Зачем моего сотрудника вызывают на допрос?
Иногда возникают ситуации (мягко назову их «спорными»), в которых некоторые действия руководителей и собственников бизнеса оказываются на стыке гражданско-правовых отношений и моментов, описанных в Уголовном кодексе России. Как правило это связано с движением (или наоборот – с отсутствием движения) денежных средств или имущества. Особенно если деньги – бюджетные, или имущество находится или находилось (должно находиться, но не находится) в собственности государства.
В этих случаях, к лицам контролирующим организацию юридически (генеральный директор, собственник) либо фактически (так называемые – бенефициары), появляются вопросы у сотрудников правоохранительных органов разных ведомств и разного уровня.
Хоть и не в ста процентах случаев, но довольно часто, представители правоохранительной системы до того, как задать вопросы лицам, которые на их взгляд виновны в произошедшем событии, беседуют, опрашивают, допрашивают рядовых сотрудников и руководителей среднего звена, если таковые имеются в организации.
Не будем настолько наивными людьми, чтобы не понимать – о потенциальных проблемах руководители и собственники бизнеса не могут не догадываться. Ради копеечных сумм, о которых можно не знать (забыть) – «схемы» обычно не затеваются, да и правоохранителям таковые вряд ли будут интересны.
Как могут вызвать?
- Повесткой по месту жительства
- Повесткой по месту работы
- Телефонным звонком, сообщением в мессенджере
- Забрать и привезти из дома или офиса (обычно практикуется после обыска)
Являться или нет по вызову без официально оформленной повестки – отдельный вопрос, однозначного ответа на который нет, больше зависит от конкретной ситуации. Коротко скажу – если идти то надо четко понимать – куда, к кому, зачем, по какому вопросу, что спросят и что отвечать. Если не идти – также понимать – какие могут быть последствия, могут ли прислать официальную повестку, выиграешь ли что-то от того, что таким образом потянешь время, или наоборот – проиграешь.
Узнает ли об этом работодатель?
В случае вызова повесткой по месту работы – скорее всего да. В случае если «заберут» после обыска из офиса – тоже да, но будет уже несколько поздно. С обыска из дома – тоже поздно, да и не факт что узнает. Повесткой по месту жительства или телефонным звонком – зависит от того, сообщит сотрудник об этом руководителю или нет, обычно в трудовом договоре такая обязанность отсутствует, да и вряд ли возможно ее прописать в соответствии с ТК РФ. Работник может не сообщить о вызове даже не в связи с тем, что хочет наговорить «гадостей» про работодателя, а просто потому, что не связывает вызов со своей трудовой деятельностью (мало ли кто где хулиганил), либо даже опасаться излишнего внимания к себе начальства или увольнения по этой причине. В 99% случаев – узнает, но иногда – уже после того, как все произойдет.
Можно договориться чтобы сотрудник дал «нужные» показания?
Да. Конечно. Безусловно. Вы можете договориться с кем угодно и о чем угодно. Особенно легко договариваться с человеком, который находится в зависимости от тебя – по работе, материальной, из-за сложившихся дружеских отношений или авторитета старшего, уважаемого, опытного товарища.
Будут ли договоренности соблюдены?
Нет. В подавляющем большинстве случаев – нет. Обещать – не значит жениться. Да, на работе – ты босс, распределяешь отпуска, премии, кабинеты, должности. Но все меняется, когда приходят они ©. И для следователя ты уже не босс, а потенциальный преступник (в лучшем случае — «босс мафии», хотя наверно это плохой вариант). в некоторых случаях, при особой настойчивости следователя, свидетель еще и добавит — кто и какие показания «просил» его дать — такой неслабый бонус при избрании меры пресечения — оказание давления на свидетеля.
Я в своих сотрудниках уверен, мы команда!
Собственник и руководители бизнеса, привыкнув к тому, что их указания выполняются на работе, могут полагать, что данная установка будет распространяться на все сферы жизни, в том числе и на уголовно-процессуальную. Однако это не так. Свидетель в кабинете следователя может быть психологически подавлен, напуган (как минимум ответственностью за дачу заведомо ложных показаний, к которой можно добавить и угрозу обвинения в соучастии в совершении преступления или его сокрытии).
Поэтому обычный, нормальный человек с развитым инстинктом самосохранения, выбирая между пусть даже приятельскими чувствами, испытываемыми к руководителю и страхом потерять работу и испытать некоторую неловкость перед лицом коллег – с одной стороны и пусть даже гипотетической возможностью оказаться не то что в СИЗО, но хотя бы под «прессом» уголовного преследования, пусть и мерой пресечения в виде подписки о невыезде (и надлежащем поведении), выберет понятно что. Безусловно, есть максимально стойкие и упорные люди, но их процент не так велик.
У свидетеля есть право на адвоката?
Как бы да. Но не то что бы прямо есть. Это одно из серых пятен уголовно-процессуального закона. У свидетеля есть право явиться на допрос с адвокатом. Но у следователя отсутствует запрет на допрос свидетеля без участия адвоката, если свидетель явился один. То есть, есть свидетелю поступила повестка, он обратился к адвокату, заключил соглашение на участие в допросе, и они вместе дружно пришли в указанное время в указанный следственный орган – скорее всего проблем не будет и свое право на допрос с участием адвоката свидетель сможет реализовать. А вот если свидетеля привезли с обыска, или «пригласили» пройти к следователю с работы или с улицы – то подавляющее большинство следователей пожмет плечами — «Вы же не явились с адвокатом, почему я должен его ждать, начинаем допрос». Тот факт, что у свидетеля не было ни времени, ни возможности найти адвоката и заключить с ним соглашение – в расчет не принимается.
Какое решение?
В случае, если есть предпосылки каких-то жестких действий со стороны правоохранительных органов в отношении сотрудников (или членов семьи или других близких людей – неважно), не стоит полагаться, что обычный среднестатистический человек сможет быстро сориентироваться в новой и стрессовой для него ситуации – скорее всего нет. Нужно сделать всего две простые вещи:
- Заранее (это важно) обратиться к адвокату, которому доверяешь, с тем чтобы в случае добровольно-принудительного доставления определенного человека, чья судьба Вам не безразлична по тем или иным причинам, в какие-либо правоохранительные органы – адвокат имел на руках подписанное соглашение на представление его интересов (или защиту) и знал фамилию имя отчество человека, которого нужно искать и к кому прорываться через барьеры, которые в некоторых отделах и управлениях рассчитаны на то, чтобы поставить заслон весьма серьезному противнику
- Заранее (это очень важно) – сообщить потенциальному свидетелю о том, что его интересы будет представлять адвокат: ФИО, номер телефона, регистрационный номер, номер удостоверения, (может даже познакомить лично), до прибытия которого показания давать он не обязан, так как такое право установлено пунктом 6 части 4 статьи 56 и частью 5 ст. 189 УПК РФ. А то, что он не явился с адвокатом сразу – так это не его вине, ибо о вызове он предупрежден не был, а доставлен был неотложно и внезапно.
Остались вопросы – звоните +7-951-666-51-26
Адвокат по уголовным делам
Сергей Филиппов, Санкт-Петербург


Уважаемый Сергей Валерьевич, Всё совершенно верно — разумные и дальновидные руководители заранее должны позаботиться о том, чтобы их сотрудников на любых следственных действиях сопровождал адвокат, причем не тот, кто защищает самого руководителя ;)
Уважаемый Иван Николаевич, это точно!
Но многие представители бизнеса живут по принципу — будет проблема, будем решать, зачем платить сейчас (небольшую сумму), вдруг ничего не случится. Но когда случается — расходы возрастают многократно, а вот эффективность также многократно падает...
Уважаемый Сергей Валерьевич, да, именно так — скупой платит дважды!
Уважаемый Иван Николаевич, там не дважды получается )))
Там страшно даже считать во сколько раз больше потом готовы заплатить, чтобы закрыть проблему
Но это уже другая история..
Уважаемый Сергей Валерьевич, ну да! Как то помог гене и прекратил уголовное преследование. Заплатил разово, взял с неё по среднему. Была договоренность о том, что беру фирму на абонемент. Условия обговорили, распечатал текст Соглашения. После этого директор пропала. Ну и хрен с ним… :))
Года через два опять встретились. Похожая проблема. Пришла ко мне. Я ей про абонемент не стал напоминать. Посчитал сумму сколько бы она мне за два года должна была бы заплатить и эту сумму ей объявил. Дорого! Ну ищите другого защитника. Заплатила :) Проблему решил. На абонемент не встала. Ну это её проблемы
Уважаемый Сергей Николаевич, проблема с абонентским обслуживанием организаций для адвоката действительно есть
И она комплексная
Многим руководителям нужно, чтобы юрист сидел в офисе постоянно, ну или на удаленке, но был на связи в рабочее время и занимался всякой мелочевкой — на это у адвоката нет времени
Действительно серьезные проблемы возникают не часто, чтобы за них платить регулярно, тем более тогда безопасник останется без работы, а становиться фактически СБ — адвокату тоже не с руки
Вот и получается, что в штатном режиме адвокат на абонентке ни к чему, но когда ситуация становится нештатной, приходится отдавать денег как в Вашем примере — намного больше…
Уважаемый Сергей Валерьевич, возрастают не только расходы. Слово — не воробей, вылетит, не поймаешь. А когда эти слова уже внесены в протокол, а протокол допроса свидетеля меняется на протокол допроса подозреваемого, а в кабинет заходит человек в костюме, с галсуком, представился адвокатом по назначению и сведения из протокола допроса свидетеля без изменений качуют в протокол допроса подозреваемого, тогда да… Кратность расходов превращается в безвозвратность положения.
Уважаемый Андрей Владимирович, после допроса свидетелем, действительно для маневра остается меньше вариантов — отказ от этих показаний и в СИЗО либо признание — тогда возможно обсуждение меры (даже это далеко не всегда)…