Работа над обзорной статьей начинается с анализа научной литературы, тематической и географической локализации. Недавно у нас стартовал проект КиберЛенинка – научная электронная библиотека. Эта статья – только подготовка к серьезному научному обзору. Но пока только факты, иллюстрирующие уровень и направления научной деятельности в России и Украине.
Из списка публикаций исключены работы статистического и юридического характера типа «Проблематика уголовных дел по ДТП» или «Анализ динамики ДТП в Кемеровской области». Рассмотрены только те публикации, которые можно отнести к методическим разработкам, независимо от их ценности.
Россия
Комаров Ю. И., Волчков В. М., Федотов В.Н., Лемешкин А. В… Создание модели процесса наезда траспортного средства на неподвиженое препятсвие для экспертной оценки ДТП // Известия Волгоградского государственного технического университета. Вып. 5, том 8. 2008.В статье рассматривается модель процесса наезда автомобиля ВАЗ-21099 на неподвижное препятствие, которая позволяет при экспертизе ДТП оценивать скорость движения автомобиля по характеру деформации элементов конструкции. Конечно-элементным расчетом получена зависимость уменьшения габаритной длины автомобиля от скорости наезда на неподвижное жесткое препятствие.
Подина К. В., Микулич Е. М., Волчков В. М., Зотов Н. М., Комаров Д. Ю. Применение компьютерного моделирования при реконструкции ДТП // Известия Волгоградского государственного технического университета. Вып. 5, том 2. 2012.
В работе описаны возможности пакета PC-Crash и примеры его реального применения для проведения экспертиз по выявлению причин ДТП. Показаны возможные варианты типов решаемых задач. Сделан вывод, что расширение применения специализированных пакетов при проведении как экспертиз причин возникновения ДТП, так и анализа дорожных условий, способствующих их возникновению, существенно сокращает сроки их проведения при одновременном повышении качества экспертиз.
Украина
Торлин В.Н., Ксенофонтова В.А., Ветрогон А.А., Яковенко Е.В. Проблемы и перспективы энергетических методов реконструкции ДТП // Вестник ХНАДУ. Вып. 61-62. 2013.
В статье украинских ученых приведен анализ необходимых организационных и технических мероприятий, направленных на совершенствование и внедрение в экспертную практику конечно-элементного анализа деформаций транспортных средств с использованием современных достижений информационных технологий и приборного обеспечения.
Скляров Н.В. Анализ проблем совершенствования автотехнических экспертиз дородно-транспортных происшествий // Автомобильный транспорт, №29. 2011.
В статье украинского ученого из ХНАДУ проведен теоретический анализ проблем совершенствования автотехнических экспертиз. Автор указывает, что в существующих публикациях практически отсутствуют исследования, учитывающие современный уровень оснащения автотранспортных средств системами автоматизации управления движением, методики позволяют исследовать процесс ДТП только в случае экстренного торможения с полным использованием сил сцепления с дорогой, существующее оборудование и методики использования следовой информации допускают высокую степень погрешности результатов. Основной проблемой является определение энергообмена при ударе или столкновении, или наезде.
Стариков Е. Л. Определение параметров маневра автомобилей при исследовании ДТП // Вестник Харьковского национального автомобильно-дорожного университета. Вып. № 61-62. 2013.
Рассмотрена проблематика исследования обстоятельств дорожно-транспортных происшествий, связанных с маневром автомобиля. Используемые в настоящее время методики Н.М. Кристи (1971), В.А. Илларионова (1980) и В. А. Илларионова (1989) основаны на данных испытании автомобилей ГАЗ-21, ГАЗ-24, Москвич-412,
«Победа», ВАЗ-2101. Показано, что, например, для современного автомобиля Форд Мондео все три методики дают существенно разные результаты, которые в свою очередь существенно отличаются от результатов натурного эксперимента. Предложено синтезировать расчетную и экспериментальную методики исследования маневра.
Торлин В. Н., Ветрогон А. А., Огрызков С. В. Поведение электронных блоков и устройств под действием ударных нагрузок при ДТП // Автомобильный транспорт, вып. 25. 2009.
Рассматривается процесс воздействия ударных нагрузок на элементы конструкции автомобиля, содержащие электронные устройства, предназначенные для обеспечения его пассивной безопасности, сравнивается время их срабатывания со скоростью распространения ударной волны. Показано, что конструкция автомобиля и находящееся в нем электронное оборудование при ДТП подвергаются действию волн упругих и пластических деформаций, распространяющихся с различной скоростью. Действие упругих волн, обладающих меньшей энергией разрушения, может быть нейтрализовано специально разработанными средствами виброгашения, что оставляет в работоспособном состоянии быстродействующие электронные средства, предназначенные для обеспечения пассивной безопасности, что в свою очередь значительно уменьшает последствия ДТП.
Сараев О. В. Проблемные вопросы определения параметров движения транспортных средств при исследовании ДТП // Вестник Харьковского национального автомобильно-дорожного университета, вып. 61-62. 2013.
Рассмотрена проблематика исследования процесса движения транспортного средства после дорожно-транспортного происшествия. Проанализированы недостатки в определении параметров эффективности торможения транспортного средства расчетным путем. Предложен расчетный метод определения скорости движения транспортного средства, оборудованного антиблокировочной системой тормозов.
Могила И. А., Цир Р. Н. Влияние наполнения салона автобуса пассажирами на длину тормозного пути // Вестник Харьковского национального автомобильно-дорожного университета, вып. 61-62. 2013.
Проведены исследования тормозного пути с разными степенями заполнения автобуса в типичных для города условиях эксплуатации с использованием современного оборудования. Установлено, что увеличение степени заполнения автобуса и начальной скорости влияет на установившееся замедление при торможении и длину тормозного пути. Результаты исследования могут быть полезными при проведении экспертиз ДТП.
Корчан Н.С., Варлахов В.О., Ольхов В.С. Экспертиза по определению и анализу скорости движения траспортных средств // Автомобильный транспорт, вып. 25. 2009.
Изложены проблемы, возникающие в судебной автотехнической экспертизе при определении скорости движения транспортных средств на момент дорожно-транспортного происшествия. Предложен способ определения скорости транспортных средств путем исследования электронного блока управления автомобилем, оборудованным системой дополнительных средств пассивной безопасности.
Подведем итоги
На фоне работ западных ученых (пример был недавно показан) приведенные две российские публикации вызывают некоторое обоснованное недоумение. Найдено всего две методические работы.
Одна из них имеет явно исследовательский характер. Однако возникает резонный вопрос о том, зачем заново изобретать велосипед?
Во второй работе авторы рассказали читателям о содержании пользовательского мануала программы PC-Crash и поделились успехом – произведенной с этой программой судебной экспертизой реального ДТП. Хотя вывод авторов о том, что компьютерная программа «сокращает сроки их проведения при одновременном повышении качества экспертиз» в современной России явно имеет большую научную ценность, что могут подтвердить и адвокаты «Праворуба».
Следует не без гордости отметить, что на фоне всех этих российских научных «вестников» и «известий» портал «Праворуб» явно тянет на статус серьезнейшего научного издания в области методических разработок по реконструкции обстоятельств ДТП, а его участники-адвокаты узнали что такое EES гораздо раньше этих ученых от МВД и МЮ РФ.
На фоне же российских исследований в очень выгодном свете смотрятся работы украинских ученых из Харьковского национального автомобильно-дорожного университета. Ими рассматриваются действительно проблемные задачи, опровергаются и уточняются устаревшие экспертные методики, взамен которых предлагаются новые.