3.3 Транспортно-трасологическая идентификация
Пример 1.
Фото с места ДТП:
В данном случае возникли сомнения повреждения капота автомобиля OPEL ASTRA от столкновения с автомобилем RENAULT DUSTER, поскольку передний бампер первого и задняя часть второго относительно целые.
3d-моделирование привело к принятию верного решения.
Установление границы окончания деформации капота на автомобиле OPEL ASTRA, виды сбоку и сверху:
Плоскость – граница окончания деформации капота в изометрической проекции:
Совмещение масштабных моделей по указанному уровню, виды сбоку и сверху:
Различные виды изометрической проекции:
В результате моделирования стало ясным, что верхняя часть заднего бампера автомобиля RENAULT DUSTER, усиленная внутренней жёсткой балкой-поперечиной, а тем более при торможении (поднятии задней части), проходит над передним бампером автомобиля OPEL ASTRA (тем более при его торможении), а нижняя неокрашенная часть заднего бампера автомобиля RENAULT DUSTER свободна и была подвержена обратной деформации, при этом оставив у оппонента на бампере и номерном знаке только наружные мелкие вмятины и царапины. При контакте задний номерной знак автомобиля RENAULT DUSTER был расположен также выше уровня капота автомобиля OPEL ASTRA.
Пример 2.
Фото с места ДТП:
В данном случае автомобиль CHERY INDIS выезжал со стоянки на дорогу задним ходом и контактировал с передней частью автомобиля ЛАДА ГРАНТА, двигавшегося по дороге. Водителем последнего были заявлены повреждения всей передней части.
Исследование проведено с помощью сопоставления моделей, полученных с помощью фотограмметрии.
Оба автомобиля были отфотографированы по кругу на одной площадке в одно время, в результате чего в программе Agisoft Metashape были получены текстурированные 3d-модели.
Модель автомобиля CHERY INDIS приведена выше.
Уровень детализации автомобиля ЛАДА ГРАНТА после обработки в программе с нужным качеством:
Первая общая зона контакта:
Вторая общая зона контакта:
Далее проведено совмещение моделей по общим зонам контакта.
В результате 3d-моделирования стало ясно, что контакт между автомобилями был, но был касательным, а повреждения в виде вмятия передней части автомобиля ЛАДА ГРАНТА получены до момента ДТП. Именно по этой причине средняя часть заднего бампера автомобиля CHERY INDIS осталась целой.
Здесь следует отметить, что фотограмметрия при должных условиях съёмки хорошей аппаратурой позволяет получить очень качественное отображение поверхностных следов на модели. Это позволяет сделать точную инструментальную (а не мысленную) трасологическую идентификацию объектов контакта. При таком подходе уже не нужна масштабная линейка, поскольку размеры следов можно измерять в программе пикселями с автоматическим переводом в любые единицы длины с точностью до 0,0001 м.
Поверхностные следы на фото:
Те же следы на 3d-модели:
Размещение людей в салоне автомобиля.
Начало моделирования: копирование и выдвижение кресел салона, генерация модели человека:
Моделирование положения и позы водителя, вид сбоку:
Положение водителя, вид сверху:
Водитель в изометрической проекции:
Варианты расположения людей в салоне:
В данном случае при симуляции и анимации столкновения возможно наблюдать траектории перемещения людей в салоне, что при совместных исследованиях будет представлять большую помощь от эксперта-автотехника для эксперта-медика в уточнении характера получения телесных повреждений.
Также при экспертизе по установлению местоположения людей в салоне на момент аварии для органов расследования и суда будет создана максимально реалистичная картина.
Отсюда возникает рекомендация экспертам-медикам к применению программной 3d-среды Blender для своих заключений на основе трёхмерной модели человека, у которой имеются все основные кости скелета и мышцы, для графического представления результатов судебно-медицинских исследований в необходимых случаях. При совместных комплексных экспертизах модель может быть передана автотехнику для ускорения процесса исполнения судебно-следственных задач.
Определение взаимного расположения автомобилей в момент контакта (угол столкновения).
Как известно, в практике взаимное расположение ТС в момент контакта устанавливается по общим зонам окончания деформаций, то есть совмещением плоских моделей в плане по так называемому «краш-профилю».
В данном случае в 3d-виде этот процесс будет иметь максимально точный результат, а термин «угол столкновения» отпадает, поскольку положение будет показано в 3-х мерном виде.
Для этого необходима модель повреждённого автомобиля, полученная с помощью фотограмметрии, и исходная масштабная модель, которые объединяются в одну по общим точкам неповреждённой части, например по центрам задних колёс при повреждении передней части.
На момент написания данной работы не было в наличии полного необходимого набора снимков с повреждениями автомобиля для фотограмметрической модели, поэтому ниже показан процесс моделирования с отрезанной передней частью копии исходной модели.
Установление краш-профиля 3d-моделированием:
После этого пространственное (а не плоское) совмещение моделей будет максимально точным результатом, а это значит, что будут наглядными такие факторы удара, как подъём задней или передней части, продольный или поперечный крены, положение управляемых колёс и др., что позволит получить больше данных о механизме взаимодействия, а соответственно точнее представить стадию сближения.
4 ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе показано, как многофункциональные доступные инженерные инструменты, используемые в большей части для создания иллюзий, с пользой применимы для восстановления действительности.