе передачи» их далее.
О договорах:
В законе (UrhG) нет конкретных положений о договорах и нет конкретного специального типа договора и соответственно нет обширных положений о передаче, оплате и отзыве, так же как и условий к волеизьявлению, заключению договора и задержек или неисполнения. При наличии целой цепи переданных прав пользования от первого до последнего «реализатора» UrhG регулирует только то, как и на сколько сам автор может участвовать в этой «цепи правовых актов» с его произведением.
Типы договоров в области авторского права урегулированы только в одной сфере и отдельнм законом, а именно в сфере издательства изаконом об издательствах (VerlG).


Вполне понятный институт представительства, существующий и в России, и в любой цивилизованной стране. Всегда были и будут «изобретатели» и «купцы» ))))
Можно создавать и придумывать сколь угодно гениальные вещи и предметы. Но если им нет применения в общественной массе — то эти изобретения ровным счетом бесполезны. Поэтому без специализирующихся на распространении и продвижении компаний сложно представить современный мир таким, какой он есть.
Настоящий художник должен заниматься творчеством, и не заниматься поиском покупателей на свои работы. Тем более, что есть специалисты и в этом деле. А вот чтобы одни, не обманули других, и нужно обращаться к юристам, причем обеим сторонам ))
В Германии, да и не только — каждый человек имеет право.
В России — почти каждого человека имеет право.
Наш народ имеет право избрать себе власть — и на этом его права
оканчиваются.
У нас говорят по другому: Иметь право — ещё не иметь ничего, а получить его — это владеть им. Das Recht zu haben und das Recht zu bekommen…
И все-таки, как не выдумывай, а обязательным моментом защиты своих прав, в том числе и авторских, является своевременное обращение к юристам, что и изложено в данной статье. Договор между автором и пользователем должен быть понятен автору произведения. Тогда и проблем меньше будет в будущем при защите своих авторских прав.
Также мы видим, что, хотя и авторское право находится под защитой во многих странах, однако, имеются особенности, которые должны быть понятны автору произведения, даже нерезиденту.
В этом и во многих других случаев речь идет скорее не об отношениях между автором и пользователем, а между автором и т.н. "реализатором" прав пользования его произведением на рынке. Видимо в РФ это не совсем принято и развито, но в Германии существует масса организаций именно по реализации авторских прав, для которых существует так же специальный закон, регулирующий такой вид деятельности. UrhWahrnG (Закон о содействии в реализации авторских прав и подобных прав). Имея различную форму собственности такие организации содействуют заключению различных видов договоров. Одними из наиболее известных является GEMA, VG Media, VGF. Об этом (если интересно) может в одной из последующих публикаций.
Считаю правильной такую позицию — автору следует пользоваться представительством уполномоченных на то агентов, но сохраняя свои авторские права. Иначе будет не справедливо, автором должен оставаться только создатель произведения.
В любой стране есть свои особенности в законах регулирующие авторское право. Но прежде чем заключить договор стороны должны обратится к юристам, чтобы в последствии не возникали разногласия в отношениях.
Как же далеко нам ещё до Германии… в нашей стране чаще всего «пользователь» авторского права зарабатывает гораздо больше, чем сам автор обладающий авторским правом.
Грамотное профессиональное разъяснение различий между авторским непередаваемым и авторским договорным правами, со ссылками на параграфы и логическими обоснованиями. Этими знаниями должны владеть в полной степени как непосредственно авторы, так и реализаторы, дабы не возникало споров.
Кстати. В Германии выражение «отечественный автомобиль» не считается
ругательным.
… такого понятия просто нет :-) есть «хороший» или «плохой». Понятия с "...-отечественный" относят скорее к право-экстремистским проявлениям за редким исключением био-фруктов и ягод на рынке, которые вдвое дороже испанских, чилийских или аргентинских. Тут нельзя не «ругнуться» на «отечественное»...