Вопрос:
Один из видов договоров, который нам предлагают называется «опциональный». Для автора, творческой личности, труд которого планируется к экранизации, трудно определить значение и тонкости в разных видах договоров. Ранее встречал только заказ или договор о намерениях. Могли бы ли Вы сообщить, на что нужно обратить внимание при опциональном договоре и каково его применение в моей сфере.
 
Ответ:
Вы правы, такой вид договора применим в немецком авторском праве.
Право на снятие фильма по истории/сценрию передаются самим владельцем этих авторских прав, которым может быть и напр. издательство, владеющее переданными ему правами. Не редко приобретение таких прав на «материал» происходит в рамках и на условиях т.н. «опционального договора», с помощью чего издатель или продюсер оставляет за собой право издания или снятия фильма, определение реализуемости всего проекта, независимо от наличия других прав. Не редко «опция» из такого договора так и не реализуется.
 
Основным положением авторского права в Вашем случае станет § 88 UrhG в котором урегулированы права на экранизацию. Опциональные договоры, для которых так же действуют положения § 88 Aбз. 1 UrhG, определяют последующее приобретение права на экранизацию путём односторонней реализации опцнона. Опциональный договор между автором ещё не опубликованной книги, сценария и продюсером фильма о приобретении прав на экранизацию не даёт право на протяжении времени действия опциона и до его реализации предпринимать какие либо обрабртки материала для фильма.
Опциональный договор направлен на передачу права и основания односторонней привязанности опционера на определённый срок.
Не редко существуют несколько таких сроков в виде нескольких опционов. Опционер обязуется предоставить права пользования произведением в случае если получатель опциона осуществит действие т.н. «исполнение опциона».
Это характерно отличает договор опциона от т.н. предварительных договоров, в которых оба партнёра наделены обязательствами. На протяжении срока опциона речь идёт об обязательстве, которое подлежит так же отказу или внеочередной отмене. Сам опцион не определяет наделение правом пользования. Во время срока действия опциона, но до исполнения, получатель опциона не имеет права согласно § 23 UrhG осуществлять какие либо «обработки» произведения. Такие обработки требуют согласия автора. Правообладатель и опционер при подобных попытках может пользоваться иском с требованием прекращения и/или возмещения за преждевременное и неправомерное исполнение опциона. 
 
Обычно пциональный договор лишь описывает рамки и содержание тех или иных произведений, ещё не вышедших в свет. Поэтому для ещё не осуществлённых произведений важны положения § 40 UrhG, согласно которым сам смысл будущего произведения должен быть определяем. В опциональном договоре такое определение может иметь обширное описпние содержания или формы. Формулировки типа «следующая серия» охватывает лишь очерёдность по форме и определяет любое первое произведение автора после заключения договора. Таким образом опцион при такой не определённой по содержанию статье договора распространяется лишь на следующее произведение. То же касается сферы издательства. Определение может кроме смысловой формулировки так же относится к временным рамкам напр. «произведения созданные на протяжении последующих 3 лет». Отсюда рекомендовано внимательно и диференцированно подходить к каждому отдельному случаю регулирования статьи опционального договора. Риском может стать при этом недостаточная определённость опциона, т.к. соответственно любое произведение автора может стать предметом спора по такому договору.

Да 10 9

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Alians-G, vithaupt, Sheriff, cygankov, +еще 1
  • 15 Января 2011, 17:21 #

    Однако! Получается, что автор попадает в кабалу, продавая еще не опубликованное, или даже еще не созданное произведение. И в чем тогда смысл такого договора?

    +6
    • 15 Января 2011, 17:27 #

      Эх темнота :))
      Ничего страшного в этом нет, зато можно не думать, кому продать будущую книгу или сценарий, да еще и предоплату получить. 

      +7
      • 15 Января 2011, 17:46 #

        Хм, наверное ДА ))

        +6
      • 15 Января 2011, 17:53 #

        — Cut !
        — Дубль снят, вопрос отвечен (но не совсем), всем спасибо.
        — Теперь массовочка пошла… ну..., ну...
        — А где «опциональность» в российском праве, опять текст сценария забыли...? Где Иван....?
        — … ещё в гримёрной...

        Хорошего всем настроения и приятных выходных )))

        +4
  • 15 Января 2011, 18:10 #

    Что имеется ввиду под термином «обработка»? если разрешена к примеру экранизация в течении года, и режиссер в этот срок не уложился, хотя уже начал подготовку, или даже съемку, то может ли автор продать право на экранизацию другому режиссеру, и одновременно право на постановку спектакля в театре?

    +4
    • 18 Января 2011, 15:48 #

      Ответ на вопрос по порядку:
      1. Право не «продаётся» а передаётся в пользование для коммерческой реализации «не автором», (в Вашем примере режиссёром),
      2. Сроки регулируются законом в виде обязанности «воздержания от передачи права» экранизации третим, на минимум 2-3 года (в зависимости от вида передачи права на экранизацию § 88,89 UrhG) После начала съёмок уже не может.
      3. Автор может «отзывать» переданное право пользования. Оно возвращается к изначальному владельцу: автору.

      Обработка — это любой вид изменения изначального авторского произведения. Соответственно от вида искусства к произведению применимы  виды обработки.

      +2
      • 18 Января 2011, 16:12 #

        Не перестаю удивляться немецкой чёткости и ясности формулировок! Все разложено по полочкам. Главное, приятно иметь дело с такой систематизацией.

        +2

Да 10 9

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «О чём спросил нас режиссёр, заключая договор (в Германии)? Отрывки вопросов и наших ответов. Часть 40.» 2 звезд из 5 на основе 9 оценок.
Адвокат Фищук Александр Алексеевич
Краснодар, Россия
+7 (926) 004-7837
Персональная консультация
Банкротство, арбитражный управляющий: списание, взыскание долгов, оспаривание сделок, субсидиарная ответственность. Абонентское сопровождение бизнеса. Арбитраж, СОЮ, защита по налоговым преступлениям
https://fishchuk.pravorub.ru/
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/

Похожие публикации

Продвигаемые публикации