Один из видов договоров, который нам предлагают называется «опциональный». Для автора, творческой личности, труд которого планируется к экранизации, трудно определить значение и тонкости в разных видах договоров. Ранее встречал только заказ или договор о намерениях. Могли бы ли Вы сообщить, на что нужно обратить внимание при опциональном договоре и каково его применение в моей сфере.
Ответ:
Вы правы, такой вид договора применим в немецком авторском праве.
Право на снятие фильма по истории/сценрию передаются самим владельцем этих авторских прав, которым может быть и напр. издательство, владеющее переданными ему правами. Не редко приобретение таких прав на «материал» происходит в рамках и на условиях т.н. «опционального договора», с помощью чего издатель или продюсер оставляет за собой право издания или снятия фильма, определение реализуемости всего проекта, независимо от наличия других прав. Не редко «опция» из такого договора так и не реализуется.
Основным положением авторского права в Вашем случае станет § 88 UrhG в котором урегулированы права на экранизацию. Опциональные договоры, для которых так же действуют положения § 88 Aбз. 1 UrhG, определяют последующее приобретение права на экранизацию путём односторонней реализации опцнона. Опциональный договор между автором ещё не опубликованной книги, сценария и продюсером фильма о приобретении прав на экранизацию не даёт право на протяжении времени действия опциона и до его реализации предпринимать какие либо обрабртки материала для фильма.
Опциональный договор направлен на передачу права и основания односторонней привязанности опционера на определённый срок.
Не редко существуют несколько таких сроков в виде нескольких опционов. Опционер обязуется предоставить права пользования произведением в случае если получатель опциона осуществит действие т.н. «исполнение опциона».
Это характерно отличает договор опциона от т.н. предварительных договоров, в которых оба партнёра наделены обязательствами. На протяжении срока опциона речь идёт об обязательстве, которое подлежит так же отказу или внеочередной отмене. Сам опцион не определяет наделение правом пользования. Во время срока действия опциона, но до исполнения, получатель опциона не имеет права согласно § 23 UrhG осуществлять какие либо «обработки» произведения. Такие обработки требуют согласия автора. Правообладатель и опционер при подобных попытках может пользоваться иском с требованием прекращения и/или возмещения за преждевременное и неправомерное исполнение опциона.
Обычно пциональный договор лишь описывает рамки и содержание тех или иных произведений, ещё не вышедших в свет. Поэтому для ещё не осуществлённых произведений важны положения § 40 UrhG, согласно которым сам смысл будущего произведения должен быть определяем. В опциональном договоре такое определение может иметь обширное описпние содержания или формы. Формулировки типа «следующая серия» охватывает лишь очерёдность по форме и определяет любое первое произведение автора после заключения договора. Таким образом опцион при такой не определённой по содержанию статье договора распространяется лишь на следующее произведение. То же касается сферы издательства. Определение может кроме смысловой формулировки так же относится к временным рамкам напр. «произведения созданные на протяжении последующих 3 лет». Отсюда рекомендовано внимательно и диференцированно подходить к каждому отдельному случаю регулирования статьи опционального договора. Риском может стать при этом недостаточная определённость опциона, т.к. соответственно любое произведение автора может стать предметом спора по такому договору.