В науке так принято, что время от времени кто-то из ведущих ученых в каком-либо научном направлении пишет обзорную статью. Обзорная статья – это верхушка айсберга накопленных знаний, анализ современного состояния проблемы и перспективных направлений движения исследований, обозначение спорных вопросов и критика тупиковых путей.

Работа над обзорной статьей начинается с анализа научной литературы, тематической и географической локализации. Недавно у нас стартовал проект КиберЛенинка – научная электронная библиотека. Эта статья – только подготовка к серьезному научному обзору. Но пока только факты, иллюстрирующие уровень и направления научной деятельности в России и Украине.

Из списка публикаций исключены работы статистического и юридического характера типа «Проблематика уголовных дел по ДТП» или «Анализ динамики ДТП в Кемеровской области». Рассмотрены только те публикации, которые можно отнести к методическим разработкам, независимо от их ценности.

Россия

Комаров Ю. И., Волчков В. М., Федотов В.Н., Лемешкин А. В… Создание модели процесса наезда траспортного средства на неподвиженое препятсвие для экспертной оценки ДТП // Известия Волгоградского государственного технического университета. Вып. 5, том 8. 2008.

В статье рассматривается модель процесса наезда автомобиля ВАЗ-21099 на неподвижное препятствие, которая позволяет при экспертизе ДТП оценивать скорость движения автомобиля по характеру деформации элементов конструкции. Конечно-элементным расчетом получена зависимость уменьшения габаритной длины автомобиля от скорости наезда на неподвижное жесткое препятствие.


Подина К. В., Микулич Е. М., Волчков В. М., Зотов Н. М., Комаров Д. Ю. Применение компьютерного моделирования при реконструкции ДТП // Известия Волгоградского государственного технического университета. Вып. 5, том 2. 2012.

В работе описаны возможности пакета PC-Crash и примеры его реального применения для проведения экспертиз по выявлению причин ДТП. Показаны возможные варианты типов решаемых задач. Сделан вывод, что расширение применения специализированных пакетов при проведении как экспертиз причин возникновения ДТП, так и анализа дорожных условий, способствующих их возникновению, существенно сокращает сроки их проведения при одновременном повышении качества экспертиз.


Украина


Торлин В.Н., Ксенофонтова В.А., Ветрогон А.А., Яковенко Е.В. Проблемы и перспективы энергетических методов реконструкции ДТП // Вестник ХНАДУ. Вып. 61-62. 2013.

В статье украинских ученых приведен анализ необходимых организационных и технических мероприятий, направленных на совершенствование и внедрение в экспертную практику конечно-элементного анализа деформаций транспортных средств с использованием современных достижений информационных технологий и приборного обеспечения.

Скляров Н.В. Анализ проблем совершенствования автотехнических экспертиз дородно-транспортных происшествий // Автомобильный транспорт, №29. 2011.

В статье украинского ученого из ХНАДУ проведен теоретический анализ проблем совершенствования автотехнических экспертиз. Автор указывает, что в существующих публикациях практически отсутствуют исследования, учитывающие современный уровень оснащения автотранспортных средств системами автоматизации управления движением, методики позволяют исследовать процесс ДТП только в случае экстренного торможения с полным использованием сил сцепления с дорогой, существующее оборудование и методики использования следовой информации допускают высокую степень погрешности результатов. Основной проблемой является определение энергообмена при ударе или столкновении, или наезде.

Стариков Е. Л. Определение параметров маневра автомобилей при исследовании ДТП // Вестник Харьковского национального автомобильно-дорожного университета. Вып. № 61-62. 2013.


Рассмотрена проблематика исследования обстоятельств дорожно-транспортных происшествий, связанных с маневром автомобиля. Используемые в настоящее время методики Н.М. Кристи (1971), В.А. Илларионова (1980) и В. А. Илларионова (1989) основаны на данных испытании автомобилей ГАЗ-21, ГАЗ-24, Москвич-412,
«Победа», ВАЗ-2101. Показано, что, например, для современного автомобиля Форд Мондео все три методики дают существенно разные результаты, которые в свою очередь существенно отличаются от результатов натурного эксперимента. Предложено синтезировать расчетную и экспериментальную методики исследования маневра.

Торлин В. Н., Ветрогон А. А., Огрызков С. В. Поведение электронных блоков и устройств под действием ударных нагрузок при ДТП // Автомобильный транспорт, вып. 25. 2009.

Рассматривается процесс воздействия ударных нагрузок на элементы конструкции автомобиля, содержащие электронные устройства, предназначенные для обеспечения его пассивной безопасности, сравнивается время их срабатывания со скоростью распространения ударной волны. Показано, что конструкция автомобиля и находящееся в нем электронное оборудование при ДТП подвергаются действию волн упругих и пластических деформаций, распространяющихся с различной скоростью. Действие упругих волн, обладающих меньшей энергией разрушения, может быть нейтрализовано специально разработанными средствами виброгашения, что оставляет в работоспособном состоянии быстродействующие электронные средства, предназначенные для обеспечения пассивной безопасности, что в свою очередь значительно уменьшает последствия ДТП.

Сараев О. В. Проблемные вопросы определения параметров движения транспортных средств при исследовании ДТП // Вестник Харьковского национального автомобильно-дорожного университета, вып. 61-62. 2013.

Рассмотрена проблематика исследования процесса движения транспортного средства после дорожно-транспортного происшествия. Проанализированы недостатки в определении параметров эффективности торможения транспортного средства расчетным путем. Предложен расчетный метод определения скорости движения транспортного средства, оборудованного антиблокировочной системой тормозов.


Могила И. А., Цир Р. Н. Влияние наполнения салона автобуса пассажирами на длину тормозного пути // Вестник Харьковского национального автомобильно-дорожного университета, вып. 61-62. 2013.

Проведены исследования тормозного пути с разными степенями заполнения автобуса в типичных для города условиях эксплуатации с использованием современного оборудования. Установлено, что увеличение степени заполнения автобуса и начальной скорости влияет на установившееся замедление при торможении и длину тормозного пути. Результаты исследования могут быть полезными при проведении экспертиз ДТП.

Корчан Н.С., Варлахов В.О., Ольхов В.С. Экспертиза по определению и анализу скорости движения траспортных средств // Автомобильный транспорт, вып. 25. 2009.

Изложены проблемы, возникающие в судебной автотехнической экспертизе при определении скорости движения транспортных средств на момент дорожно-транспортного происшествия. Предложен способ определения скорости транспортных средств путем исследования электронного блока управления автомобилем, оборудованным системой дополнительных средств пассивной безопасности.

Подведем итоги


На фоне работ западных ученых (пример был недавно показан) приведенные две российские публикации вызывают некоторое обоснованное недоумение. Найдено всего две методические работы.

Одна из них имеет явно исследовательский характер. Однако возникает резонный вопрос о том, зачем заново изобретать велосипед?

Во второй работе авторы рассказали читателям о содержании пользовательского мануала программы PC-Crash и поделились успехом – произведенной с этой программой судебной экспертизой реального ДТП. Хотя вывод авторов о том, что компьютерная программа «сокращает сроки их проведения при одновременном повышении качества экспертиз» в современной России явно имеет большую научную ценность, что могут подтвердить и адвокаты «Праворуба».

Следует не без гордости отметить, что на фоне всех этих российских научных «вестников» и «известий» портал «Праворуб» явно тянет на статус серьезнейшего научного издания в области методических разработок по реконструкции обстоятельств ДТП, а его участники-адвокаты узнали что такое EES гораздо раньше этих ученых от МВД и МЮ РФ.

На фоне же российских исследований в очень выгодном свете смотрятся работы украинских ученых из Харьковского национального автомобильно-дорожного университета. Ими рассматриваются действительно проблемные задачи, опровергаются и уточняются устаревшие экспертные методики, взамен которых предлагаются новые.

Да 21 21

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Никонов Владимир, maal305-qu, Семячков Анатолий, Морохин Иван, Рисевец Алёна, tambovchanin, alvitvas, e757nem035ct, artemtag
  • 15 Августа 2015, 14:54 #

    Мне представляется, что КиберЛенинка — это полезный для адвокатов портал. Полезный в части «выноса мозга» экспертам в любой области. Так там представлены, в основном, ВАКовские журналы, т.е. солидные издания, всегда можно вменить эксперту, что он не учел современные достижения науки. А то, что наш российский эксперт это не учел, кто бы сомневался?
    :)

    +3
  • 15 Августа 2015, 18:39 #

    Уважаемый Владимир Николаевич, спасибо за полезную информацию!
    КиберЛенинку посмотрю, ранее этот ресурс не видел.

    +2
    • 15 Августа 2015, 18:57 #

      Работы сотрудников Харьковского национального автомобильно-дорожного университета весьма полезны. Единственные в бывшем СССР, кто работает в этой теме, а не просиживает. 

      +2
  • 15 Августа 2015, 20:55 #

    Уважаемый Владимир Николаевич!
    Смог понять «Киберленинку» через интервью главного энтузиаста.
    Однако, сколько у них ещё работы! Даже в России охвачено 400 изданий из 7000.
    Не зависнет ли этот проект как Википедия?

    +4
    • 15 Августа 2015, 21:06 #

      Уважаемый Анатолий Кириллович,
      научные журналы, в основном, планово убыточные. ВУЗы, например, издают их за свой счет, другие берут плату с авторов. А куда деваться — аспирантам публиковаться-то надо, без публикаций научная работа — ноль. Публиковаться в западных изданиях сейчас опасно — пришьют шпионаж. А электронные издания, как в США, у нас пока не пошли. 
      :(

      +3
      • 16 Августа 2015, 04:21 #

        Уважаемый Владимир Николаевич!
        В упомянутом интервью поразило пронзительно-прозрачное признание:
        В Европе и США популярна узкоспециализированная реклама технологичных производств … Проблема в том, что у нас такого производства нет. Кого нам рекламировать? 

        +2
      • 16 Августа 2015, 08:06 #

        Уважаемый Владимир Николаевич, в Росии есть множество государственных (а так же мунициапальных, региональных, отраслевых) «официальных изданий» практически во всех сферах, и постоянно создаются новые — проводятся многомиллионные «открытые» торги/аукционы/госзакупки на право создания федеральных официальных сайтов, но в итоге, большинство этих сайтов появляются мертворожденными, неудобными, бесполезными — люди ими не пользуются. 

        Как я понимаю, схема всегда одна и та же — выбивание фондов под какую-нибудь госпрограмму, проведение розыгрыша среди «понимающих» фондополчателей, получение отката (от 50%) и бравурный доклад о выполнении очередного пункта программы. 

        +5
        • 16 Августа 2015, 10:54 #

          Уважаемый Иван Николаевич, да и черт бы с ними, с «мертворожденными, неудобными, бесполезными». Хуже было бы, если бы их не было — где бы мы тогда глупость ихнюю обозревать могли? А так сразу видно, что наши сегодняшние «основоположники» самым ленивым студентам тех, прошлых «основоположников», даже в подметки не годятся. Если уж в 400 академических изданиях только 2 методические статьи на фоне бурного потока западных работ, то это даже не мозговой застой, а полное мозговое отсутствие.

          +3
  • 16 Августа 2015, 13:44 #

    Уважаемый Владимир Николаевич, Ваша публикация в очередной раз заставляет задуматься о двух вещах. Во-первых, о том, что наше общество продолжает деградировать и с этим нужно срочно что-то делать. Во-вторых, безусловно, есть ещё умные, талантливые молодые люди, но многим из них не удаётся пробиться и донести свои знания до других людей. 

    +3
    • 16 Августа 2015, 15:32 #

      с этим нужно срочно что-то делать
      Уважаемая Алёна Александровна, попробуйте объяснить алкоголику, что он алкоголик. Не поверит и обидится! Так и этим. Но в будущем рабочих мест, где нужны кайло и лопата, им хватит.

      +3
  • 18 Августа 2015, 08:28 #

    Владимир Николаевич, скоро победим всех внешних врагов и пятую колонну и сразу начнем научную работу (если к тому времени силы останутся)…

    +1
  • 18 Августа 2015, 08:46 #

    Уважаемый Владимир Николаевич,
    Следует не без гордости отметить, что на фоне всех этих российских научных «вестников» и «известий» портал «Праворуб» явно тянет на статус серьезнейшего научного издания в области методических разработок по реконструкции обстоятельств ДТП,Вашими усилиями, Владимир Николаевич, Вашими усилиями :)

    +1
  • 18 Августа 2015, 10:04 #

    Уважаемый Владимир Николаевич, в советские времена богатая методическая работа в области авто-экспертизы велась в Казахстане. Может и у них сейчас есть какие-то новые методики? Их методика, как мне кажется, была лучше, чем наша.https://yadi.sk/i/_MefCvfyiWMjD

    +2
    • 18 Августа 2015, 15:33 #

      Уважаемый Владимир Борисович, в Казахстане такой же застой. Видно, действительно, все идет по спирали — от мракобесия к свету знаний и обратно. Жаль только, что эта диалектика почему-то всегда у нас, а не у них.  

      +2
  • 18 Августа 2015, 11:44 #

    Следует не без гордости отметить, что на фоне всех этих российских научных «вестников» и «известий» портал «Праворуб» явно тянет на статус серьезнейшего научного издания в области методических разработок по реконструкции обстоятельств ДТП
    Я уже давно поменял список используемой литературы со старых ВНИИСЭ на статьи Владимира Николаевича :)
    Владимир Николаевич, скоро уже можно будет собрать статьи с Праворуба в полноценный учебник!

    +3
    • 18 Августа 2015, 15:34 #

      Полноценный учебник готовлю, уважаемый Артем Данилович. Ждите :) 

      +2
      • 18 Августа 2015, 17:41 #

        Особенный раздел учебника прошу Вас посвятить нашей гос. экспертизе. Нужно снять с них этот нимб святых в глазах наших судей, путем сравнения уровня наших методик в АТЭ и уровня зарубежных методик. Сколько пытаюсь нашим судьям объяснить, что наши гос. эксперты единственное что изобрели — это машину времени и активно ею пользуются при производстве экспертиз. Или как Вы ещё назвали их способность - ясновидением :)

        +2

Да 21 21

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Научные публикации о методиках автотехнической экспертизы в России и Украине» 4 звезд из 5 на основе 21 оценок.
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/
Адвокат Фищук Александр Алексеевич
Краснодар, Россия
+7 (932) 000-0911
Персональная консультация
Юридическая помощь, представление и защита интересов граждан и бизнеса. Абонентское юридическое сопровождение, консалтинг. Банкротство. Очно, дистанционно, все регионы РФ. Консультации платные
https://fishchuk.pravorub.ru/

Похожие публикации

Продвигаемые публикации